Взгляд
19 января, среда  |  Последнее обновление — 22:20  |  vz.ru
Разделы

Россия и США ведут дипломатическую «разведку боем»

Тимофей Бордачёв
Тимофей Бордачёв, Программный директор клуба "Валдай"
Даже если переговоры об общих параметрах европейской безопасности окажутся сравнительно успешными, США вполне могут отправить в бой своих киевских сателлитов просто ради поддержания России «в тонусе» и введения против нее дополнительных санкций. Подробности...
Обсуждение: 6 комментариев

Как Порошенко еще раз унизил Зеленского

Геворг Мирзаян
Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Вот уже несколько месяцев президент России Владимир Путин не спешит выполнять пожелания Киева и вводить войска. Поэтому Владимир Зеленский придумал народу другое развлечение: он дал старт Порошенкиаде, процедуре посадки Петра Порошенко. Подробности...
Обсуждение: 4 комментария

Ковид закончится, а людям надо остаться людьми

Игорь Мальцев
Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
Дело в том, что громкий голос «большинства» вечно безграмотен. Потому что ни один из его отдельных членов не может выдвинуть ни одного реально ценного доказательства в подтверждение своего «убеждения», которым он тычет другим в глаза. Подробности...
Обсуждение: 28 комментариев

Обвиняемый в терроризме Порошенко вернулся в Киев

Экс-президент Украины Петр Порошенко вернулся в Киев из-за границы. Ожидалось, что бывший глава государства, которого подозревают в госизмене, будет арестован прямо в аэропорту. Но Порошенко прошел через погранкордоны, хотя и не без инцидентов
Подробности...

Циклон завалил снегом Южно-Сахалинск

В Южно-Сахалинске третий день продолжаются обильные снегопады из-за сильного циклона. Уже выпала месячная норма осадков. Власти города ввели режим чрезвычайной ситуации. Коммунальщики работают в круглосуточном режиме. На расчистку улиц брошена не только спецтехника, но и военные
Подробности...

Первый российский Ту-160М поднялся в воздух

В России с аэродрома Казанского авиационного завода совершил первый полет ракетоносец Ту-160М. Этот самолет был собран с нуля. Он сможет нести новые виды вооружений, в том числе перспективные
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Украина потребовала вице-премьера Словакии опровергнуть слова о российском Крыме

    Главная тема


    Как понять слова Кудрина о худшей жизни в СССР

    обвинение в терроризме


    Погребинский: Запад не позволил Зеленскому посадить Порошенко даже под домашний арест

    «нет резервов»


    Норвегия заявила о неспособности заменить Россию в поставках газа в Германию

    ролик ЦСКА


    Арбатова: Россия – не третий мир, чтобы привлекать футболистов секс-ресурсом

    Видео

    стратегическое соглашение


    Чем Иран будет соблазнять Россию

    в режиме спецоперации


    Как Южная Осетия сбежала в Россию из Грузии

    возвращение Елбасы


    Пенсионер Назарбаев успокоил казахов после бунта

    конфликт в Донбассе


    Вероятность новой войны на Украине резко выросла

    борьба двух русофобов


    Порошенко ненароком оказал России большую услугу

    противоборствующие толпы


    Игорь Мальцев: Ковид закончится, а людям надо остаться людьми

    политическая дальновидность


    Геворг Мирзаян: Как Порошенко еще раз унизил Зеленского

    дипломатия и компромиссы


    Тимофей Бордачёв: Россия и США ведут дипломатическую «разведку боем»

    на ваш взгляд


    Окунались ли вы когда-нибудь на Крещение?

    Американские истребители разорят украинские ВВС

    Истребители F-16 осваиваются по периметру российских границ
       19 июня 2021, 09:40
    Фото: ZUMA/ТАСС
    Текст: Виктор Сокирко

    Советская военная авиатехника доживает на Украине последние годы. Лишним подтверждением этому послужило предложение вооружить ВВС этой страны истребителями F-16. Каковы шансы, что украинские летчики будут летать на американских машинах, какую цену придется заплатить за это решение Украине – и какую угрозу эти машины будут представлять для России?

