Тимур Шафир Тимур Шафир Голливудский протест против Трампа оказался спектаклем

Том Хэнкс объявил о своем решении покинуть США после победы Дональда Трампа. Этот политический жест подчеркивал несогласие актера с новым руководством сверхдержавы. Однако уже через два дня после отъезда Хэнкс вернулся в Штаты, объяснив это фразой: «Хлопать дверью – не в моих правилах». Ну, ок.

13 комментариев
Марина Хакимова-Гатцемайер Марина Хакимова-Гатцемайер Чем больше размышлений о будущем ребенке, тем сложнее на него решиться

«Жизнь дорожает, в политике нестабильность, надо сначала обустроиться, обложиться финансовыми подушками». Люди с таким мышлением никогда не будут довольны собой, своей жизнью. Им всегда будет мало. Мало будет именно им, а не ребенку, которому необходимы лишь любящие родители.

7 комментариев
Владимир Можегов Владимир Можегов Правый поворот Европы неостановим

Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной.

13 комментариев
7 мая 2008, 09:14 • Культура

Фотовзгляды Лены Мартынюк

Фотовзгляды Лены Мартынюк
@ dombulgakova.ru

Tекст: Михаил Шабашов

Кто еще не знает эту фамилию – запомните. Благодаря фотографиям Лены можно унестись в волшебные выси. Увидев ее работы, захочется их иметь у себя и смотреть, вглядываясь в детали, пытаясь разгадать сказочный узор мысли автора

«Эта профессия – не мой выбор. Каким талантом меня Бог наградил, тем делом я и занимаюсь. К этой работе я не приходила через какие-то тернии, выборы, пробы. Я счастливый человек, потому что занимаюсь любимым делом. Меня часто спрашивают – когда ты отдыхаешь? А от чего? От любимой работы?» − говорит Лена.

Талант от Бога

Жириновский у меня и сквозь бумагу прорывался, и в римской тунике сидел. Я ее на него надела, открыла плечи – и получился Сократ!..

Ее дедушка занимался фотографией. Для внучки это было чудом. Красный свет, лаборатория, проявитель, закрепитель, живая и мертвая вода. Опускаешь лист бумаги – и вдруг там проявляется изображение… Магия ведь! И смысл в фотографии гениальный – останавливается время.

Лена училась в одесской художественной школе. В четвертом классе стала просить фотоаппарат. Ей купили. После школы поступила в художественно-графический институт − изучала рисунок, живопись. Фотография оставалась на уровне хобби. Клацала подружек.

«Потом у меня в голове щелкнуло – а если фотографии делать на уровне картин? Тогда ведь никто не учил этому. Выходил только журнал «Советское фото»… Стала сама пробовать. Я тогда преподавала в художественной школе. В выходные дни сдвигала все мольберты, приглашала подружек в качестве моделей и одевала их в разные костюмы. Фантазировала по полной программе. Использовала свет из окна…» − вспоминает Лена.

Следующей ступенькой стал одесский фотоклуб. Его участники обсуждали все тонкости своего увлечения, организовывали фотовыставки. Там Лена узнала адреса международных салонов художественной фотографии, куда можно было отправлять свои работы.

В 1990 году фотографию Лены Мартынюк под названием «Ольга» на выставке в Лондоне наградили золотой медалью. «Там была изображена красивая обнаженная девушка «из темноты» в стиле Рембрандта».

Участникам выставок рассылали каталоги. Она смотрела, сравнивала, анализировала работы своих коллег. Потом приглашения пошли одно за другим. В течение 15 последующих лет Лена Мартынюк участвовала во многих фотовыставках.

Результат − 150 наград. Одна из них – уникальная. В Австрии, в городе Линз ежегодно проходит престижная фотовыставка, которую называют фотографическим Оскаром.

За двадцать лет проведения этого «соревнования» Лена стала первой женщиной, которая получила Гран-при. А недавно она стала обладательницей еще одной награды из Франции. В Масконе выбрали три десятка фотографов со всего мира и пригласили их приехать с шестью своими работами.

В числе этих избранных была и Лена. Она представила серию работ под названием «Памяти Леонардо», сюжет которых состоит из переплетенных обнаженных человеческих тел. Шедевральные вещи… За них ей присудили третье место. Приехала оттуда с большим кубком и медалью.

− Говорят, что в жизни трудно пробиться. Ваш опыт говорит обратное… − говорю ей.

А я никуда и не пробивалась! Я знаю, что к своему делу нужно относиться с любовью. Если не вкладывать любовь, то и ответа не будет! Я отдавала много времени, сил и любви и не думала ни о каких наградах. Они сами меня нашли! И приглашения, и заказы. Люди сами хотят, чтобы именно я сделала фотографию, потому что нравится мой почерк, стиль и манера. Мои работы узнаваемы. Их видят – и сразу отмечают про себя: «Это необычно! Это красиво…» Я глубоко убеждена в том, что ты станешь востребованным в своей профессии, если будешь лучшим в ней. Мой сын, когда был маленьким, спрашивал – кем стать? Я ему всегда говорила – будь, кем хочешь, но надо быть лучшим! А награды и прочие «сопутствующие» атрибуты уже просто подтверждают то, что ты на своем месте.

