Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Что Россия получает от участия в ШОС

ШОС – это своего рода «защита оборудования от некорректных действий пользователя», когда сама система сокращает возможности для совершения фатальных ошибок.

0 комментариев
Евгений Крутиков Евгений Крутиков Зачем Европа пугает людей Россией

Западная пропаганда только кажется нелепой. На деле же градус нервозности повышается не самими чрезвычайными происшествиями, а механизмом управляемой истерии, в который давно превратились ранее уважаемые западные СМИ.

2 комментария
Андрей Рудалёв Андрей Рудалёв Как заваривался котел ненависти

У нас слишком долго внушали обществу, что патриотизм – последнее прибежище негодяев. По сути, это было отправной точкой, с которой начинался любой разговор. Следующая догма состояла в том, что счастье – получить доступ в цивилизованный мир.

17 комментариев
1 июня 2005, 16:41 • Культура

Торжество «красных точек»

Торжество «красных точек»
@ предоставлено галереей Fine Art

Tекст: Максим Шульц

Еще до начала «Арт Москва 2005» специалисты давали разные прогнозы по поводу объема продаж на ярмарке. Некоторые придерживались мнения, что, хотя количество проданных произведений актуального искусства увеличится, огромного роста ждать все же не стоит. Впрочем, цифры и так обнадеживали: Айдан Салахова, директор «Галереи Айдан» и член экспертного совета ярмарки, на одной из пресс-конференций «Арт Москвы» отметила – цены на актуальное искусство в России за последний год выросли примерно на 25% процентов, объем продаж также существенно возрос.

Сбылись, однако, наиболее оптимистичные предсказания – нынешняя «Арт Москва» стала местом торжества так называемых «красных точек» («красные точки» – особые отметки на картинах – ставятся, если та или иная работа продана). Галеристы довольны продажами, причем успех празднуют не только давно открывшиеся, ставшие эталонными галереи, но и совсем новые, появившиеся год назад, либо даже позднее.

И целого миллиона мало…

Мария Погоржельская. Зорро. Фото предоставлено галерей
Мария Погоржельская. Зорро. Фото предоставлено галерей "Айдан"

Айдан Салахова сообщила обозревателю газеты ВЗГЛЯД, что по сравнению с «Арт Москвой 2004» (где общие продажи составили $1 800 000) продажи выросли, ориентировочно, на миллион долларов. Кроме того, нынешняя ярмарка более показательна: в прошлом году треть от общего объема составили продажи Stella Art Gallery, которая продала несколько очень дорогих работ. Теперь же деньги между галереями распределились достаточно равномерно. В 2004-м покупали произведения дорогих художников «Айдан», галерея тогда заработала больше. Пусть в этом году в коммерческом плане «Айдан» не столь преуспела, можно только радоваться именно этой ярмарке – на ней хорошо покупали работы молодых авторов галереи.

Объем продаж и цены на русское искусство, несомненно, будут продолжать расти. Ярмарку посетило, в частности, очень много людей, которые пока не покупают contemporary art – они собирают старое русское искусство. Однако раньше они просто не приходили на такие выставки. Производят хорошее впечатление и стенды галерей. В этом году все смотрелось очень цельно, профессионально, соответствовало хорошему европейскому уровню.

Айвазовский и Шишкин не в почете

Ирина Филатова, куратор галереи Fine Art (основана в 1992-м году), отметила: интерес к современному искусству за последнее время очень заметно вырос – в 2004-м – по сравнению с предыдущими годами, а в этом – по сравнению с прошлым годом. Например, все больше появляется людей, которые стремятся украсить свой дом не Айвазовским, не Шишкиным, не декоративными панно, а произведениями актуального искусства. Если в стране не случится какого-либо сильного кризиса – политического или экономического – объем продаж, безусловно, будет продолжать стабильно расти. Иначе рост пойдет на убыль.

Для Fine Art ярмарка была очень удачной: во-первых, и знатокам, и обычным посетителям очень понравилась экспозиция галереи. Во-вторых, «Арт Москва» оказалась успешной в коммерческом отношении. В-третьих, сложилось много полезных контактов, которые реализуются позже.

Требуются больше художников

Михаил Рогинский. Интерьер. Фото предоставлено галереей pop/off/art
Михаил Рогинский. Интерьер. Фото предоставлено галереей pop/off/art

Самый молодой российский галерист, Сергей Попов, арт-директор POP/OFF/ART (основана в 2004-м году) также отмечает, что хотя конкретные объемы продаж пока не известны, тенденция к позитивным изменениям на отечественном арт-рынке прослеживается явно. Перелом произошел еще в 2004-м, когда объемы продаж «Арт Москвы» превысили объемы продаж совершенно другого искусства, в основном представленного на «Арт Манеже». В этом году тенденция получила свое закономерное продолжение. В принципе же число людей, заинтересованных в продвижении современного искусства растет, у них становится больше возможностей.

Сегодня существует большое количество свободных средств и эти средства все больше начинают направляться в актуальное искусство. Понятно, что это связано и с другими рынками – например, рынок антиквариата постепенно уменьшается – первоклассных вещей становится на русском рынке меньше, и, соответственно, инвестирование идет в другие области.

Что касается ожиданий POP/OFF/ART от «Арт Москвы», они оправдались – у галереи хорошие результаты. Рогинский, на которого была сделана ставка, становится полноценным героем художественной сцены: его работы становятся предметом поиска и спроса. В следующем году, если все будет хорошо, POP/OFF/ART добавит к Рогинскому еще двух-трех – как считает Попов – очень значительных художников. По его мнению, в России есть первоклассные авторы, до сих пор не задействованные арт-рынком.

..............