Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

4 комментария
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

36 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
22 мая 2007, 21:45 • Культура

Отсюда и в вечность

Отсюда и в вечность
@ Reuters

Tекст: Ксения Реутова

На юбилейный, 60-й Каннский кинофестиваль приглашено столько гостей, что в самом городе они, кажется, уже не помещаются. Правила дорожного движения давно отменены: и люди, и лимузины передвигаются так, как им хочется.

По вечерам эти потоки еще как-то пытаются регулировать полицейские – должны же все-таки актеры и режиссеры попадать на красную дорожку, но и днем возле Дворца фестивалей – главного в Канне здания на эти полторы майские недели – тоже не протолкнуться.

Изгнание» – работа более зрелая, чем победившее в Венеции дебютное «Возвращение», а с изобразительной точки зрения – еще более совершенная

Отовсюду торчат хвостики очередей либо в сам дворец, либо в один из больших кинозалов. В обеденное время в ожидании меню в ресторане можно провести минут сорок – местные официанты едва-едва справляются со своими обязанностями, а все столики заняты разговаривающими о кино на разных языках посетителями с разноцветными беджами.

Программа составлена так, что не знаешь, куда бежать: если попадаешь на пресс-конференцию с Брэдом Питтом и Анджелиной Джоли, то не попадаешь на встречу с Дэвидом Кроненбергом, если успеваешь туда, то не посмотришь нового Абеля Феррару, а если и увидишь Феррару, то потом не сходишь на Тарантино.

На официальном постере фестиваля Вонг Кар Вай, Самуэль Л. Джексон, Жюльетт Бинош, Брюс Уиллис и прочие знаменитости с совершенно идиотскими улыбками на губах зависли в высоком прыжке в вечность – и примерно так, наверное, здесь чувствует себя каждый.

Чужие фавориты

Фестиваль перевалил за середину, у прессы уже появились свои фавориты, но нет никакой гарантии, что следующий показ не перевернет сложившуюся ситуацию с ног на голову.

Первый по списку и первый в фестивальной программе – фильм румынского режиссера Кристиана Мунджиу «4 месяца, 3 недели и 2 дня», впечатление от которого не удалось перебить пока никому.

Это история одного аборта в Румынии середины 80-х: беременная студентка и ее соседка по комнате в общаге на несколько дней снимают номер в гостинице и тайно приглашают туда рекомендованного им подружкой «доктора».

Тот берет плату «натурой», делает свое дело и уходит. Мертвого зародыша с крошечными ручками через пару часов выбрасывают в мусорный бак. Но дыхание зрителю тут сбивает не столько сам сюжет, сколько мелкие детали вроде тетеньки на гостиничном ресепшене, которая хамит и отказывается подтвердить бронь («Вам румынским языком было сказано…»), протертых скатертей и чуть ли не алюминиевых вилок в ресторане, полиэтиленового пакета с прорезными ручками, который используют как медицинскую клеенку, или байкового одеяла в цветочек в снятом номере.

Примерно в той же тональности выдержан «Импорт-экспорт» австрийца Ульриха Зайдля – мрачнейшее кино с двумя сюжетными линиями и двумя героями, которые до самого конца так и не встретятся.

Украинская девушка из Ужгорода едет в Вену на заработки и устраивается уборщицей в дом престарелых, а австрийский гопник из Вены вместе с отчимом возит по Восточной Европе автомат с жевательными конфетками.

Обоих унижают всякими разными гадкими способами, обоих предают и обоих в итоге выкидывают на улицу. Если в этих историях и появляется светлое пятно, то только для того, чтобы через пару минут Зайдль залил его черным-пречерным мазутом, – надежды никакой тут нет и быть не может.

В финале страшная старушка с трясущейся головой повторяет одно слово: «Смерть». С фильма тем не менее выходишь очищенным и даже в некотором роде просветленным – это настоящее кино, без ненужных сантиментов, без режиссерской агрессии и, что удивительно, без перегибов в изображении жизни бывших союзных республик – сдается, что на Украине Зайдль провел даже больше времени, чем в родной Австрии.

И наш фаворит

Кадр из фильма «Изгнание»
Кадр из фильма «Изгнание»

Из двух российских фильмов пока показали только «Изгнание» Андрея Звягинцева.

Его в Европе очень ждали: когда во время Берлинского фестиваля газета Variety вышла с обложкой, на которой были изображены загадочный Константин Лавроненко и белокурая Мария Бонневи, от вопросов «А когда это будет готово?» не было отбоя.

У наших критиков о Звягинцеве по каким-то не до конца понятным причинам принято отзываться с легким пренебрежением – и теперь все, несомненно, станет еще хуже.

Во всех интервью Звягинцев, как заклинание, твердил одно и то же: «Синдрома второго фильма не существует, я не боялся и не боюсь». Кажется, он все-таки существует. И, кажется, режиссер его все-таки боялся.

«Изгнание» – работа во многом более зрелая, чем победившее в Венеции дебютное «Возвращение», а с изобразительной точки зрения – еще более совершенная.

Но по математическим формулам тут выстроен не только кадр – на фоне идеальной картинки еще сильнее выделяется схематизм довольно запутанного сюжета.

Только ленивый не написал о том, что это кино об изгнании грешников из рая: муж, жена и двое детей едут в деревню, где жена сообщает мужу о том, что беременна не от него.

Далее следуют аборт, смерть и много диалогов о том, что наши дети – это не совсем наши дети, потому что они уже нам не принадлежат, потому что они нам не принадлежат с самого начала и все в таком духе. При этом младшую дочь в семье зовут Ева, она дает маме яблоко, в одной из сцен дети вслух читают Библию, в другой – собирают пазл с ангелами, а в третьей и сами фактически делают ангельскую работу – защищают и оповещают об опасности.

Словом, все то, чем так радовало (а многих и сильно раздражало) «Возвращение», есть и здесь, но только на этот раз на поверхность вдруг выползло все претенциозное, наносное, искусственное – то, что рождается скорее не от недостатка таланта, а из боязни сделать не так или хуже, чем в первый раз. В рейтингах критики «Изгнание» сильно уступает фаворитам, но и в число аутсайдеров уже явно не попадает.

Подарок

На десерт слегка подуставшим от очередей, жары и кондиционированных кинозалов зрителям сделали подарок в виде альманаха «Каждому свое кино».

35 режиссеров получили задание снять трехминутные короткометражки о священном для каждого киномана процессе похода в кинотеатр.

Результат удался настолько, что теперь эти маленькие шедевры по одному крутят перед главными фестивальными премьерами. У Тео Ангелопулоса Жанна Моро встречается с призраком Марчелло Мастроянни, у Кена Лоуча типичный британский папа с сыном, внимательно изучив программу кинопоказа, в итоге решают сходить на футбол, Нанни Моретти очень смешно рассказывает о себе любимом, сидящий в кинобудке Такеши Китано в каком-то захолустном кинотеатре пытается показать кино одинокому фермеру…

Но вне конкуренции – Ларс фон Триер, который сидит в смокинге в каннском зале на премьере «Мандерлея». Довольно неприятного вида сосед начинает активно ему мешать своими рассказами о том, какой у него крутой бизнес и сколько у него машин («Восемь! На каждый день недели!»).

На вопрос «А ты чем занимаешься?» тихий фон Триер, слегка поколебавшись для приличия, отвечает: «Я убиваю». Достает откуда-то из-под кресла молоток и в течение нескольких секунд превращает голову соседа в кровавое месиво.

И кто-то после этого еще смеет утверждать, что у него кризис.