Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

9 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

0 комментариев
Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

14 комментариев
10 января 2006, 16:16 • Культура

Новые праздники

Новые праздники
@ www.bolshoi.ru

Tекст: Алиса Никольская

Завершение года повсеместно считается самым напряженным временем для всего трудящегося населения. Дописываются отчеты, сверяются планы на ближайшее и дальнейшее, в пожарном порядке выпускаются газетные номера и театральные премьеры.

Видимо, для того чтобы перенапрягшееся человечество могло немного прийти в себя, уже второй раз подряд январские выходные растягиваются почти на две недели. Но, памятуя о том, что наша публика от праздников отходит еще дольше, нежели от трудового цейтнота, можно предположить, что процесс отдыха так или иначе продлится весь ближайший месяц. А поскольку большинство предпочитает развлекаться вне дома и дивана, чрезвычайно востребованными становятся старые как мир варианты: походы в клубы, концертные залы и, разумеется, театры.

Закажи тему

Сцена из балета Большого театра «Щелкунчик» (www.bolshoi.ru)
Сцена из балета Большого театра «Щелкунчик» (www.bolshoi.ru)

За последние пару лет телевизионные каналы наперегонки снимают большое количество фильмов про Новый год. Сильным разнообразием они не отличаются, равно как и высоким качеством. Однако в них присутствует другое: нужный градус сентиментальности. Что заставляет зрителя не отрываясь смотреть на экран и даже проливать слезы над печалями персонажей и неизменно счастливым финалом. Телевизионщиков можно понять: подобная продукция непременно будет востребована еще изрядное количество лет, так что запас иметь не помешает.

Что до театрального процесса, то он почему-то существует вне контекста как новогодних, так и прочих «общенародных» праздников. Рождественскую сказку – как для детей, так и для взрослых – сегодня на афише практически не встретишь. Что тому причина – отсутствие ли нужной драматургии или банальная невнимательность, неизвестно.

Но огорчаться рано. Стремящимся приятно провести время согражданам все же есть куда пойти в новогодние дни, есть шанс попытаться продлить праздники в процессе неумолимо наступающих трудовых будней.

Лучший вариант здесь – Большой театр. А точнее, самая «классическая» часть репертуара. Балеты «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Тщетная предосторожность», оперы «Евгений Онегин» и «Иоланта» порадуют красотой и позволят испытать очарование «большого стиля». Такие спектакли можно рекомендовать даже поклонникам авангарда – случай беспроигрышный. А если очень хочется отыскать что-нибудь про зиму, мороз и соответствующие чудеса в драме, то прямая дорога на старенькие «Рождественские грезы» с Ией Саввиной и Натальей Теняковой в МХТ имени Чехова, спектакль простой и чувствительный. Или на варианты гоголевской «Ночи перед Рождеством», кукольный – в Театре Образцова, молодежно-актерский – в Щукинском училище.

Бывает и наоборот: зима за окнами настолько надоедает, что в театр человек идет за летним теплом и жаркими чувствами. В таком случае выбор существенно расширяется. Например, можно согреться на фейерверках ленкомовской «Женитьбы Фигаро», окунуться в романтичную атмосферу Французской Ривьеры, воссозданную в спектакле Театра Луны «Ночь нежна», или ощутить мощь итальянских страстей в «Сублимации любви» – хитовой постановке Театра Табакова. Конечно, просто поразвлечься можно практически на любом антрепризном спектакле. Но хочется думать, что не все оценивают себя столь низко. Тем более что цены на билеты в таких случаях обратно пропорциональны полученному качеству.

Семейные ценности

Сцена из спектакля Российского молодежного театра «Чисто английское привидение» (www.ramt.ru)
Сцена из спектакля Российского молодежного театра «Чисто английское привидение» (www.ramt.ru)

В праздничные дни принято выбираться в театр всей семьей. Для таких случаев незаменимы так называемые спектакли для семейного просмотра. Таковыми в основном становятся детские, ибо делать истории для всех возрастов сегодня режиссеры, увы, не хотят – или не умеют. Приятное исключение – последняя премьера Российского молодежного театра «Чисто английское привидение», эксцентричная версия сказки Оскара Уайльда о старом призраке из Кентервиля, придуманная режиссером Александром Назаровым и драматургом Екатериной Нарши. Несколько грубоватый и прямолинейный по форме, спектакль сделан очень живо, и зритель не скучает ни секунды. К тому же персонажи получились сплошь обаятельными, и сопереживать им одно удовольствие. Достойны для семейного визита и некоторые текущие названия рамтовской афиши: «Волшебник Изумрудного города», озвученный песнями «Битлз», трогательная «Сотворившая чудо», динамичный «Принц и нищий». Доступность и качество зрелища и превосходные актерские работы гарантированы.

Не заскучают и родители, приведшие своих чад на «Кота в сапогах» Театра Пушкина. Режиссер Евгений Писарев сочинил с командой молодых актеров заводной мюзикл, красочный по форме и поучительный по сути. А вечером в «Пушке» уже без детей можно понаблюдать за приключениями оперных звезд (спектакль «Одолжите тенора!» по американской пьесе поставил тот же Писарев, становящийся мастером качественных коммерческих историй).

Довольно часто театры специально к праздникам выпускают новогодние сказки, больше похожие на капустники. Или адаптируют под новогоднюю тему уже имеющиеся в репертуаре детские спектакли. Иногда такие зрелища бывают пристойными, иногда – совсем наоборот. Но если перед родителями стоит задача развлечь ребенка, а чем – не очень-то важно, то сгодится и такой вариант. Хотя, к счастью, сценических сказок на зимние темы существует много.

В первую очередь – целая компания «Снежных королев», как традиционных (Малый театр), так и авангардных (Камерный театр в Кузьминках). Наличествуют и прочие холодно-новогодние персонажи: «Морозко», «Госпожа Метелица», все те же «Щелкунчики».

А если просто хочется чуда, то и детям и родителям прямая дорога в Театр «Практика», на «Сказку, которая не была написана», прелестное и мудрое творение учеников знаменитого «теневика» Ильи Эпельбаума Маши Литвиновой и Славы Игнатова. Эти совсем молодые ребята умеют творить настоящие чудеса, рукотворные, но от этого не теряющие воздействия. И сочинять сказочные миры, где уютно абсолютно всем.

Есть театры, выходящие на работу «как все», то есть по окончании праздников. И демонстрирующие текущий репертуар в произвольном порядке. Однако очевиден факт, что зритель в это расслабленное время будет посещать исключительно зрелища легкие. А потому, возможно, каждому коллективу стоит иметь такие в своей афише. Для традиционного «сумрака души» существуют будни. Которых все равно больше, нежели праздников.

..............