Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

13 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

0 комментариев
Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

18 комментариев
11 февраля 2008, 10:38 • Культура

Белокурая бестия, одержимая небом

Белокурая бестия, одержимая небом
@ astrologanna.com

Tекст: Олег Рогов

Главная ретроспектива недели – цикл фильмов по каналу «Культура» с участием великой «белокурой бестии» Марлен Дитрих. Прекрасная возможность увидеть актрису в фильмах, снятых преимущественно в 30-е годы, не пропустите «Шанхайский экспресс» (14 февраля, 10.50) и «Марокко» (12 февраля, 10.50), сделанные Джозефом фон Штернбергом, и более поздний фильм Билли Уайлдера «Зарубежный роман» (15 февраля, 11.00).

Эти фильмы – вне конкуренции, об остальных читайте в обзоре лучших фильмов недели – традиционной рубрике газеты ВЗГЛЯД.

«Сын» (17 февраля, «Культура», 23.05) – 10/10

Фильм любопытен тем, что перед нами первая попытка экранизации прозы Харуки Мураками

Фильм, снятый знаменитым тандемом братьями Жан-Пьером и Люком Дарденнами в 2002 году, они же – сценаристы.

Как и предыдущие их фильмы, эта картина продолжает исследование границ и пределов человечности, на которое в европейском кино отваживался с такой радикальностью только Кшиштоф Кесьлевский.

Фильм начинается как триллер, заканчивается как греческая трагедия – очищающим катарсисом.

«Авиатор» (14 февраля, «Россия», 00.25) – 9/10

Байопик Мартина Скорсезе, снятый в 2004 году. Фильм про предпринимателя Говарда Хьюза, который был столь же целеустремленным, сколь и неадекватным.

Это фильм про мечту, которую можно воплотить, когда есть деньги. Сами по себе они – ничто, но как средство для покорения неба, например, – великая сила.

Эксцентричный миллионер в исполнении Леонардо Ди Каприо, то снимающий кино, то занимающийся игорным бизнесом, словно томится по какому-то смыслу, который дает ему только небо.

Это бенефис актера, который выкладывается на полную катушку, еще раз доказывая зрителю, что его роль в «Титанике» – отнюдь не главная в его жизни.

«Непрощенный» (12 февраля, НТВ, 00.45) – 7/10

Один из поздних фильмов Клинта Иствуда.

Снимать вестерн в 1992 году – дело рискованное. К этому времени по жанру уже проехались асфальтовым катком издевательские пародии, его развели как составную часть коктейля в эклектичных кинозрелищах, героический пафос классического вестерна выветрился, казалось, навсегда.

Иствуд рискнул, поставив сразу на двух лошадок.

Во-первых, по его признанию, Иствуд объединил в этом фильме «все то, что мы любим в вестернах», во-вторых, обострил традиционную схему до предела, когда условность зрелища куда-то девается и ты ловишь себя на искреннем сопереживании героям.

На них, собственно, клейма ставить негде – Клинт Иствуд и Морган Фримен играют двух бандитов на покое, которым приходится в последний раз проявить былые качества, потому как их зачерствевшая от крови и пьянства, но нежная где-то в самой потаенной глубине душа не может терпеть беззакония злодея шерифа (его играет Джим Хэкман).

«Тони Такитани» (15 февраля, «Культура», 00.25) – 7/10

Фильм Дзюна Икитавы, снятый в 2005 году. Режиссер начинал с рекламного агентства, потом перешел к видеорекламе и три раза подряд получал Гран-при Международного фестиваля рекламы в Канне.

Фильм любопытен тем, что перед нами первая попытка экранизации прозы Харуки Мураками. Проза эта широко известна во всем мире и полюблена за ее универсальность, японская идентичность у Мураками – лишь штрих в жизни человека, потребляющего не имеющие жесткой национальной привязки модные бренды, будь то одежда или музыка.

Но человек этот весьма специфичен, одержим одиночеством и каким-то пунктиком, который активно выстраивает его жизнь. Итикава снял фильм по рассказу, вошедшему в известный у нас сборник «Призраки Лексингтона», это история о грустном романе художника-модельера к женщине, одержимой нарядами.

Меланхоличное зрелище, вполне адекватное прозе Мураками.

Ну и конечно, странно было бы, если бы режиссер не выстроил определенный музыкальный ряд – музыка очень важна в прозе Мураками, персонажи обмениваются впечатлениями о музыкальных пристрастиях, чтобы ближе узнать друг друга, прямо как обнюхивающиеся собачки.

Музыку к этому фильму создал знаменитый Рюиши Сакамото, с которым работали Бернардо Бертолуччи («Маленький Будда», «Последний император»), Нагиса Ошима («Табу») и Брайан де Пальма («Глаза змеи»).

«Там, где свобода» (15 февраля, «Культура», 21.05) – 6/10Этот фильм интересен вдвойне – и тем, что его снял в 1954 году Роберто Росселлини, и тем, что главную роль в нем играет знаменитый итальянский комик Тото.

Ему были подвластны все регистры эмоциональной и социальной гаммы, он мог одним пожатием плеч перевести мелодраму в комедию и одним поворотом головы превратить аристократа в мещанина.

К сожалению, творчество Тото у нас мало известно, так что не пропустите этот фильм, тем более в этот день исполняется 110 лет со дня рождения этого замечательного актера.

..............