Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

8 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

0 комментариев
Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

11 комментариев
14 февраля 2007, 16:19 • Культура

Надо иметь чувство юмора

Надо иметь чувство юмора

Tекст: Илья Овчинников

В родном городе Моцарта состоялся ежегодный фестиваль, посвященный дню рождения великого композитора. Неделя Моцарта скромнее здешнего летнего форума, хотя ее участники – также звезды первой величины. А если к их количеству добавить смелость и фантазию, с которыми были составлены концертные программы, то художественный эффект Недели Моцарта можно признать ничуть не меньшим, нежели у грандиозного летнего фестиваля.

«Я не большой поклонник мероприятий такого размаха, как летний Зальцбургский фестиваль, – они похожи на супермаркет. В том же Зальцбурге мне скорее по душе Пасхальный фестиваль или Неделя Моцарта» – так говорил знаменитый дирижер Роджер Норрингтон, беседуя с московскими журналистами минувшей весной.

Патриарх с нами

В этом перечне блистательных имен ярче других сияет имя Пьера Булеза – легендарного дирижера и композитора, патриарха современной музыки

Заинтригованный словами прославленного маэстро, автор этих строк взялся проверить на месте, выдерживает ли Неделя сравнение с Зальцбургским фестивалем.

В отличие от последнего, Неделя Моцарта не замешана так густо на туризме и практически лишена такой несомненной коммерческой приманки, как опера. На супермаркет этот фестиваль непохож – скорее на музыкальный магазин вполне обозримых масштабов, который, однако, предлагает товар лишь высшего качества и идет в ногу со временем.

Неделя Моцарта существует более полувека – с 1954 года, но до недавнего времени в ее программах преобладали сочинения Моцарта и других классиков прошедших эпох; лицом к современной музыке фестиваль стал поворачиваться лишь теперь.

В этом году его программа почти наполовину посвящалась произведениям композиторов ХХ века: несколькими опусами были представлены Арнольд Шенберг, Бела Барток, Дьердь Лигети, Оливье Мессиан и другие мастера. Ежедневные утренние и вечерние концерты в разумной пропорции сочетали музыку последнего столетия с симфониями Гайдна, фортепианными концертами Бетховена, квартетами Моцарта.

С поправкой на то что Неделя Моцарта все же вчетверо короче летнего Зальцбургского фестиваля, состав музыкантов, украшающих своим искусством зимний форум, ничуть не менее представителен. В этом году здесь были дирижеры Николаус Арнонкур и Марк Минковски, пианисты Андраш Шифф и Ефим Бронфман, скрипач Томас Цеетмайр, духовики Эммануэль Паю и Франсуа Леле, Венский филармонический оркестр и ансамбль Concentus Musicus Wien плюс многие другие.

Особо следует сказать об исполнителях и коллективах, специальностью которых является в первую очередь XX и даже XXI век: ансамбли Klangforum Wien и Arditti Quartet, пианист Пьер-Лоран Эмар, гобоист Хайнц Холлигер и дирижер Сильвен Камбрелен.

Однако даже в этом перечне блистательных имен ярче других сияет имя Пьера Булеза – легендарного дирижера и композитора, патриарха современной музыки. На второй день фестиваля он продирижировал Венским филармоническим оркестром, а позже – знаменитым ансамблем Intercontemporain, который создал более тридцати лет назад.

Шенберг под гитару

Булез не устает подчеркивать, что сочинительство для него всегда было и остается на первом месте
Булез не устает подчеркивать, что сочинительство для него всегда было и остается на первом месте
Булез не устает подчеркивать, что сочинительство для него всегда было и остается на первом месте: «Дирижировать, безусловно, очень интересно, ты репетируешь, ты выступаешь, но что остается? Ведь музыка-то не твоя!»

К тому, что в мире лучше знают Булеза-дирижера, нежели Булеза-композитора, маэстро относится с пониманием: «То же самое было с Малером, хотя никаких сравнений, разумеется, я не подразумеваю».

И если эту параллель все же можно счесть нескромной, то в своих выступлениях на Неделе Моцарта Булез и капли нескромности не проявил: на две концертные программы пришлась лишь одна написанная им пьеса длиной пять минут.

Более того, он с видимым удовольствием продирижировал оркестровым сочинением Armonica 33-летнего Йорга Уидманна – налицо преемственность композиторских поколений. В программе в тот вечер были также Барток и Моцарт, а двумя днями позже Булез пригласил публику на вечер серенад в исполнении Ensemble Intercontemporain.

Ансамбль, который уже давно стал примером для многих музыкантов во всем мире, когда-то был одним из первых в своем роде. Подобно многочисленным оркестрам и ансамблям, исполняющим классический репертуар, Булез задумал собрать состав, который профессионально занимался бы исполнением и пропагандой современной музыки.

Сегодня в Intercontemporain более тридцати участников, каждый из которых является первоклассным солистом. Специализируясь на ХХ веке, ансамбль может превосходно играть и классический репертуар; это подтвердил концерт, состоявшийся под управлением Булеза и открывшийся серенадой Моцарта для октета духовых инструментов.

У Моцарта немало самых разных серенад – они могут иметь вид и изящного дивертисмента («Маленькая ночная серенада»), и многочастного сочинения с целым скрипичным концертом внутри («Хаффнер-серенада»). Однако опус KV 388 – единственная из серенад Моцарта, написанная в миноре, – по сути является настоящей симфонией и не уступает знаменитой Сороковой, хотя и исполняется составом всего лишь из восьми человек.

Лаконичная пьеса Булеза Derive I согласно его собственному комментарию служила для перехода от серенады Моцарта к серенаде Лучано Берио, хотя от Моцарта и Булез, и Берио далеки в равной степени.

Впрочем, эти любопытные сочинения начисто затмила серенада Шенберга, прозвучавшая во втором отделении. Хотя когда-то Булез написал статью «Шенберг мертв», позже он стал одним из самых преданных интерпретаторов музыки основателя Новой венской школы. Серенада, по мнению Булеза, последнее сочинение Шенберга, в котором тот творил свободно и с чувством юмора.

Действительно, несмотря на кажущуюся строгость музыкального повествования, сам инструментальный состав (скрипка, альт, виолончель, кларнет, бас-кларнет плюс гитара и мандолина) настраивает на не слишком серьезный лад и напоминает о народной музыке.

В серенаде едва ли есть мелодии, которые можно было бы напеть, однако это на редкость изящное и красивое сочинение, прозвучавшее в контексте Недели Моцарта исключительно уместно. А удивительнее всего то, с каким интересом – словно в первый раз – Булез дирижирует и Моцартом, и Шенбергом в свои без малого 82 года.

..............