Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
13 комментариевИллюзионисты и стрелочники
Кино недели: ретроспектива Йоса Стеллинга
Знак недели – серийное мышление почти на всех телеканалах. СТС показывает пронумерованные ужастики «Дрожь земли», ТНТ в очередной раз напомнит зрителям о приключениях сыщика Эйса Вентуры, поставив в сетку в один день два фильма с Джимом Керри, РЕН ТВ дает мини-ретроспективу Сергея Сельянова («Духов день», «Время печали еще не пришло»), этот же канал «вымеривает» ярды в фильмах про киллера на покое («9 ярдов» и «10 ярдов»).
Про главную ретроспективу недели расскажем в обзоре лучших фильмов недели – традиционной рубрике газеты ВЗГЛЯД.
Большой Лебовски (1 февраля, пятница, Первый канал, 01.40) 10/10
В фильме говорят отнюдь не по-голландски, а бормочут на несуществующем языке, но всё понятно и без слов, и со словами
Легендарный фильм одного из знаменитых братьев Коэн, Джоэла, снятый в 1998 году. Комедия, пародирующая как наши зрительские ожидания, так и американские классические киностереотипы. Например, детективные – романы Чандлера, а заодно и их экранизации.
Это история парня, которому в этой жизни нужны только выпивка и боулинг (если вам при этом приходит в голову слово «бездуховность», то вы явно русский).
Он оказывается втянут в нехорошую историю с похищением, чужими деньгами, гангстерами и миллионерами. Для фанатов фильма привожу статистику: слово fuck произносится 281 раз за 117 минут экранного времени; рецепт любимого коктейля героя White Russian: 2 части водки, 1 часть кофейного ликера (например, «Калуа»), 1 часть сливок. Употреблять 24 раза в день вместо еды, и будет вам счастье.
Иллюзионист (30 января, среда, «Культура», 23.55) 10/10
Главная ретроспектива недели – на канале «Культура» сразу три фильма замечательного голландского режиссера Йоса Стеллинга.
«Иллюзионист» снят в 1985 году, в главной роли снимался известный кабаретный артист Фрик де Йонг. Его имя очень подходит главному герою, да, собственно, и всем персонажам фильма. И не думайте, что по ТВ показывают недублированную версию: в фильме говорят отнюдь не по-голландски, а бормочут нечто на несуществующем языке, впрочем, всё понятно и без слов, и со словами.
Ни в одном фильме Стеллинга не была так сильна цирковая стихия, «Иллюзионист» – самый пронзительный, смешной и грустный из всех лент режиссера. Обратите внимание на эпизод с игрой в теннис в дурдоме и вспомните заключительные кадры «Блоу ап» Антониони.
Стрелочник (29 января, вторник, «Культура», 23.55) 9/10
- Смертельные игры
- Опасные повороты судьбы
- Новогодние сказки для взрослых
- Предновогодние злодеи
Еще один фильм Йоса Стеллинга, снятый в 1986 году, через год после «Иллюзиониста». В нем тоже мало слов, а в главной роли занят актер Джим ван дер Воуде, который сыграл помешанного брата героя в «Иллюзионисте». Фильм неизбежно напомнит нам ленту поздних советских времен «Безымянная звезда».
Сюжет тот же: роскошная дама выходит на полустанке в какой-то дыре, и у нее начинается роман с эксцентричным местным персонажем. Вот только у Стеллинга даже и городка нет, а есть будка стрелочника, ее хозяин и посетители.
Любовная история перетекает в почти бессловесную притчу о ее невозможности, когда речь идет о жалости или стремлении полного обладания. Будете ехать на поезде, заметите будку стрелочника на заснеженных просторах – вспомните этот фильм.
Ни поездов, ни самолетов (31 января, четверг, «Культура», 23.55) 9/10
Предпоследний фильм Йоса Стеллинга, снятый в 1999 году (о последнем – «Душка», с Сергеем Маковецким в главной роли – недавно писал ВЗГЛЯД).
Один день в небольшом голландском кафе. Привычные завсегдатаи и микрокосмос их сложных отношений, жизнь, смерть, любовь и деньги. У нас такой фильм могли бы снять Данелия или Рязанов, но он был бы, наверное, мягче и социальнее.
Стеллинг умудряется заставить нас смеяться над тщетой желаний и амбиций, зная, что впереди ничего хорошего не ожидается. Но Стеллинг – добрый и всепрощающий манипулятор нашими эмоциями, он не учит и не наставляет, уважая своего зрителя.
Глория (2 февраля, суббота, Первый канал, 01.40) 7/10
Фильм про подружку гангстера, спасающую мальчишку, который оказался свидетелем убийства. Мы лучше знаем римейк этого фильма, сделанный Сидни Люметом с Шэрон Стоун в главной роли. А нам покажут оригинал, снятый в 1980 году и завоевавший Золотого льва на Венецианском кинофестивале. Режиссер фильма – малоизвестный у нас, к сожалению, Джон Кассаветис. В главной роли тоже малоизвестная у нас Джина Роулэндс (жена режиссера), специализировавшаяся на роли жестоких блондинок, знаковая актриса для своего времени, недаром Альмодовар посвятил фильм «Всё о моей матери» трем звездам: Бетт Дэвис, Джине Роулэндс и Роми Шнайдер. Вы наверняка помните эту актрису по первому эпизоду в фильме Джармуша «Ночь на земле».
Подводное течение (1 февраля, пятница, «Культура», 20.40) 6/10
Еще один фильм-тезка вовсе не лента про наркомафию с Лоренцо Ламасом. Фильм под тем же названием, который мы будем смотреть по каналу «Культура», снят Винсенте Минелли (известным как своими музыкальными фильмами «Театральный фургон» и «Американец в Париже», так и тем, что он отец известной актрисы Лайзы Минелли) в 1946 году.
Звезда 40-х Кэтрин Хэпберн играет молодую супругу бизнесмена (Роберт Тейлор, вы помните его по фильму «Мост Ватерлоо»), которая начинает понимать, что в жизни ее мужа есть какая-то зловещая тайна.
Нагнетанию напряжения способствует гениальная находка – его боятся животные. Если учесть, что мужчины считают, что их должны любить собаки, то этот факт производит наиболее жуткое впечатление.
Золото Неаполя (3 февраля, воскресенье, «Культура», 17.20) 5/10
Фильм классика неореализма итальянца Витторио де Сика, снятый в 1954 году. «Золото» в названии не должно вводить в заблуждение и вызывать в памяти, скажем, пьесу Эдуардо де Филиппо «Неаполь – город миллионеров».
«Золото» – это, как у Некрасова, «сердце народное», и фильм – о простых людях. За себя говорят даже названия составляющих его новелл: «Пицца в кредит», «Похороны ребенка».
В фильме снимались знаменитые итальянские актеры Тото, Сильвана Мангано, драматург Эдуардо де Филиппо и сам режиссер. И, отметим особо, здесь сыграла первую серьезную роль в кино Софи Лорен.