Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
13 комментариевЗанавес открывается
Считается, что настоящих значимых кинособытий не так уж и много – Берлинале, Канны, «Оскар», Локарно и вот Венеция. Для нас начало фестиваля – еще до официального открытия; это поезд Париж – Венеция, шумный, нервный, многополчатый и многонациональный, с улыбчивыми попутчиками, направляющимися в Рим и думать не думающими о каком-то там фестивале. А мы-то гадали, много ли из толкающих тележки с багажом на вокзале едут на заветный остров Лидо, где вдали от дорогих отелей и бутиков сосредоточенно проходит самый старый кинофестиваль планеты.
Венеция после хмуро-дождливого Парижа встречает жарко; улыбчивые гондольеры, маски, пестрые, чуть ли не витражные изделия солнечных стеклодувов с острова Мурано. Увы, к вечеру зарядил дождь. К первому фестивальному дню вода поднялась на добрые несколько сантиметров. Видно, переживает. Впрочем, грех жаловаться – с утра снова солнца.
На острове
63-й Венецианский кинофестиваль открывается сегодня в новом Дворце кинематографии на острове Лидо |
В пресс-релизе организаторы рассыпаются благодарностями за помощь в адрес Министерства культуры, позволившего отгрохать такую махину; мы чертыхаемся, ибо далеко. Впереди только праздник, марьяж поэзии и визуального искусства, одним словом, tableaux vivants, полное кино.
В рамках фестиваля пройдут две интересные международные конференции – «Европейские фильмы в США» и «Итальянские фильмы в контексте глобализации». Таким образом, Венецианский фестиваль ставит для себя задачу не просто представить публике новые фильмы и оценить прорывы в кинематографе, совершенные режиссерами из самых разных стран, но и стать площадкой для серьезного исследования перспектив кинематографа и сравнения путей его развития в разных странах.
Эдакий комплексный подход к проблеме, позволяющий с гордостью заявить: мы не развлекаемся, мы тут дело делаем. Обманка. Для организаторов – просмотрены, разложены по полочкам и позабыты 1400 фильмов, изначально представленных к конкурсной программе.
Задача нелегкая – в конце концов организатор фестиваля, как церемониймейстер, задает тон балу на целый год вперед. Очень по-венециански.
Для кинематографистов и журналистов позади волнения аккредитации, нелегкого путешествия и большой воды. Все думают о фуршетах, тусовках и просто о хорошем кино.
Щедрая душа
Андрей Кончаловский |
Наше кино, переживающее бум в своем отечестве, на фестивалях обычно не жалуют, в программы особо не зовут и призами не балуют. На этот раз, благодаря Fondazione Prada под председательством модельера Miuccia Prada, нашему ФАКК и Совэкспортфильму, программа из классических российских фильмов «Тайная история русского кино» будет показана европейцам.
Программа построена на диалоге Григория Александрова и Ивана Пырьева, флеш-бэке старого советского кинематографа и попытке примирить Мосфильм и Голливуд уже в современной России; в ее рамках будут также показаны фильмы «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки», «Карнавальная ночь» и другие. Представлять же программу приехали Никита Михалков и Андрей Кончаловский.
Еще одна радость фестиваля – старый итальянский кинематограф, та самая «новая волна», которая долгое время служила маяком для мировой киноиндустрии. Как известно, итальянское кино, изначально громоздкое и помпезное, с середины 40-х переживает бум, связанный с творчеством таких больших режиссеров, как Роберто Росселлини, Марио Сольдати и Лукино Висконти. Кстати, именно фильмом Росселлини «Рим – открытый город» (1945) и открылась неделя кино – он был показан еще до официального открытия кинофестиваля, вечером 29 августа.
Впервые в этом году участвуют кинотворения Республики Чад, Кипра и Индонезии.
Раздача львов
Катрин Денев |
Кто из них более достоин «Золотого венецианского льва», рычащего с каждого второго моста и с багряно-желтого венецианского флага, судить будут Катрин Денев (председатель жюри), Чулпан Хаматова, Микеле Пласидо, Парк Чан-Вук, Хуан Хосе Бигас Луна, Пауло Пранко и Камерон Кроу.
Впрочем, один «львоносец» уже известен – «Золотого льва» за вклад в кинематограф получит Дэвид Линч, чей фильм «Внутренняя империя» будет показан 6 сентября (кстати, у нас фильм тоже выйдет в прокат, но чуть позже).
За другого льва будут биться фильмы «Падение» Барбары Альберт (Австрия), «Звезда, которой нет» Джанни Амелио (Италия), «Бобби» Эмилио Эстевез (США), «Королева» Стивена Фриерса (Великобритания – Франция – Италия) и другие. Открывает же фестиваль «Черный георгин» Брайана де Пальмы – остросюжетный детектив, чьей рекламой уже пестрит Москва.
Вне конкурса – «Волшебная флейта» Кеннета Брана (Великобритания), «Дьявол носит Prada» Дэвида Френкеля (США), а также фильм Павла Лунгина. Ленты Дэвида Линча, Мануэля де Оливейры и Оливера Стоуна, в представлении не нуждающихся, будут показаны вне конкурса.
Не только фильмы
В то же время в Венеции проходит и 21-я Международная неделя кинокритиков. Критики точат перья, молодые кинематографисты точат зубы; по решению критиков один из семи дебютных фильмов получит приз в 3 тыс. евро.
- Фестиваль без звезд
- Велосипед – друг человека
- Цена вопроса
- В гостях у сказки
- Канн-2006: мультфильмы и кровопролитие
- Первый из восьми
В этом году неделя проходит под знаком «исчезновения» – начиная от открывающего ее фильма Премингера «Bunny Lake is Missing» (о таинственном исчезновении маленькой девочки в Лондоне 60-х), все фильмы предлагают свое толкование общего архетипа, будь то исчезновение иллюзии, любви, отца.
Кому-то подбор сюжетов может показаться сомнительным, но для Венеции с ее бесконечной угрозой исчезновения под водой весьма актуален. Хотя составители программы определенно пристрастны – в нее попал только один итальянский фильм.
Русские фильмы вообще не вошли, зато есть один польский – «Гиена» Гжегоша Левандовски, фильм ужасов в стиле характерной для польского кинематографа метафоры в стиле Кшиштофа Занусси и аллюзии на литературно-кинематографическую классику от Льюиса Стивенсона и братьев Гримм до Фредди Крюгера.