Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
2 комментарияБез Дыховичного
Фестиваль арт-хауса "Завтра" посвятили Дыховичному
Международный фестиваль современного кино «Завтра» – пожалуй, единственное мероприятие такого рода в России, за развитием которого нужно следить всем синефилам. Программа, как обычно, разнообразна и составлена из арт-хауса фильмов «новой волны», которые, как уверяет программный директор Алексей Медведев, «стоят потраченного на них времени». Праздник, однако, зримо омрачили два обстоятельства: кризис и смерть президента «Завтра/2Morrow» Ивана Дыховичного.
На программе третьего кинофестиваля «Завтра» явственно сказался кризис: фильмов в секциях было ощутимо меньше, чем год назад, что, впрочем, не так уж и плохо – у зрителя не разбегались глаза, его избавили от муки выбора. Более того, программа была составлена – за редкими исключениями – с заботой о нем, о зрителе.
Автобиография Ксавье Долана «Я убил свою маму» – чересчур истеричная история вечного противостояния детей и родителей
Из девяти фильмов, представленных на конкурс, большая часть – дебюты (или вторые фильмы) молодых режиссеров, не успевшие прогреметь в прокате, но с неплохим фестивальным опытом. Среди них иронический взгляд на природу спортивного фанатизма («Большой фанат») от сценариста «Рестлера» Роберта Сигела; малазийский мюзикл «Все билеты проданы!» Ю Жун Ханя; сумбурный, но не лишенный остроумия медитативный роуд-муви «Север», исполненный своеобразного мрачного норвежского юмора; и, пожалуй, первый реальный претендент на главный приз жюри «Завтра», первая картина (и сразу автобиография) 20-летнего Ксавье Долана с провокационным названием «Я убил свою маму», чересчур истеричная, но не стесняющаяся нелицеприятных выводов история вечного противостояния детей и родителей.
Особняком стоит новая работа обладателя гран-при Каннского МКФ Бруно Дюмона «Хадевейх», рассказывающая о слепой любви к Богу, которая позволяет метаться из одной конфессии в другую и попутно взрывать бомбы.
Среди фаворитов в номинации на лучшую женскую роль – Каталина Сааведра, сыгравшая «домомучительницу» Ракель в фильме Себастьяна Сильвы «Служанка». Ожесточенная, замкнутая и усталая, без меры преданная своему делу, она знает наизусть семью, в которой работает уже более 20 лет. Когда ей в помощь нанимают еще одну служанку, вскипает ревность – Ракель начинает жестокую психологическую войну.
- Дорогой малыш Иисус
- Чужой среди своих
- Кино экономкласса
- Нацисты с перспективой
- Кустурица предал русских
- Люди, которые смотрят на козлов
- Фестивали заменили прокат
На звание лучшего актера с уверенностью претендует Драгос Букур из румынской картины «Полицейский, прилагательное» Корнелиу Порумбойо, описывающей бессмысленность и абсурдность правоохранительной системы и закона в целом.
Помимо конкурсной программы поклонники арт-хауса могли оценить ретроспективу канадца Гая Мэддина, чей последний фильм «Мой Виннипег» был представлен российскому зрителю на прошлогоднем фестивале «Завтра». В смотр были включены классические фильмы режиссера: «Архангел (ьск)» (1990), «Самая грустная музыка на свете» (2003), «Сказки больницы Гимли» (1988) и экспериментальный балет по Брэму Стокеру «Дракула: страницы из дневника девственницы» (2003).
Отметим, что в этом году фестиваль был посвящен режиссеру Ивану Дыховичному, который являлся президентом «Завтра» с момента его учреждения и чья недавняя смерть наложила отпечаток на всю атмосферу киносмотра, сделав его менее восторженным, но ни в коей мере не траурным событием. В честь Дыховичного была подготовлена к показу целая программа его фильмов – от ранних короткометражек, через «Прорву» и «Копейку» – к последней работе «Европа-Азия». Показы всех фильмов осуществлялись бесплатно, в отличие от основной программы.
Небезынтересной в этом году выдалась и секция «Гала-премьеры», куда отбирались самые неоднозначные картины: мини-сериал «Зеленое порно» актрисы Изабеллы Росселини и продюсера Джоди Шапиро; «Жажда» Пака Чан Ука, автора «Олдбоя» и «Сочувствия госпоже Месть»; греческий «Клык» Гиоргоса Лантимоса, удостоенный приза программы «Особый взгляд» в Каннах-2009; добравшийся до большого экрана с 20-летним опозданием мистический эзотерический хоррор «Святая кровь» живого классика сюрреализма Алехандро Ходоровски, председательствующего в жюри «Завтра».
К слову, состав жюри в этом году стал чуть ли не интереснее, собственно, фильмов. 80-летний Ходоровски, показавший помимо «Святой крови» еще один свой шедевр – «Священную гору» (1973), запрещенную в американском прокате. Любимый актер «голландского периода» Пола Верхувена Рутгер Хауэр, известный российскому зрителю по фильмам «Попутчик», «Бегущий по лезвию бритвы», «Город грехов». Французский режиссер Жан-Стефани Совер, чья картина «Джонни Бешеный пес» получила гран-при на втором фестивале «Завтра». Актриса театра «Мастерская Петра Фоменко» Полина Агуреева («Долгое прощание», «Эйфория»).
Фильмами открытия и закрытия стали новые работы классиков кинематографа: «Пределы контроля» Джима Джармуша и «Сорняки» Алена Рене, каждая из которых требует отдельного подробного разбора. Читайте о них в газете ВЗГЛЯД в ближайшие дни.