Сергей Худиев Сергей Худиев Нужно ли в России многоженство

В заслугу исламу можно поставить то, что он, застав практику полигамии среди арабов, существенно упорядочил и смягчил ее. Но то, что было огромным смягчением нравов в Аравии VII века, вряд ли будет на своем месте в законодательстве России XXI века.

34 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Путин заглянул на следующую страницу истории 

Важнейшая вещь, которую выделил президент в ходе «Итогов года»: России не нужно перемирие, России нужен прочный и устойчивый мир. В стране много дел, после заключения мира нам предстоит решать свои текущие вопросы. «О доме надо думать!» – вот ключевая фраза, которая многим запомнилась больше всего.

2 комментария
Юрий Мавашев Юрий Мавашев Подводные камни успеха Турции в Сирии

Любую победу надо еще уметь переварить. Об этом было бы полезно помнить туркам, которые всерьез решили, что судьба им улыбнулась. Обычно за головокружениями от успехов следует иллюзия, что «прокатит» теперь везде. Но можно не сомневаться – арабские страны еще обязательно скажут свое слово.

21 комментарий
14 июля 2006, 15:59 • Культура

Левый фланг

Левый фланг
@ http://gallery.vavilon.ru/

Tекст: Игорь Вишневецкий

В поэзии и политике традиционные левые ассоциируются с экспериментированием с самовыражением, с социальным протестом и солидарностью, с атеистической, несколько анархической свободой. Все эти черты, вплоть до политического активизма – участия в разных проектах и группах социалистической направленности, – легко обнаружить сразу у нескольких очень интересных русских поэтов.

Я специально выбрал для разговора только двух. Во-первых, потому что оба автора выпустили недавно каждый по книге стихов, хотя на «консервативный» взгляд они стихами могут и не показаться. Но ведь авторы, о которых пойдет речь, и действуют в конфликте с этой самой прежней традицией.

Во-вторых, они вступили в своеобразный публичный диалог друг с другом: один опубликовал рецензию на книгу другого в журнале «Критическая масса», а другой, упреждая появление сразу двух рецензий на него в оном журнале, поместил в Сети развернутый и, как ему, вероятно, подумалось, убийственный мемуарный очерк. Посвященный, правда, не поэту, о котором ниже, а другому рецензенту, кстати, издавшему книгу первого рецензента.

Так ли все плохо?

Поэт Кирилл Медведев
Поэт Кирилл Медведев
Речь идет о москвиче Кирилле Медведеве (р. 1975), объявившем несколько лет назад об отказе публиковаться в истеблишментных журналах и издательствах, чья книга «Тексты, изданные без ведома автора» появилась, тем не менее, во вполне истеблишментном издательстве «Новое литературное обозрение».

И речь идет о жителе Санкт-Петербурга Александре Скидане (р. 1965), чей сборник «Красное смещение» увидел свет после долгих мытарств в серии «Воздух» издательств «АРГО-РИСК» и Kolonna Publications.

Скидан довольно метко с точки зрения «поэтики и политики» описал феномен Медведева, который в свою очередь выставил в Сети мемуары об издавшем книгу Скидана Дмитрии Кузьмине (р. 1968), в которых разъясняет, почему Кузьмин ошибочно разошелся с левыми. Сюжет с мемуарами о Кузьмине для нас побочный, касаться его мы более не будем.

Старший из двух, Александр Скидан, пластичнейший поэт и умнейший критик, – плоть от плоти ленинградской неподцензурной культуры конца советского времени. Начинал Скидан не в литературе, а в театре: от театра и его интонационная пластика, точное владение литературным жестом.

Каждый зрелый текст сделан Скиданом без повторения приемов, как бы с нуля. Дебютировал Скидан рифмованными ямбами постклассического толка, возросшими на вековой традиции питерского пассеизма от Вагинова до Волчека (книга «Делириум», СПб., 1993). Но даже и намеренно не своя интонация звучала у него чудо как хорошо.

Следующая его книга – «В повторном чтении» (М., 1998) – показалась многим словно написанной совершенно другим человеком: вместо ироничной лирики – ритмизованные схолии к просмотренным фильмам и прочитанным книгам.

В какой-то момент показалось, что поэт Скидан закончился, но начиная со второй половины 1990-х нам предстал очень серьезный, трудно пишущий, чрезвычайной суггестивной сосредоточенности поэт-интеллектуал.

Сильные стороны этого нового и самого настоящего Скидана являются его же и слабыми сторонами. Принципиально не различающий между классическим ямбом и свободно ритмизованным высказыванием, рифмой и ее отсутствием, цитатой-центоном и сверхреально визионерской силы оригинальнейшим образом, установивший внутри своих текстов некую демократию приемов, он создает вещи, которые больше совокупности всех их элементов.

Вместе с тем – даже когда Скидан, настоящий пролетарий умственного труда, рассуждает о таких важных для него вещах, как революция, – речь его далека от прямоты, необходимой в подобных вопросах.

«Как только бесклассовое общество было определено как бесконечное задание, пустое и гомогенное время тут же превратилось, так сказать, в приемную, где более или менее спокойно можно было ожидать наступления революционной ситуации. В действительности же нет ни одного мгновения, которое не обладало бы революционным шансом, – надо только понять его как специфический, как шанс совершенно нового решения, предписанного совершенно новым заданием. Революционный мыслитель получает подтверждение своеобразного революционного шанса исходя из данной политической ситуации. Но не в меньшей степени подтверждением служит ключевой акт насилия мгновения над определенным, до того запертым покоем прошлого…» и т. д. («Inquisitio», 2002).