    Грандиозная распродажа: Соединенные Штаты предлагают по всему миру свои уже потрепанные истребители F-16. Теперь очередь дошла до Украины, которой тоже поступило предложение купить машины. Ранее эти самолеты «по стандартам НАТО» буквально навязали Болгарии и Румынии, также на замену машинам советского образца. 

    Сделанное Украине предложение американской компанией Lockheed Martin о продаже партии истребителей F-16 пока ответной реакции не вызвало. Однако ранее на уровне руководства Минобороны Украины уже звучали подобные идеи, и понятно почему.

    ВВС Украины были созданы на останках авиационных частей, дислоцированных на ее территории еще с советских времен. Сегодня они насчитывают списочным составом около 210 самолетов и под сотню боевых, среди которых фронтовые бомбардировщики Су-24, штурмовики Су-25, тяжелые истребители-перехватчики Су-27 и легкие фронтовые истребители МиГ-29 (изначально было 1100).

    Не все из них способны летать чисто по техническим причинам (износ составляет более 50%). Кроме того, как показал опыт боевых действий в Донбассе, «летаки» (самолеты) потерпели существенный урон от переносных средств ПВО и отказались от вылетов в зону действия поражения ПЗРК ополченцев.

    Если говорить об украинских истребителях, которые есть в наличии, но не факт, что способны совершать вылеты, их насчитывается не так уж и много. Примерно по 30 Су-27 и МиГ-29. Ни один из них не получил за минувшие годы какой-либо серьезной модернизации – и уж тем более дальнейшего развития в виде строительства новых самолетов.

    Иначе говоря, сегодня из-за физического износа (исчерпания ресурса) истребительная авиация Украины доживает последние годы. Самостоятельно машины такого класса Украина не производит и производить не способна. По понятным причинам ни запчасти, ни комплектующие для МиГ-29 и Су-27 из России на Украину не поставляются (по крайней мере официально). Планы заменить боевые машины советского производства на западные истребители озвучивал еще два года назад глава ВВС Украины Сергей Дроздов.

    «Наши летчики мечтали бы летать на таких самолетах», – заявлял Дроздов. Да только он же еще через некоторое время жаловался, что удовольствие это дорогое – миллиарды долларов, а потому мечты эти практически неисполнимы.

    «Украина банально растеряла свою военную авиацию после развала СССР, – рассказал газете ВЗГЛЯД военный летчик полковник Владимир Таланов. – И руку к этому приложили именно США, которые стремились свести боевой потенциал бывшей советской республики к минимуму. Таким образом, Украина осталась без дальней стратегической авиации, а это было порядка 80 самолетов Ту-160 и Ту-22, да и остальные подобные самолеты искусственно были приведены в негодность. И хотя сегодня на Украине существуют воздушные командования «Запад», «Центр» и «Юг», их деятельность весьма условна и особой эффективности, пусть даже в учебных целях, здесь не зафиксирована».

    Нынешняя активность НАТО с «возрождением» ВВС Украины, в том числе с предложением пополнить авиапарк истребителями F-16, просматривается лишь с возможностью подгонки этой страны под стандарты альянса, а значит, банальной продажей подержанных самолетов. Тех самых, которые были списаны вначале в США, а потом, отлетав в Польше, Румынии или Эстонии, будут теперь поставляться Киеву, где их примут с благодарностью. Вот даже небольшой нюанс с последними военно-воздушными учениями – в небе над Украиной кружат большей частью лишь натовские самолеты, свои же привычно стоят в ангарах.

    Озвученное Украине предложение закупить F-16 носит двоякий характер. Минус – современная боевая авиатехника – это очень дорого. Особенно пилотируемая. Дорого обходится не только закупка машин, но и ее эксплуатация. Летный час F-16 существенно дороже такого же часа для МиГ-29.

    Болгарии в 2019 году, например, покупка восьми таких истребителей обошлась в разорительные 1,26 млрд долларов, что вызвало форменный скандал в стране. Софию все-таки убедили пойти на сделку и даже подарили два стареньких бэушных F-16 с обещанием поставить и остальные, но пока его не выполнили. Погоды в небе они точно не сделают, но смогут принимать участие в учениях НАТО, как «полноценный» самолет, вписывающийся в стандарты альянса.

