Игорь Переверзев Игорь Переверзев Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

10 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

5 комментариев
Игорь Перминов Игорь Перминов Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

4 комментария
13 апреля 2007, 12:30 • Культура

Николай Сванидзе: «Мечтаю снять передачу о животных»

Сванидзе: «Мечтаю снять передачу о животных»

Николай Сванидзе: «Мечтаю снять передачу о животных»

Tекст: Юлия Бурмистрова

Николай Сванидзе – историк, журналист, телеведущий, лауреат премии «ТЭФИ», член Общественной палаты. Издательство «Амфора» выпустило первую книгу «Исторические хроники с Николаем Сванидзе», основанную на популярном одноименном документальном сериале. Корреспондент газеты ВЗГЛЯД Юлия Бурмистрова встретилась с автором, чтобы поговорить о книге, о телевидении, о мечтах.

– Если бы у вас был свой канал телевидения, какой бы он был?
– Никогда не думал. Любой канал – это в первую очередь бизнес-проект, значит, он должен быть рентабельным. Нужно исходить не из того, что хотелось бы мне, а из того, что хочется публике. Наверное, искал бы компромисс. Сложно удержаться от искушения делать то, что интересно и приятно.

Не каждый садист в отношении к людям садист в отношении к животным. Но если к животным жесток, то стопроцентно так же будет с людьми

– Вы говорите, что опираться нужно на желание публики. Вопрос был с подковыркой – зритель делает рейтинг или рейтинг делает зрителя? Хочет ли зритель действительно смотреть Петросяна, или он смотрит, потому что другого нет? Кто задает планку зрительского восприятия?
– Тут трудно одно отделить от другого. В советские времена не было конкуренции между каналами. С одной стороны, это плохо. Но с другой стороны, сейчас каналы в поисках победы занижают и без того низкую планку. Массовый уровень восприятия всегда был низкий – если хочешь набрать рейтинг, то нужно апеллировать именно к этому уровню, а не пытаться его поднять.

Дядя Вася в гробу видал, чтобы его поднимали. Он сидит после трудового дня, хочет расслабиться. И когда он может выбирать, он выберет Петросяна, который ему понятен и смешнее больше, чем Жванецкий. Потому что самая смешная шутка всех времен и народов – когда один клоун дает пинка другому. Все смеются, и больше ничего не нужно, только это.

Вот если конкуренции нет, дяде Васе придется смотреть Жванецкого. Он начнет думать, ему начнет нравиться, он начнет подниматься над собой. Но, к сожалению, такой возможности сейчас нет, да и не будет уже. А Петросян, кстати, тоже работает исходя из бизнес-интереса. Может, и по-другому бы работал, но работает так, как это выгодно и рентабельно.

– Вот и получается заколдованный круг. А Петросян готов скакать панком в преклонные годы ради рейтинга.
– Это бизнес. Он зарабатывает деньги.

– Но вы же в «Исторических хрониках» не поднимаете вопрос, кто с кем спал.
– Иногда поднимаю.

– Спала или не спала Клара Цеткин с Лениным – это вопрос другого уровня, исторический, т. к. он, возможно, оказал влияние на судьбу страны. А какое влияние на историю оказывает вопрос, выходит Ксюша Собчак замуж за Прохорова или нет?
– Как раз вчера записывали передачу с Прохоровым, и я задал этот вопрос. Законы жанра – ночная передача, сидит человек с репутацией бабника, светского льва, зачем сразу говорить с ним о серьезном? И понятно, что меня это не интересует.

Но вы правы. Это для меня был исключительный случай. Мы иногда меж собой смеемся, что можно легко, без всякого труда снять другие «Исторические хроники» – желтые, смешные, шокирующие, какие угодно. Это будет смотрибельно, но я это не делаю, т. к. есть ответственность перед своим зрителем.

Правда, был эпизод, который не все одобрили, но я получил огромное удовольствие. Меня пригласили в «ОСП-студию» в качестве клоуна. Нацепили гуммозный нос, надели короткие штанишки, было жутко весело.

– Так стать ребенком совершенно другое дело, чем преступать свои принципы. Тем более юмор у оэспэшников хорошего качества.
– Это было не всем понятно. Нет, свой канал иметь не хочу. Получилось бы как с Вертинским, когда он открыл в Харбине кафе, чтобы собирались друзья. Все друзья ходили, он платил за всех и прогорел через два месяца. Другое дело – свою передачу. В этих рамках я могу и готов отвечать за качество, за свою честь.

