Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра, из которой доносились проклятия.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

10 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
8 сентября 2021, 08:10 • В мире

Донбасс объединяется ради русского будущего

Донбасс объединяется ради русского будущего
@ Валерий Мельников/РИА «Новости»

Tекст: Дмитрий Бавырин

Главы ДНР и ЛНР выпустили заявление, которое для обеих донбасских республик является историческим. В ближайшее время там планируют ликвидировать «феодальную раздробленность» и создать единое экономическое пространство по российским лекалам. Это чрезвычайно важный шаг. Вопрос в том, почему он делается только сейчас.

Среднестатистический житель и России, и Украины, и даже самого Донбасса не знает и не понимает, почему на неподконтрольных Киеву территориях существуют две народные республики, а не одна. Ведь экстремальные условия военных действий и экономической блокады обычно способствуют сплочению, а разделение региона на ДНР и ЛНР создает для местного населения существенные бытовые и хозяйственные неудобства. Например, между непризнанными республиками существует таможня, просто так свой товар из Луганска в Донецк не отправишь.

Во многом это проистекает из того, что ДНР и ЛНР появились по инициативе снизу и как самостоятельные центры силы с собственными «народными губернаторами», активистами и ополченцами. Бороться за выживание им пришлось в плотной кооперации, но параллельно друг другу. К моменту завершения активной фазы боевых действий у республик уже сложилась разная законодательная база. Даже создание единоначалия хотя бы в армии и на заявленной территории (разные города контролировали разные группы ополчения) оказалось задачей, которую смогли решить только за несколько лет.

Но это, что называется, вопросы истории. В области практических интересов донбасских элит – как старых, так и новых – доминировали «вопросики» иного рода. Иногда это были интересы политические (лучше быть первым парнем в деревне, чем вторым в большой деревне), иногда – финансовые, из области контроля за тем или иным предприятием. Для конкретных людей в руководстве ЛДНР принцип, когда «табачок врозь», был заведомо удобнее, причем в большей степени в Луганске: там сомневаются в своей конкурентоспособности на фоне более богатого Донецка.

Газета ВЗГЛЯД подробно писала о том, что эта «феодальная раздробленность» негативным образом отражается на доходах жителей Донбасса. Как и о том, что крайне низкий уровень зарплат – это бомба замедленного действия под регионом, где люди привыкли жить на широкую ногу и вряд ли готовы терпеть лишения бесконечно.

ДНР и ЛНР требовались масштабные структурные реформы, взаимная унификация законодательства, ликвидация дублирующихся ведомств, что повысило бы управляемость, сократило бы возможности для коррупции, снизило бы нагрузку на бюджет и переплаты со стороны населения. Львиную долю этих задач решало бы их слияние в единое государственное образование, к чему руководство обеих республик призывали и эксперты, и народ в самом широком смысле.

Но всякий раз, когда об этом заходила речь, руководство ДНР и ЛНР находило какое-нибудь объяснение, которое ничего не объясняло, а чаще всего звучали слова про Минские соглашения, мол, под ними подписались две республики, так что объединение подорвет переговорный процесс (а он, напомним, застрял в мертвой точке из-за стараний Украины, которая глубоко тяготится этим процессом и не собирается ничего «имплементировать»). 

И вдруг – лед тронулся, или, другими словами, где-то сдох медведь. Глава ДНР Денис Пушилин и глава ЛНР Леонид Пасечник объявили о создании единого экономического и таможенного пространства. Это еще не объединение республик, но это о-го-го по сравнению с ситуацией, которую мы имеем сейчас. Новый режим функционирования ЛДНР, как обещают местные власти, «снимет ограничения на перемещение граждан, продукции и финансов» между двумя республиками, что «станет залогом ускорения их развития».

Осталось понять: кем был тот медведь, который сдох? Что произошло такого, что в Донецке и Луганске все-таки приступили к реализации не просто назревших, а давно перезревших мер?

Есть как минимум две версии, одна из которых близка к конспирологии, но наверняка будет обсуждаться в СМИ, поскольку включает в себя важнейшие политические фигуры – президента РФ Владимира Путина, президента США Джо Байдена и президента Украины Владимира Зеленского.

Допустим, что на саммите Путин – Байден в Женеве (который, напомним, прошел лучше, чем можно было предполагать) или по другим каналам после него до американцев была четко доведена позиция Москвы: Вашингтон должен принудить Киев к выполнению Минских соглашений, либо же Россия будет обустраивать будущее Донбасса другим путем.

