Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

4 комментария
Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

3 комментария
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

18 комментариев
31 мая 2005, 13:48 • Культура

Cкромное обаяние империи

Cкромное обаяние империи
@ Галерея Марата Гельмана

Tекст: Максим Шульц

Работы Валерия Кошлякова необычайно пафосны. Правда, известный поэт Мирослав Немиров в одном из своих эссе серии «Все о поэзии» утверждает: таким уж художник родился, а пафоса с годами у него только поубавилось. Художественное училище им. Грекова (Ростова-на-Дону) запомнило молодого Кошлякова, благодаря тому, что он однажды, без всякой задней мысли, изобразил героическую гибель радиста во время одного из боев Великой Отечественной в ростовской степи.

В начале 80-х картины, повествующие о перипетиях партийных съездов, тяжелом, но радостном труде в литейных цехах были, разумеется, не редкостью, но и писали их с определенными целями. В любом случае, даже стремившиеся доказать свою лояльность и верность канонам социалистического искусства делали что-то авангардистское, пусть и «для себя». Так, при засилии тайного сюрреализма или футуризма, Кошляков оказался белой вороной – не рисовали тогда такое по доброй воле!

Впрочем, Кошляков уже во второй половине 80-х переходит в стан актуальных художников, хотя тут не обошлось без влияния Тер-Оганяна – художники через несколько лет встретились вновь, еще спустя какое-то время Кошляков переехал из Ростова-на-Дону в Москву. Мы же этому можем только радоваться.

Пафос имперской эстетики

Имперская эстетика всегда пафосна, вне зависимости от того, какая перед нами империя. Кошляков отчасти и специализируется именно на империях, в отношении географии отдавая предпочтение Средиземноморью. Вероятно, художник избавляет себя таким образом от неуместных вопросов по поводу «настоящести» своего искусства: смотрите, вот классический венецианский вид, вот Рим, вот готические соборы.

Пафос не куда не делся, просто он иначе используется. Кошляков, действительно, достаточно консервативен по форме, но не по содержанию.

В этот раз художнику попалась «под кисть» последняя рухнувшая империя – Советский Союз. Его эстетику и анализирует Кошляков. Для самого автора его «Реликвии» –«образы неподдельно-возвышенного романтизма, как знаки застывших ценностей недавно сгинувшей эпохи».

Безусловно, центр экспозиции в галерее Марата Гельмана* – большое живописное изображение герба СССР. Наиболее интересно здесь то, что символ вынесен из общего контекста советской эстетики, вырван из среды, в которой он воспринимается привычно. Это уже не художественная контестация власти соц-арта (70-е), или периода APTART (80-е). Если тогда на первый план часто выходила ирония, у Кошлякова ирония отсутствует.

С другой стороны, ситуация изменилась: история отношения к советской символике – это история отношения к самому советскому прошлому страны. Сначала его ругали, на чем свет стоит, потом началась постепенная реабилитация. Идеологические коннотации у Кошлякова оборваны, символика здесь сродни мертвому зубу – на вид вроде такой же, как и здоровый, а нерва уже нет.

Кошляков против Дубосарского и Виноградова

Примечательна еще одна картина. На ней – стоящая у окна девушка; работа выполнена, казалось бы (если принимать во внимание еще и характерный стиль Кошлякова), в соцреалистическом ключе. Здесь Кошляков противостоит Александру Виноградову и Владимиру Дубосарскому. Последние также используют элементы соцреалистской техники, но у них соцреализм «живет»: он иронически применен к новой, медийной реальности.

В данном случае соцреализм для Кошлякова – средство для презентации не настоящего, или будущего (как у Виноградова – Дубосарского), а прошлого. Кошляков решает вопрос: как мы видим (можем увидеть) прошлое? Для полного эффекта нужно лишь максимально отстраниться – представить, что ты находишься не в московской галерее, а где-нибудь в Берлине или Марселе и смотришь на следы истории не своей страны, а чужой.

Пусть ностальгический компонент содержится (хотя и в гомеопатических дозах) в картинах, апофеоз настальгии – голубой почтовый ящик из гофрированного картона. Еще один объект – макет мавзолея, который огибает обшитая фольгой труба, пересекающая галерейный зал: то ли имитация нефтепровода, то ли теплотрассы.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

..............