− И кем стал сын?

Хирургом. Он уже окончил медицинский институт.

Три года Лена Мартынюк работала главным фотохудожником в журнале «Модерн» − делала обложки. Однажды у нее возникла идея сфотографировать Владимира Жириновского.

Портреты знаменитостей

20 лет назад Валерий Леонтьев стал первым «VIP-клиентом» Лены Мартынюк (фото: dombulgakova.ru)
20 лет назад Валерий Леонтьев стал первым «VIP-клиентом» Лены Мартынюк (фото: dombulgakova.ru)
«Я почему-то сразу представила его в виде Понтия Пилата. Зная, что он откликается на такие эксперименты, навела «мосты». Он попросил выслать мое портфолио. Выслала. Ответом было сообщение, что Владимир Вольфович согласен сниматься. Его пресс-секретарь сказал, что у меня будет минут двадцать. А когда Жириновский приехал, то в студии он пробыл три часа…

Доверился мне.

Он у меня и сквозь бумагу прорывался, и в римской тунике сидел. Я ее на него надела, открыла плечи – и получился Сократ! Когда я готовила его к съемке, к нему подошел охранник и сказал, что, мол, он известный политик, а обнажается. На что Жириновский ответил: «Она гений! Я ей доверяю!» Потом мне рассказывали, что мои фотографии он в кабинете у себя развесил и многим раздарил…»

Через вспышки фотоаппарата и таланта Лены Мартынюк прошло очень много известных людей. 20 лет назад Валерий Леонтьев и Михаил Боярский стали первыми ее «VIP-клиентами».

Результат фотосеансов превзошел все ожидания! И это происходит со всеми, кто соприкасается с творчеством Лены. Поэтому многие артисты и певцы, кого она фотографировала, поддерживают с ней дружеские отношения. Михаил Пореченков, Константин Хабенский, Сергей Безруков, Владимир Стеклов, Юрий Васильев из театра Сатиры, Наташа Королева с Тарзаном...

Они могут уже вместе пофантазировать и придумать сногсшибательные сюжеты. И не денег ради, а творчества для.

С Зурабом и Никасом

На полотнах Лены Мартынюк обретают второе дыхание мотивы Достоевского, Лермонтова, Чехова, Гоголя, Булгакова. Лена стала одним из персонажей передачи из цикла «Поэтический театр Романа Виктюка». Декорации к его спектаклю «Дон Жуан» оформлены в виде ее больших фотографий. Актеры театра Виктюка – ее модели. «Дима Бозин – просто гуттаперчевый человек. Мы с ним столько красивых проектов сделали. Тесно сотрудничаю с труппой балета Михайловского из Питера» − рассказывает Лена.

Два года назад в Доме Булгакова устраивали совместную экспозицию работ Церетели и Никаса Сафронова. Предложили участвовать и Мартынюк. Она отобрала два десятка своих работ.

Успех не заставил себя ждать. Но, кроме этого, у работников дома Булгакова возникла ответная симпатия к Лене. Два года постоянных контактов завершились тем, что свою фотостудию она перебазировала в квартиру напротив 50-й, «нехорошей», в которой жил Воланд. В доме Булгакова мы с ней и встретились.

«Здесь такая потрясающая аура! Магию этого места ощущаешь физически! Тут очень комфортно. Тут такие люди замечательные работают. Мы стали уже близкими по духу! И потом – я ведь каждый день хожу по ступенькам, по которым ходил Булгаков» – говорит Лена.

Скоро выйдет большая книга Мартынюк. «Туда вошли практически все мои работы. Это труд моей жизни. Я так мечтала об этом. Когда книга выйдет, организуем презентацию в доме Булгакова. Все красиво будет. Планируем это сделать в конце марта».

В ближайшей перспективе это единственная возможность публично увидеть работы Лены. Ибо, чаще всего, организовать выставки ей предлагают за рубежом.

У нас почему-то с такими инициативами мало кто выступает. Поэтому остается только любоваться содержимым ее сайта. Но и этого будет достаточно, чтобы стать «ужаленным» ее способностью материализовывать волшебство.

Зерном ее работ всегда является живое существо. Если это человек, то он возникает в ауре какой-то сказки, истории вокруг него. «Я пыталась натюрморты делать. Но все равно, мне обязательно нужно, чтобы была живая улитка! Без живых элементов у меня не получаются работы…»

Лена может человека раздеть, облепить глиной, обмакнуть в краску и обсыпать перьями. Но это стоит того, чтобы потом увидеть и ахнуть от замысла, с которым художник подходит к каждой своей работе.

− Скажите, для Вас осталось чудом проявление фотографии на бумаге?

− Да. И когда я работала таким способом, да и сейчас тоже. Очень редко, но иногда я прибегаю к такому воплощению каких-то моих идей. А порой даже скучаю по запаху химикатов… Теперь же фотошоп: нажал кнопку – и получай любой оттенок, который тебе нужен.

Остается добавить, что оттенки, которые находит Лена Мартынюк – единственные в своем роде. Как и ее работы. Посмотрите – и вы убедитесь в этом сами.

..............