Допустим, в Москве ожидали, что этот акцент прозвучит на переговорах Зеленского и Байдена. Для президента Украины они прошли без каких-либо успехов, но его окружение и он сам пытаются выдать за успех то, что тема Минских соглашений не только не присутствовала в заявлениях американской стороны, а вообще не обсуждалась. Это означает только то, что пока Байден решил устраниться от данной темы, но советник главы офиса Зеленского Алексей Арестович публично торжествовал – Украина-де «снялась с крючка» невыгодной для нее сделки.

Арестович – человек специфический даже по киевским меркам. В большинстве случаев прислушиваться к нему – себя не уважать. Но нельзя не отметить то, что такой человек занимает одну из ключевых позиций в украинской контактной группе по донбасскому урегулированию, которая должна имплементировать Минские соглашения. То есть сочетание личности Арестовича с его должностью нагляднейшим образом показывает, что пресловутый «Минск-2» в Киеве в гробу видали и очень хотят «сняться с крючка».

Американцы, кстати говоря, ни стороной, ни гарантом этих соглашений не являются, то есть Байден не может «простить» украинцам ими же обещанное, это должно сделать руководство Германии, Франции и России как действующих гарантов урегулирования. Но «с крючка» так «с крючка»: раз прогресса нет, выжидательная позиция России сменилась активным действиями – Москва подтолкнула донбасские республики к объединению, чтобы в дальнейшем интегрировать их экономики в российскую. А если кому-то (тем же американцам), это не понравится, то мы американцев предупреждали.

Но есть и другое объяснение происходящему, гораздо более скучное – без геополитики, торгов, предупреждений, сигналов и первых лиц. Не было такого, что Москва, оценив обстановку, дала команду действовать, а в Донецке и Луганске взяли под козырек. Работы над созданием единого экономического пространства велись республиками по собственной инициативе, на свой страх и риск.

В пользу этой версии говорит то, что подписание конкретных соглашений и документов, которые объединят экономики двух республик, анонсировано на самое ближайшее время, а быстро на такие соглашения (с учетом вала прошлых хозяйственных разногласий) не выйдешь. Следовательно, работа над ними шла без оглядки на переговоры в Женеве и Вашингтоне. Просто в силу того, что это было необходимым.

Возможно, разговоры про «крючок» были восприняты как «окно возможностей» для того, чтобы заявить – время пришло. Возможно, не сыграли вообще никакой роли, а Пушилин и Пасечник реагируют сейчас на давление снизу. В их декларации о намерениях, помимо прочего, прописано, что новая политика «позволит достигнуть ряда показателей, в частности увеличить среднюю заработную плату в целом по экономике в 2,3 раза – до 35 тыс. рублей, и повысить среднюю пенсию в 1,3 раза – до 13,8 тыс. рублей, средняя заработная плата бюджетников достигнет 29 тыс. рублей».

Разделите 35 тыс. рублей на 2,3 и попробуйте прожить на остаток с учетом, что большинство потребительских товаров не только привозные (из РФ), но и подорожавшие после всех административных сборов.

Само по себе создание единого экономического пространства ЛДНР необходимого роста уровня жизни не обеспечит. Это только первый шаг, за которым должен последовать второй – унификация законодательства и технических регламентов с таковыми в России, чтобы появилась возможность включить предприятия Донбасса в наши экономические цепочки, включая участие в госзаказе. Только тогда регион сможет выйти из застоя и безвременья, то есть, по сути, перестанет реализовывать украинскую стратегию по реваншу.

Эта стратегия сводится к тому, чтобы все оставалось как есть. Чтобы регион не развивался, чтобы оттуда уезжали специалисты, чтобы оборудование на предприятиях устаревало, а сами предприятия закрывались. Еще пять–десять лет такого пути, и Донбасс можно будет брать голыми руками, считают в Киеве.

Единственное возможное противодействие этой стратегии – экономическая интеграция с РФ. Это тот путь, при котором Донбасс сможет реализовать свой потенциал как богатый регион и часть «русского мира».

Пора смириться с тем, что Украина ни при Зеленском, ни при любой другой власти не согласится на имплементацию «Минска-2», что разрешило бы этнополитический конфликт по боснийскому сценарию. Нам нужно строить для Донбасса другой вариант будущего – того, где он вместе с Россией. Если декларация о намерениях Пушилина и Пасечника не останется пустой декларацией, если все обещанные соглашения действительно будут подписаны и выполнены, это покажет, что после семи лет ожиданий, промедлений и «геополитических соображений» Донбасс все-таки вышел на правильный путь.

..............