Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

9 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

5 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

15 комментариев
7 мая 2007, 09:30 • Культура

Война как причина и следствие

Рейтинг лучших фильмов про войну

Война как причина и следствие
@ film.ru

Tекст: Олег Рогов

Фильмы о Великой Отечественной на долгие годы стали весьма заметным сегментом советского кинематографа. Там были и шедевры, и фильмы-однодневки. Наследие военной темы активно осваивает и современное российское кино. Мы можем смотреть и зарубежные ленты, которые в свое время не торопилось закупать Госкино, и узнавать в них «другое лицо войны», поневоле сравнивая с нашим его киноизображением. Разные фильмы про войну – в этой традиционной рубрике газеты ВЗГЛЯД.

«Касабланка» (9 мая, среда, НТВ, 00.50) 9/10

Успех фильма в немалой степени зависел от превосходной игры Хэмфри Богарта и Ингрид Бергман

Часто бывает, что великий режиссер снимает два-три проходных фильма. Гораздо реже – когда киноремесленник (в самом хорошем смысле этого слова) создает шедевр. В случае с Майклом Кертицем произошло именно так. Из его 172 фильмов ни один не может приблизиться по уровню к «Касабланке», снятой в 1942 году. Вполне театральное действо вот уже десятки лет очаровывает зрителей, и лента отнюдь не устарела, несмотря на какие-то провисающие эпизоды. Успех фильма в немалой степени зависел от превосходной игры Хэмфри Богарта и Ингрид Бергман. Последняя фраза фильма – такая неожиданная – стала крылатой и вошла в устный обиход уже не только западных зрителей.

«Тонкая красная линия» (8 мая, вторник, РЕН ТВ, 0.15) 8/10

Терренс Малик, снявший этот фильм в 1999 году, – кинолегенда и киноикона. Всего четыре фильма за 30 лет и репутация классика и образцового кинорежиссера. Почти три часа экранного времени (страшно подумать, сколько займет полная режиссерская версия фильма), созвездие знаменитых актеров (Ник Нолти, Шон Пенн, Джон Траволта, Джордж Клуни). Очередная «безымянная высота», место действия фильма – Соломоновы острова. Природа в этом фильме – полноправный участник военных действий, страдающий и деятельный.

«Остров» (9 мая, среда, «Россия», 18.00) 7/10

Отечественный кинематограф успешно осваивает голливудские приемы. Поразительный всплеск интереса к фильму Павла Лунгина «Остров» и широкий спектр мнений об этом фильме, от восторженных до уничижительных, свидетельствует об определенном зрительском голоде. «Остров» любопытен тем, что в узкие коммерческие рамки втискивает то, что не очень удачно называется на сегодняшнем сленге «духовностью». Современное старчество, военный грех солдата, ясновидение как своего рода кара – такого коктейля в нашем кино еще не было. Метафизика «Острова» проста как две копейки, но ведь это Лунгин, а не Брессон или Кесьлевский. Неприхотливый сюжет и одномерные персонажи совпадают со зрительским ожиданием, как тщательно подогнанные друг к другу детали. Работает это очень эффектно – понятно, где надо плакать, а где смеяться. Но один раз посмотреть стоит.

«Кукушка» (8 мая, вторник, «Культура», 23.55) 7/10

Персонаж «Особенностей национальной охоты» переместился в эпоху советско-финской войны. Даже прием использован тот же – говорят не по-нашему, а все понятно. И говорит тот же самый финн, Вилле Хаапсало. Кроме мелодраматического сюжета, комических ситуаций и классического противоречия между долгом и чувством, фильм Александра Рогожкина, снятый в 2002 году, подкупает именно языковыми играми. Это такой наш ответ Антониони. У великого итальянца люди, говорящие на одном языке, не могли понять друг друга, пробиться к «внутреннему», а тут трое людей, язык которых взаимонепонятен, запросто находят «общий язык». Два врага, финский снайпер и советский капитан, выпали из войны и оказались на саамском хуторе. Население – одна женщина. Пронзительный фильм, декорированный ожидаемыми северными пейзажами. Потрясающая сцена шаманского излечения – кто пробовал психоделики, может словить флешбэк.

«Бункер» (8 мая, вторник, «Россия», 23.15) 7/10

Оливер Хиршбигель, снявший «Бункер» в 2004 году, тяготеет к замкнутому пространству. Многим памятен его нашумевший фильм «Эксперимент», в котором Мориц Бляйбтрой играл таксиста, который согласился принять участие в научном эксперименте по изучение психологических паттернов повеления в условиях тюрьмы. Там люди загнали себя в практически безвыходную ситуацию ради денег, здесь власть ужалась от размеров империи Третьего рейха до подземелья. Последние дни фюрера и его окружения воспроизведены режиссером на основе воспоминания секретарши Гитлера. Интересно сравнить с последней серией «Освобождения», где фюрера играл неизменный Фриц Дитц.

..............