Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

4 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

0 комментариев
Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

11 комментариев
19 февраля 2006, 13:38 • Культура

На смерть поэта

На смерть поэта

Tекст: Евгений Алексеев

Трагично переплелись судьбы двух великих поэтов России. 10 февраля 1837 года в два часа сорок минут пополудни от раны, полученной на дуэли, скончался Александр Сергеевич; 19 февраля 1837 года Михаил Юрьевич дописал 16 заключительных строк стихотворения «Смерть поэта».

Эти последние строки заметно меняли весь смысл стихотворения:

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – все молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

Обмен колкостями

Дом Лавалей в котором произошла ссора Лермонтова с де Барантом
Дом Лавалей в котором произошла ссора Лермонтова с де Барантом

Стихи моментально разошлись по рукам. Николай Первый получил по почте копию с надписью: «Воззвание к революции». 21 февраля Лермонтов был арестован и помещен в одной из комнат верхнего этажа Главного штаба. 25 февраля последовало высочайшее повеление: «Лейб-гвардии гусарского полка корнета Лермонтова перевесть тем же чином в Нижегородский драгунский полк». Поэт отбыл на Кавказ. Стараниями и хлопотами бабушки – Е. А. Арсеньевой – Лермонтова переводят в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк, а затем в лейб-гвардии гусарский полк, расквартированный под Царским Селом. Поэт снова погружается в светскую жизнь столицы. Как будто угроза жизни с отъездом с театра военных действий миновала, но это было затишье перед бурей.

16 февраля 1840 года на балу у графини Лаваль Лермонтов оказывал внимание молодой вдове княгине Шербатовой. Красавица привлекла внимание и сына французского посла де Баранта. Последовал обмен колкостями. Де Барант заявил, что если б находился в своем отечестве, то знал бы, как кончить дело. Лермонтов ответил, что в России следуют правилам чести так же строго, как и везде, и что россияне меньше других позволяют себя оскорблять безнаказанно. Последовал вызов на дуэль. Невольно вспоминается сцена дуэли из «Евгения Онегина» и, конечно, «Лепажа стволы роковые»:

Спешит Онегин одеваться,
Слуге велит приготовляться
С ним вместе ехать и с собой
Взять также ящик боевой.
Готовы санки беговые.
Он сел, на мельницу летит.
Примчались. Он слуге велит
Лепажа стволы роковые
Нести за ним, а лошадям
Отъехать в поле к двум дубкам».

Роковые пистолеты

Пистолеты Лепажа
Пистолеты Лепажа
Дело в том, что «Лепажа стволы роковые» участвовали как в дуэли Пушкина с Дантесом, так и в дуэли Лермонтова с де Барантом. Секундант Дантеса виконт де Аршиак – атташе французского посольства – привез на Черную речку пистолеты Лепажа, одолженные послом бароном де Барантом. По слухам, он получил их из рук сына посла Эрнеста де Баранта. Эти же пистолеты Эрнест де Барант привез на место дуэли с Лермонтовым. Предоставим слово самому Лермонтову: «Он меня вызвал, мы условились и расстались. 18 числа в воскресенье в 12 часов утра съехались мы за Черною речкой на Парголовской дороге. Его секундантом был француз, которого имени я не помню и которого никогда до сего не видал.

Так как господин Барант почитал себя обиженным, то я предоставил ему выбор оружия. Он избрал шпаги, но с нами были также и пистолеты. Едва успели мы скрестить шпаги, как у моей конец переломился, а он мне слегка оцарапал грудь. Тогда взяли мы пистолеты. Мы должны были стрелять вместе, но я немного опоздал. Он дал промах, а я выстрелил уже в сторону. После сего он подал мне руку, и мы разошлись».

Несмотря на то, что француз не пострадал, Лермонтова предают военному суду. Он содержится на Арсенальной гауптвахте. 13 апреля Николай Первый повелевает «поручика Лермонтова перевесть в Тенгинский пехотный полк тем же чином». Лермонтову предстоит новая поездка на Кавказ. Там он участвует в экспедиции в Чечню и выказывает немалое мужество во время битвы на реке Валерик, при переходе через Гойтинский лес и в других случаях, где всюду действовал «как личною храбростию, так и знанием военного дела».

Из списка представленных к награждению золотой саблей «За храбрость» его фамилию вычеркивает Николай Первый, но отпуск Лермонтов получает. Е. П. Ростопчина утверждала: «Три месяца, проведенные Лермонтовым в столице, были самые счастливые и самые блестящие в его жизни». Попытка выйти в отставку поэту не удается. Говорят, что перед возвращением на Кавказ Лермонтов побывал у гадалки Кирхгоф, некогда напророчившей Пушкину смерть от «белого человека». На просьбу поэта сообщить, когда он вернется в столицу и получит ли отставку, гадалка ответила, что в Петербург он не вернется, а отставку вскоре получит такую, после которой ничего уже просить не будет...

Прибыв в Пятигорск, Лермонтов посылает командиру Тенгинского полка рапорт о том, что заболел по дороге лихорадкой и остается в Пятигорске для лечения. «Лечится» он с друзьями, посещая балы и вечера. На вечере в доме генеральши Верзилиной Лермонтов пригласил дочь хозяйки Эмилию на тур вальса. Поначалу она отказала, но Лермонтов настоял на своем, уверяя, что этот вальс будет последним в его жизни – слова оказались пророческими. На этом же вечере был и Мартынов, который ухаживал за младшей сестрой Эмилии.

Ссора между старыми приятелями возникла из-за пустяка. Вышедший в отставку Мартынов продолжал носить черкеску с несоразмерно большим кинжалом. Лермонтов в разговоре с Эмилией назвал его «горец длинный кинжал» и последнее слово прозвучало неожиданно громко. «Я же просил вас оставить свои шутки при дамах», – обиделся Мартынов и вышел. А на следующий день прислал к Лермонтову секундантов. Дуэль состоялась 15 июля на склоне горы Машук. По команде «сходитесь» Мартынов подошел к барьеру; Лермонтов же не тронулся с места. Оба не стреляли. «Скоро ли это кончится?» – заметил один из секундантов. И Мартынов спустил курок. Лермонтов был убит на месте.

На похоронах присутствовали представители всех полков, в которых служил Лермонтов: Нижегородского драгунского, Тенгинского пехотного, лейб-гусарского, Гродненского гусарского. Декабрист Лорер вспоминал: «На плечах наших вынесли мы гроб из дому и донесли до уединенной могилы кладбища на покатости Машука, и похороны совершены были со всеми обрядами христианина и воина».

Однако в метрической книге Пятигорской Скорбященской церкви осталась запись: «Убит на дуэли пятнадцатого июля, а семнадцатого погребен, в погребении пето не было» (дуэль церковью приравнивалась к самоубийству, отпевание не полагалось). Могила Лермонтова существует в Пятигорске и сейчас, однако прах поэта, по воле бабушки, в 1842 году был перевезен в их родовое имение Тарханы.

«Роковые пистолеты» хранятся в музее почты провинциального французского городка Лимрэ. Музей был создан по инициативе одного из почтовых служащих, а когда он узнал, что на аукционе продаются пистолеты, имеющие непосредственное отношение к гибели человека, написавшего повесть «Станционный смотритель», выкупил их.

..............