Глеб Простаков Глеб Простаков Китай и Россия сыграют в игру на раскол Европы

Первым в топку экономической войны с КНР американцы, вне всяких сомнений, бросят Евросоюз, который является вторым по значимости после самих США торговым партнером китайцев. Однако плюшек, которые предлагает Китай, может оказаться недостаточно для того, чтобы европейские страны предали гегемона – слишком велика зависимость от США.

0 комментариев
Игорь Мальцев Игорь Мальцев Чем смешны убеганты

«Популяризатор науки» считает, что именно из средств от ее лекций в Европе можно будет составить бюджет нового государства в Монголии. Теперь вы понимаете, каков уровень государственного мышления у людей, которые на Болотной кричали «Мы здесь власть!».

12 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Средней Азии придется играть по новым миграционным правилам

Если в аэропортах счет непропущенных в РФ идет на десятки и сотни человек, то на сухопутных пунктах пропуска (на российско-казахстанской границе) – на тысячи. Пытающихся попасть в Россию гастарбайтеров – прежде всего таджиков – тщательно проверяют.

15 комментариев
1 марта 2008, 11:43 • Культура

Буддист Серебряного века

Буддист Серебряного века
@ culture.pskov.ru

Tекст: Олег Рогов

Сологубу повезло, одного из его персонажей упомянул в своей статье сам Ленин, обозвав Передоновым чиновника Министерства народного просвещения. (Передонов – герой романа «Мелкий бес», школьный учитель, консерватор и предельно патологический тип.)

Ну и что, казалось бы, такая малость, мало ли кого с кем сравнивают. Но из уст вождя мирового пролетариата по определению никогда не могло выходить ничего случайного и с Сологубом следовало разобраться.

Одиозный классик

Какая жалость, что Сологуб был «реакционером»! У него ведь сугубо пролетарское происхождение!

С одной стороны, Ленин не хвалил писателя, с другой – не бранил его. Следовательно, надо было держаться какой-то средней линии в отношении Сологуба. Высокое искусство такого акробатического подхода и было продемонстрировано советскими культурными функционерами.

Вышел толстый и вполне представительный том стихотворений Сологуба в серии «Библиотека поэта» в 1975 году. Впрочем, предыдущий сборник появился за тридцать шесть лет до выхода этого собрания произведений.

Из прозы издавался только «Мелкий бес» – в 1933 году в серии «Academia», что немедленно придало писателю статус классика. На этом, впрочем, знакомство нового поколения читателей с прозой Сологуба и закончилось.

Даже «Мелкий бес» практически не переиздавался, если не считать кемеровское издание 1958 года (директора издательства за эту непозволительную вольность сняли с работы) и неизменное присутствие отдельных глав романа в хрестоматиях для филологических факультетов. Сравните со статистикой прижизненных изданий этого романа Сологуба – их было 11.

Дело в том, что кроме Ленина был еще и Горький, который Сологуба терпеть не мог, и всякие видные марксисты, в том числе, увы, имевшие отношение к литературе.

Например, Воровский и Ольминский. С их легкой руки Сологубу намертво прилепили ярлык реакционера, и несколько десятилетий советские литературоведы послушно пережевывали определение его творчества как «пессимистического» и «проникнутого болезненной эротикой».

Не могу не привести характерный образец: М. Ольминский «уличил Сологуба в цинически-бездушном отношении к действительности, в человеконенавистническом презрении к жертвам буржуазного социального строя.

Выступление М. Ольминского было непосредственно вызвано пошлым и клеветническим стихотворением Сологуба «Три девы», но основания к нему давало все содержание творчества Сологуба» (текст из десятого тома «Истории русской литературы», подготовленной Академией Наук СССР, книга вышла в 1954 году).

Потаенная традиция

Какая жалость, что Сологуб был «реакционером»! У него ведь сугубо пролетарское происхождение! Отец – портной, мать – прислуга, из крестьян. Сам он закончил Учительский институт (нечто вроде нашего педагогического) и приехал из Петербурга в самую что ни на есть дыру – городок Крестцы, который описан им в первом романе «Тяжелые сны». Описан тщательно и подробно, зло и смешно, без любви: кругом грязь – и на улицах, и в душах.

Учительствуя, Сологуб пишет стихи и публикует их в журналах, благосклонных к творчеству писателей, близких к символизму. Мережковский, Гиппиус, Брюсов – ключевые фигуры так называемого раннего символизма, Блок и Белый придут позже, что заставит говорить о младосимволистах, их произведения и мировоззрение будут сильно отличаться от творчества «отцов-основателей».

Сологуб очень быстро стал известен читающей публике. Его стихи чаще всего характеризовались как «опасные и завораживающие», Сологуб принципиально традиционен в плане формальном (ритм, рифма), что лишь подчеркивает необычное для русской поэзии содержание и непривычные смысловые нагрузки образного ряда. Так, солнце у него – источник страдания, смерть – радостная освободительница.

Этот производящий столь мощное впечатление стихотворный прием найдет свое продолжение в поэзии Евгения Кропивницкого и Игоря Холина: классическая форма и шокирующее содержание (в случае этих поэтов – быт рабочей окраины)

Сологуб пишет о небытии, магии, небесной любви и невозможности выйти за пределы «эго».

Злое земное томленье,
Злое земное житье,
Божье ли ты сновиденье,
Или ничье?

Он едва ли не первый буддист в русской литературе. Буддист в самом широком смысле, так как он пишет о фундаментальных основах буддийской традиции (я и мир, множественность субличностей, границы «я»), а не сугубо религиозные стихи.

Стихи Сологуба практически не меняются с течением времени, трудно отличить тексты 1880-х годов от стихов 1920-х. Тот же плавный ритм, та же тематика (разве что стихи о войне и революции выбиваются из общего ряда), настолько явно выраженная, что его стихи вполне узнаваемы.

Наверное, дело в том, что Сологуб четко придерживается определенного мировоззрения: реальность призрачна, мечта реальна.

Я бог таинственного мира,
Весь мир в одних моих мечтах.
Не сотворю себе кумира
Ни на земле, ни в небесах.

Проза Сологуба тоже двойственна. Она наследовала русской классической литературе, разделяла ее гуманистический пафос. Произведения населяли обычные персонажи: учителя, мещане, городовые.

Вот только вести они себя начинают дико и непривычно, причем не сразу, а исподволь, приучая читателя к безумию, для того чтобы логически привести его к трагедии, которая, как правило, разворачивается на последних страницах.

Этот мотив – неожиданное поведение привычных персонажей – потом будет активно использовать в своей прозе Владимир Сорокин.

В 1892 году Сологуб возвращается в Петербург, и после выхода романа «Мелкий бес» его знает вся читающая Россия. Следующий роман, трилогия «Творимая легенда», лишь упрочит его скандальную славу, которая пойдет на убыль после октябрьской революции и обернется полузабвением.

Популярный буддизм весьма востребован современным обществом – начиная от психоделического движения 60-х вплоть до прозы Пелевина. Тем интереснее читать сегодня Сологуба, наивно, но неуклонно твердящего в своих стихах о том, что мы сами создаем слой мира, в котором проживаем то, что кажется нам жизнью. Впрочем, это еще и просто хорошие стихи, и добротная проза.

..............