Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

2 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

0 комментариев
Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

11 комментариев
29 мая 2006, 15:12 • Культура

Первый из восьми

Все победители кинофестиваля в Каннах

Первый из восьми
@ Reuters

Tекст: Александр Фолин

Канн опять всех удивил. Впечатление, что это уже такая «фишка» фестиваля – учесть мнение большинства и поступить по-другому. Впрочем, в этот раз решение жюри не вызвало столь резкого неприятия, как, например, два года назад, когда «Золотую пальмовую ветвь» получил дурнопахнущий «Фаренгейт 9/11».

Ошибки в прогнозах – дело обычное. Было бы даже не интересно, если бы эксперты угадывали результаты заранее. Но, тем не менее, всякий раз обидно за тех, кому всем сердцем желал победы и кого незаслуженно обошли вниманием.

А судьи кто?

В жюри вошли сразу три очаровательные брюнетки: Моника Беллуччи, Чжан Цзыи и Хелена Бонем Картер
В жюри каннского фестиваля вошли сразу три очаровательные брюнетки: Моника Беллуччи, Чжан Цзыи и Хелена Бонем Картер
Если проанализировать составы жюри последних лет, можно заметить, что Канн, гламур которого уже полвека привлекает сюда в конце весны журналистов всего мира, методично включает в списки звездных красавиц. В 2002 году жюри украшала Шерон Стоун, в 2003-м – Айшвария Рэй, в 2004-м – Эммануэль Беар, в 2005-м – Сальма Хайек. В этом году дирекция фестиваля решила сделать репортерам даже не двойной, а тройной подарок – в жюри вошли сразу три очаровательные брюнетки: Моника Беллуччи, Чжан Цзыи и Хелена Бонем Картер.

Надо заметить, жюри вообще в этом году на редкость именитое. Если раньше добрую половину его составляли кинематографисты, малоизвестные широкой публике, то в этот раз из девяти имен таковыми можно назвать лишь два: аргентинского режиссера Лукреции Мартель и палестинского – Элии Сулеймана.

Возглавил жюри гонконгский режиссер Вонг Кар-Вай, который после «Любовного настроения» стал известен очень многим. Любопытно, что Кар-Вай трижды номинировался на «Золотую пальмовую ветвь» – за «Счастливы вместе» (1997), «Любовное настроение» (2000) и «2046» (2004), – но так ее и не получил. Он может похвастаться лишь призом «Лучший режиссер», врученным ему девять лет назад.

Кроме него и упомянутой выше пятерки, в жюри заседали французский режиссер Патрис Леконт, которого после «Девушки на мосту» тоже никому представлять не надо, американский актер Сэмюэль Л. Джексон и британский – Тим Рот. Примечательно, что Джексон и Рот вместе играли в «Криминальном чтиве», получившем «Золотую пальмовую ветвь» в 1994 году.

Команда подобралась достаточно пестрая, и ее большинство составили люди, известные тем, что на все имеют свой собственный взгляд. Так что удивляться результатам фестиваля на самом деле не стоило.

О, счастливчик!

Кен Лоуч, которому 17 июня исполняется 70 лет, за свою долгую жизнь в кинематографе номинировался на «Золотую пальмовую ветвь» восемь (!!!) раз, а получил впервые
Кен Лоуч, которому 17 июня исполняется 70 лет, за свою долгую жизнь в кинематографе номинировался на «Золотую пальмовую ветвь» восемь (!!!) раз, а получил впервые
Если по совести, подзаголовок почти издевательский. Потому что Кен Лоуч, которому 17 июня исполняется 70 лет, за свою долгую жизнь в кинематографе номинировался на «Золотую пальмовую ветвь» восемь (!!!) раз, а получил впервые. Статистика просто скорсезовская, но тут ее хотя бы можно объяснить, поскольку Лоуч знаменит весьма радикальными взглядами, которые отражает в своих фильмах. Режиссер называет себя «последним социалистом Европы», и хотя маккартизм давно в прошлом, не всякий решится отдать предпочтение Лоучу, дабы не быть заподозренным в симпатиях левым.

Нет, Лоуч увозил из Франции призы, но главный обходил его с подозрительным постоянством. Впервые это случилось ровно четверть века назад. Тогда драма Лоуча «Взгляды и улыбки» была обойдена «Человеком из железа» Анджея Вайды. В утешение Лоуч получил приз экуменического жюри. Ситуация в точности повторилась в 90-м, с той лишь разницей, что вперед вырвался Дэвид Линч с «Дикими сердцем». В 93-м «Дождь из камней» обошли сразу двое – Чен Кайге с «Прощай, моя наложница» и Джейн Кемпион с «Пианино». В 95-м «Землю и свободу» отодвинул «Андерграунд» Эмира Кустурицы. В 98-м «Меня зовут Джо» не оставил шансов Тео Ангелопулос со своей лентой «Вечность и один день». В 2000-м «Хлеб и розы» попали под жернова конъюнктурного эксперимента Ларса фон Триера «Танцующая в темноте». И, наконец, в 2002-м «Милые шестнадцать лет» оказались неактуальными на фоне «Пианиста» Романа Поланского.

Вся эта неутешительная статистика дает полное право называть Кена Лоуча главным неудачником Каннского фестиваля. Лишь экуменическое жюри все время подкидывало ему призы, увенчавшиеся в 2004-м призом «за выслугу лет». Так или иначе, это ничуть не умаляет достоинств военной драмы «Ветер, колеблющий ячмень» о борьбе Ирландии за независимость, признанной лучшей на фестивале, в конкурсной программе которого демонстрировались новые работы Педро Альмодовара, Аки Каурисмяки, Софии Копполы, Алехандро Гонсалеса Иньяриту, Ричарда Линклейтера.

Счастливы вместе

Вторая по значимости награда Канн – Гран-при – досталась «Фландрии» француза Брюно Дюмона
Вторая по значимости награда Канн – Гран-при – досталась «Фландрии» француза Брюно Дюмона
Однако «Золотая пальмовая ветвь» – не единственная награда Канн, и некоторые из тех, кому она не досталась, все же увезли с фестиваля кое-какие призы. Вторая по значимости награда Канн – Гран-при – досталась «Фландрии» француза Брюно Дюмона, который тоже привез на фестиваль военную драму.

Алехандро Гонсалес Иньяриту был назван лучшим режиссером. Нет сомнений, что его драма «Вавилон» в самом скором времени доберется до российских экранов (на Украине она уже запланирована на декабрь), ведь в ней снялись такие звезды, как Брэд Питт, Кейт Бланшетт и Гаэль Гарсия Берналь.

Лучшим сценарием была признана работа Педро Альмодовара в его же приключенческой комедии «Вернуться». В фильме, который мы увидим в сентябре, режиссер вновь отдал главные роли своим любимым актрисам Пенелопе Крус и Кармен Мауре. И именно они, вкупе с еще четырьмя актрисами, взяли приз за лучшую женскую роль, впервые отданный актерскому ансамблю.

Актерский ансамбль завоевал и приз за лучшую мужскую роль. Им стали пять актеров исторической драмы Рашида Бушареба «Туземцы».

Что же до неоправдавшихся ожиданий, о которых говорилось вначале, то ничего так и не получила София Коппола и ее «Мария-Антуанетта», которую называли главным фаворитом Канн. Словно предвидя это, за пару дней до вручения наград фестиваля светские хроникеры объявили вечеринку Копполы лучшей в этом году.

..............