Для России – при всей важности и нужности Сирии – важно не столько снова освободить Алеппо, сколько извлечь из нынешнего успеха боевиков ряд важнейших уроков. Первый в том, что заморозка войны не приводит к победе.
6 комментариевПара-Линч
Любого из этих проектов, взятого отдельно, хватило бы, чтобы снова утвердить имя Дэвида Линча как одного из ведущих творческих людей планеты. Проходя одновременно, они фактически утверждают его на самой вершине.
Как фильм «Внутренняя империя» – самая масштабная из киноработ Линча, так и выставка «Воздух в огне», собравшая более 800 работ за период в 40 лет в самых разных техниках – от видеоинсталляций до обычной графики, – одни из самых значимых культурных событий этой весной.
Визуальная вселенная Линча наконец предстала перед нами во всем своем многообразии.
Внутренний кризис
Выставка Линча позволяет нам побыть немного вуайеристами: понаблюдать сквозь шторы за зарисовками частной жизни одного из самых интересных людей ХХ века
Сам Линч говорит о своем творчестве: «Я делаю только то, что мне нравится. Если вы не влюблены в то, что делаете, лучше бросайте сразу».
Однако создается такое ощущение, что на практике такой подход чересчур приближается к самолюбованию. Верней, к безоговорочной вере в собственную непогрешимость.
«Внутренняя империя» – фильм в высшей степени странный. Впрочем, другого от Линча и не ожидалось. У него, как известно, женщины на грани расстройства чувств, мужчины на грани бешенства, брак на грани расставания, а публика на грани разочарования. Или медленного, тягучего восхищения. Это уже на вкус и на цвет.
Скажем сразу, фильм в достаточной степени бессвязный, чтобы называться импрессионистским. Что-то вроде Великой китайской империи. Или нового русского империализма. К тому же теория самого режиссера такова: чем более расплывчат фильм, тем более разнообразными будут на него реакции. А значит, тем интересней.
Интересно уже то, что сюжета нет как такового – пытаешься его нащупать, но проваливаешься в туман. И понимаешь, что в начале было не слово, а эмоция – недаром Линч не доверяет сценариям.
И этот фильм он снимал без опоры на письменный текст – а лишь записывая одну за другой идеи, приходившие ему в голову. На площадке для него существует лишь собственная интуиция. А интуиция иногда подводит – поэтому, считаясь фаворитом на всех прошлогодних фестивалях, фильм так ничего и не получил. Правда, может, публика оценит.
Ведь и на этот раз Линч верен себе. Все его фильмы построены на описании какого-нибудь сложного внутреннего процесса, который пересказать словами фактически невозможно, и «Внутренняя империя» – не исключение.
Зато можно порассуждать о том, зачем понадобилось сталкивать лбами Голливуд и Польшу – неужели как противостояние «живого» и «мертвого» кинематографа? Еще вспомнить о том, что название «Внутренняя империя» не несет никакого намека на подсознание и бессознательное, а на самом деле является названием местечка в глуши Америки, откуда родом муж Лоры Дерн. И еще отметить великолепную игру Лоры Дерн. Вот уж кто выше всех похвал, раскрывая перед нами бесконечный палимпсест внутренних миров своей героини.
Линчевание художника
На пресс-конференции Линч говорил о «безграничном океане чистого сознания», медитациях и интуиции |
На пресс-конференции, посвященной открытию выставки, Линч говорил о «безграничном океане чистого сознания», медитациях и интуиции. На самом деле все это более похоже на модернистский поток сознания, только не записанный, а запечатленный.
Картины висят без какой-то определенной последовательности, однако, как Линч признается в интервью Cahiers du Cinema, они напоминают ему «ковер» – оказывается, он всегда хотел делать ковры. Примитивные, но обладающие внутренней силой, немногоцветные, но яркие.
Что ж, почему бы не совершить перелет от застывшей картинки к киноленте на ковре-самолете? Подобная почти сюрреалистская фантазия вполне была бы в духе Линча. Недаром даже на вопрос о названии выставки он ответил: «Горящий воздух – это может значить тысячу вещей для тысячи человек, зачем циклиться на одной? Хотите – считайте, что это аллюзия на глобальное потепление».
Фотоработы Линча можно условно разделить на две части: с одной стороны, индустриальные пейзажи, в основном Восточной Европы – ну нравятся Линчу славяне, почти аллюзия на «Внутреннюю империю», – с другой – эротические фотографии конца XIX века, искаженные при помощи фотошопа, отсылающие нас опять-таки к одной из ранних кинолент Линча – «Человеку-слону». К этому прилагаются коллажи, видеоинсталляции и даже музыкальные композиции.
Своеобразный палимпсест представляют и многочисленные зарисовки на клочках бумаги, спичечных коробках, самоклеящихся бумажках, бумажных салфетках из ресторанов со всего света. Были бы они кому-нибудь нужны, не будь Линч голливудским гуру? Не эта ли им самим отрицаемая гламурность позволяет ему выставляться в одном из самых престижных парижских выставочных залов – фонде Картье?
Арт-директор фонда, Эрве Шанде, обмолвился, что на вопрос, каковы ключевые слова выставки, Линч ответил: настроение и занавески. Выставка Линча позволяет нам побыть немного вуайеристами: понаблюдать сквозь шторы за зарисовками частной жизни одного из самых интересных людей ХХ века. Ну что ж: он никогда не стеснялся зрителей, он сам выставил их напоказ.