Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

12 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

0 комментариев
Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

18 комментариев
16 августа 2005, 13:26 • Культура

Золотая могила

Золотая могила
@ gallery.vavilon.ru

Tекст: Дмитрий Бавильский

Дмитрий Воденников имеет демонический вид и выстроенный, до мелочей продуманный образ. Воденникова любят экзальтированные люди, да он и сам постоянно взвинчен, воздушен и взбит. Воденников – последний героический и проклятый поэт, принципиальный романтик, классический герой-любовник и просто героическая личность, которая не терпит заурядности и требует от всех (но в том числе и от себя) горения и сгорания.

Короче, чистый блоковский «Балаганчик» и полная дель арте. Воденников, самый артистичный и гибкий из «тридцатилетних» (именно так называлась знаковая антология, собранная несколько лет назад Глебом Шульпяковым), является непрямым наследником поэтов Cеребряного века, с их обязательным жизнестроительством и изысканными психологическими изломами, пряным декадансом и растительными мотивами в духе ар нуво.

Воденников органичен в самолюбовании, пристальном, прустовском почти, рассматривании мимолетных мелочей, в книгах россыпи аккуратно состаренных фотографий, на которых демонический вид – небрежно рассыпанные кудри, воротник стойкой, утомленный взгляд мимо камеры, усталая, полувыкуренная уже сигарета со столбиком пепла...

«Вкусный обед для равнодушных кошек» – самая правильно выстроенная книга Дмитрия Воденникова. Во-первых, это избранное. Самое-самое из «Репейника» и «Мужчины тоже могут имитировать оргазм» и других книг. Во-вторых, между разделами идут объемные беседы поэта с Светланой Лин. Необязательные рассуждения неожиданно задают мощный задник-фон, от которого стихи только выигрывают.

Очень, между прочим, современный и методологически правильный прием – совмещать текст и контекст, достраивать стихи с помощью автокомментариев и наоборот. Тем более для человека, который увлекается эпиграфами, посвящениями, вводками, прологами и эпилогами. Каждая книга, каждый цикл Дмитрия словно бы помещен в тяжелую, с позолоченными завитками раму, более приемлемую для беллетристра. Самих стихов ему мало, нужны еще и жесты, сбивчивая жестикуляция, которая не проясняет замысел, но, напротив, затемняет его, делает дву- или трехсмысленным.

Дмитрий Воденников «Вкусный обед для равнодушных кошек» (при участии Светланы Лин). Москва, «ОГИ», 2005. Серия «Твердый переплет»
Дмитрий Воденников «Вкусный обед для равнодушных кошек» (при участии Светланы Лин). Москва, «ОГИ», 2005. Серия «Твердый переплет»
Вот и сам он признается, что стихи для него – не цель, но средство, с помощью которого осуществляются прорывы и перепрыгивания с неба на небо. И хотя практически все стихотворения в книге о любви, нельзя со стопроцентной уверенностью называть эту россыпь любовной лирикой.

Кажется, это только эскизы, отрывки, заготовки чувств, призванные помочь превозмочь эти самые беспризорные и бесприютные чувства. Фрагменты, доведенные до логического завершения и технического совершенства. Со смещенным центром тяжести, с лакунами и умолчаниями, слепыми пятнами и солнечными зайчиками внутри.

С тайнами, клятвами и великими женщинами, которым Дмитрий не устает признаваться в любви: Алле Пугачевой, которая научила его не бояться неудач; или Елене Шварц, чьи центробежные вирши пробудили в нем поэтическую чувственность; или жене Оле, которой, судя по всему, ох как не просто быть с ним рядом. Ох как не просто...

Дар Воденникова сложно поддается определению, классификации. Сам по себе «он живет на грани, а пишет – за гранью» (С. Лин), и не случайно главными образами здесь оказываются шиповник и репейник. Колючие, пахучие, самостийные. Путанные. Пропеченные летним зноем, немного усталые, но… «Сам себе и ад и рай, и волк, и заяц черный...» Милее всего оказывается эта непрямая и странная логика, которая есть, но которой не видно, не слышно.

Не бояться быть собой (как это – признаваться в том, что любишь Аллу Пугачеву?), называть себя золотым... Парадоксально, но именно это отсутствие страха (на грани, за гранью) оборачивается забвением себя. Однажды маска становится сутью. Следует признание: «У меня ничего нет, Свет. У меня нет пола, нет возраста, у меня нет уже даже жизни. Я живу не свою жизнь...» Нахлынут горлом и убьют. Убьют, да?

«- Да не сгоревший я, - лиловый я, лиловый, пурпурный, розовый, багровый – до конца...»

Отдельно нужно отметить оформление серии «Твердый переплет», которая книгой Воденникова очень правильно (если не он, то кто?) открывается. Скромное и стильное, сильное оформление. Соединение простоты (минимализм) и недорого стоящих изысков. Зато золотое тиснение. Зато неровные края грубо обрезанной обложки. Зато хорошая, ослепительно белая (по контрасту с серым картоном) бумага внутри. Ненавязчивая стилизация под Серебряный век.

Внутреннее и внешнее находят друг друга, подчеркивают друг друга.

«Так пахнет ливнем летняя земля...»

..............