Звучит ли это скорее как политический призыв или как поэтический намек? Скорее, как последнее.

Скидан очень много вобрал в себя от англо- и отчасти франкоязычной лирики, но и от классической русской поэзии тоже. В самых пронзительных его текстах – «Пирсинге нижней губы» (1995), «Кондратьевском проспекте» (1999) – полно прямых цитат из Пушкина, Тютчева, Блока, которые замешаны на стоическом отчаянье.

и дым отечества
и отчество забыл

а помнишь как бывало

ты шел по улице
свободный гражданин

все было мало

возьмут за яйца
вспомнится небось

прогорклый погреб подворотни
и девочки с полуглазами лиц

и быстрое движенье элементов…

(«Кондратьевский проспект»)

«Пирсинг нижней губы»

Поэт Александр Скидан
Поэт Александр Скидан
Совсем другое дело – порицаемый Скиданом за «мелкобуржуазность» Медведев. Весь феномен его – в противостоянии существующему в московской литературной жизни порядку вещей. В первую очередь клановости и политкорректности. Да и начинал Медведев, прямо скажем, никак, а не ошеломительно, как Скидан.

Помещаемые в сборнике «Тексты, изданные без ведома автора» ранние минималистские верлибры возмутителя спокойствия не выдерживают сравнения с его недавними широкого замаха текстами.

Пафос социального противостояния явно побеждает у Медведева желание сугубо поэтического успеха. Хотя последним он тоже не обделен – но скорее в плане социальном тоже. Настойчиво доводимый до сведения всех заинтересованных лиц отказ от публикаций в читаемых журналах и престижных издательствах (это притом что все его книги выходили либо в ОГИ, либо в НЛО, а вот ОГИ Скидану в свое время в публикации отказало), зачитывание собственных текстов в качестве манифестов и публикация их через собственный веб-сайт – все это не могло не привлечь к Медведеву дополнительного внимания. Медведев очень хочет, чтобы его судили по степени эстетического и политического нонконформизма. Попробуем воспользоваться авторским критерием.

Достаточно ли поэт радикален в своем отказе от прежних традиций и способов самореализации? Разумеется, нет. Читатель для него существует не в некоем умозрительном пространстве, а здесь и сейчас.

Задача Медведева – шокировать, вывести аудиторию из эстетической спячки. А дальше? Дальше – уже наступившая демократия смыслов и значений. В одном из текстов – «Десять инструкций критику» (2005) – Медведев, тоже отрицающий разницу между поэзией и прозой, призывает критика (подозреваю, что речь все-таки идет о поэте) сделать наконец критику (поэзию?) искусством, быть объективным, не быть толерантным и корректным, не быть агрессивным, принимать другого, быть демократом, быть индивидуалистом, быть готовым к распре, не обобщать, опираться на жизнь...

Ох! И ведь эти «инструкции» – не шутка. Мне лично не хватает у Медведева некой внутренней пружины, которая бы сходу раскручивала его заклинательно-многословные медитации, как, например, такую вот:

сверкала рябина
было очень много собак
все чего-то искали,
может быть, они искали желуди или каштаны,
но главное все были живые –
собаки,
бабки с детьми,
желуди и каштаны,
если бы здесь были лошади,
лошади бы тоже были живые
но, тети и дяди,
через несколько дней здесь будет холод и лед,
холод и лед,
соленый снежный туман
залепит глаза,
завянут и опадут
рыжики,
из дорогих нам вещей
останется одна рябина
и уже сейчас, где-то здесь –
в мандаринных рощах,
в горячих проходных дворах –
на зараженных высотах –
где на качелях раскачивается мрак –
по утрам белый хлеб превращается в колючую леденистую муку –
происходит –
репетиция...

(«Сверкала рябина, было очень много собак», 2004)

Далее обрываю (следует еще семь страниц в столбик), потому что разгон взят и умный читатель – всегда соавтор текста – может дописать его сам. Есть у Медведева тексты и куда более отвлеченные.

Словом,
если б я писал как Кирилл Медведев,
начинавший с плохих стихов,
убежденный в своей исключительности и святости
(проблема в том, что начинал с очень хороших), –

то было уже лет за 20 тому,

так что стесняться сегодня нечего,

то,

располагая свои медитации в столбик,

я разговаривал именно так:

предлагая спорные и конфликтные,

но никак не на холодные теоретические построения

читателю в форме ну как бы душевных стихов.

В общем, этот стиль несложно имитировать и даже писать им все что угодно.

Если Скидан поэтизирует интонацию метафизического отчаяния и покинутости человека и стремится достигнуть через нее индивидуального и социального катарсиса, то для Медведева поэтическая интонация – часто вполне спокойная и созерцательная – вторична. Она является приложением к позиции метафизически отчаявшегося и покинутого человека, которая поэтизируется сама по себе.

Товарищи Скидан и Медведев (к которым я обращаюсь так безо всякой иронии, потому что считаю, что дело у нас – русская поэзия – общее, только стратегии разные), не кажется ли вам, что наступает для нас всех пора не просто выбора правильной поэтической или жизненной интонации, но уже прямого, индивидуализм интонации преодолевшего действия?

..............