Вот если конкуренции нет, дяде Васе придется смотреть Жванецкого. Он начнет думать, ему начнет нравиться, он начнет подниматься над собой
Вот если конкуренции нет, дяде Васе придется смотреть Жванецкого. Он начнет думать, ему начнет нравиться, он начнет подниматься над собой

– О какой передаче вы мечтаете?
– Я все-таки политический журналист, поэтому хотел бы сделать свободную, раскованную политическую передачу, не ток-шоу. С комментариями, интервью, в которой можно говорить правду, обсуждать любой вопрос. Но не думаю, что такая передача сейчас возможна.

А еще мечтаю сделать программу про зверушек. Канал про животных – один из самых любимых. С восторгом смотрел передачу погибшего недавно австралийца «Охотник на крокодила». Понятно, что это сложно, дорого, но очень хочется. Параллельно с политической программой взять и сместиться в другую сторону.

Это очень светлые программы, оказывающие на аудиторию позитивное, воспитательное, гуманистическое воздействие. Если ребенка воспитывать в равнодушии к животным, то он будет равнодушен и к людям.

Есть известный эпизод из переписки Ивана Грозного с Курбским. Курбский пишет: «Иван, ты сначала кошек с колоколен сбрасывал, а потом стал человеков уронять». Не каждый садист в отношении к людям садист в отношении к животным. Но если к животным жесток, то стопроцентно так же будет с людьми. Возможно, такая передача и стала бы компромиссом между совестью, рейтингом, бизнесом и всем остальным.

– Насколько сложно было перенести телевизионный формат на бумагу?
– «Исторически хроники» не вполне документальный фильм в привычном понимании. Текст серии составляет 12–13 страниц, это очень много для 45 минут экранного времени. Как правило, сценарий документального фильма около пяти страниц, а все остальное – шепот, робкое дыхание, трели соловья, музыка, постановочные сцены, то есть картинка.

«Исторические хроники» – сериал, который идет от текста. Не нужно было ничего дописывать, только подкорректировать эфирный вариант. Это было минимально и достаточно легко.

Моя жена Марина писала все сценарии как отдельные произведения. Потому что она может писать более объемные тексты, а я лучше пишу короткие, потому что набил руку на комментариях к программе «Вести».

Материал собирали и обсуждали вместе, она писала, я редактировал. Проделано много работы, потом отжато, и плюс собственная позиция. Поэтому на обложке написано: «Марина Сванидзе представляет «Исторические хроники с Николаем Сванидзе».

– Почему книга начинается с 1913 года, ведь серии были с начала века?
– Есть несколько причин. Во-первых, по первым сериям у нас не все четко с авторским правом, т. к. эти серии писали разные люди, Марина вошла в проект позже. Во-вторых, 1913 год – последний спокойный год в России.

К 1914 году, когда началась Первая мировая война, Россия была стремительно развивающейся страной. Многие эксперты предсказывали, что Россия будет единственным конкурентом второй быстро развивающейся страны – США. И если бы не Первая мировая война, не было бы революции и СССР, не было бы итальянского фашизма, немецкого, Второй мировой войны. Все это вышло из 1914 года.

Если вы помните, то 1913 год еще был и неким лекалом в СССР. На протяжении всей советской истории любые экономические достижения сравнивали именно с 1913 годом.

– Каждая глава у вас строится на конкретном человеке. Есть главы с неожиданным, неизвестным главным героем. Например, 1960 год представлен секретарем рязанского обкома партии Ларионовым. Почему именно он? Каким образом вы выбираете героя?
– В каждой серии, цепляясь к конкретному персонажу, мы говорим о разных сторонах времени. Ларионов тянет за собой всю историю хрущевского сельского хозяйства. Человек закончил жизнь неординарно – пустил себе пулю в лоб. Не по личным причинам, а потому, что не смог играть в рамках предложенных правил экономической игры. Чтобы выполнять план, ему пришлось идти на преступления.

При советской власти понятия личной чести не существовало. В пушкинские времена, например, оскорбленный человек не мог спокойно жить дальше. Он становился изгоем для всех, не мог примириться сам с собой. Ценность чести была выше ценности жизни.

В советские времена это ушло. Бьют тебя по морде, плюют в глаза, да все что хочешь, – осталось только желание выжить. Человек нашел в себе мужество пустить пулю в лоб не из страха перед наказанием, а из-за чести. Это делает его неординарным.

– Понятие чести скорее несколько сместилось. Главным стало не то, что ты сам про себя думаешь, а то, что думают про тебя люди. Боялись развестись или еще что-то сделать по типу «сор из избы».
– Это не всегда было связано с представлением о чести, скорее все же с представлениями о безопасности. Люди боялись отличаться. А потом, это еще и карьерный вопрос. Представления о правилах игры.

..............