    Второй нюанс – покупка Украиной американских истребителей повлечет за собой смену всей системы подготовки украинских военных летчиков. А она, мягко говоря, находится не на самом высоком уровне. Памятна история с гибелью в прошлом году курсантов основной кузницы кадров военной авиации – Харьковского университета ВВС. Украинский главком военно-воздушных сил Сергей Дроздов, окончивший Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков и Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина (1995 год), констатировал предельную изношенность украинской военной авиации. «Парк авиационной техники вооруженных сил нуждается в обновлении. Речь идет как о моральном, так и физическом старении техники, которая была выпущена от 1968 до 1991 года. За время независимости мы не получили ни одного военного самолета», – заявил тогда Дроздов.

    Еще вопрос: а где будут готовить украинских боевых пилотов для управления истребителями F-16? В самих США, где они всё еще стоят на вооружении (около 900 самолетов в разных модификациях), вряд ли – далеко и дорого. Возможно, что украинских «соколов» (F-16 Fighting Falcon – «Боевой сокол») будут натаскивать в соседней Польше, где таких самолетов в составе ВВС около полусотни.

    Процесс переподготовки может занять не менее полугода, даже для уже обученного пилота на Су-27 или МиГ-29. Это совершенно разные истребители, у них совершенно иная система взаимодействия с коллегами в воздушном бою. И «стая» F-16 будет действовать обособленно не только от коллег на советских самолетах, но и от наземных сил, которые банально не примут американские истребители в своих прицелах, как своих – может, и собьют ненароком из-за невозможности опознать по системе «свой-чужой». Или «сухих» и «мигарей», при смене программы, не будут опознавать как свои.

    Есть большой вопрос с инфраструктурой – аэродромную базу Украине придется полностью перестраивать под взлет-посадку американских F-16, вплоть до смены аэродромных огней, рулежных полос, да и банально ангаров для хранения и ремонта самолетов. А ремонтировать пусть даже модернизированные истребители неизбежно придется – планер эксплуатируется с 1978 года.

    Какая угроза для России может быть в связи с возможной закупкой и поставкой на вооружение ВВС Украины американских истребителей F-16? В плане боевого применения в воздушном бою особых угроз не видится. Как минимум Су-35 с американским гостем справится достаточно легко – «сокол» уступает по целому ряду характеристик. Опять же, Украина, вероятнее всего, даже теоретически, при большой удаче, сможет купить максимум два десятка американских истребителей. Против гораздо большего количества российских боевых машин жить им в небе в воздушном бою не так уж и долго, с учетом еще и возможностей российской ПВО. А вот в качестве разведчиков они могут оказать неоспоримую помощь НАТО (не Украине точно).

    F-16 – легкий истребитель, при этом способен развивать скорость до 2100 км/ч и подниматься на высоту 12 200 километров, бомбовая нагрузка присутствует, но она не столь значительна. А вот ракетное вооружение вполне приличное, в том числе ракеты «воздух – воздух». Может подкрасться незаметно и нанести удар – как это было в ноябре 2014 года, когда турецкий F-16 сбил российский Су-24 в небе Сирии. В общем, достаточно коварный самолетик, тем более в составе ВВС Украины.

    Однако если планы по закупке Украиной американских истребителей будут реализованы, это станет по-настоящему тектоническим сдвигом на пространстве бывшего СССР. И технологическим, и культурным, и военным. Эксплуатация определенного вида боевой техники – и особенно авиации – влечет за собой финансовую и технологическую, а в конечном итоге и политическую привязку к той стране, которая эту технику поставляет. Причем привязку на долгие десятилетия.

    Ну и, конечно, сам факт базирования F-16 на столь коротком расстоянии от Центральной России имеет огромное военное значение. Эти истребители как информационная система (и разведывательная, и ударная) легко интегрируются в глобальную военную структуру НАТО. И даже если за их штурвалами будут сидеть украинские летчики, это никого не должно обманывать. Прямо у наших границ будут присутствовать опаснейшие боевые машины Америки.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •