Взгляд
13 августа, четверг  |  Последнее обновление — 17:22  |  vz.ru
Разделы

Пора научиться отличать мультики от реальной жизни

Марина Ахмедова, Журналист, писатель
Лидер протеста бежал из страны, бросив свой возбужденный до протеста электорат. И если смотреть на ситуацию прямо, то мы видим тупой трусливый побег. Но человечество такая история не устраивает. А вот если «бежала, когда ей угрожали расправой над детьми» – это уже красиво. Подробности...
Обсуждение: 22 комментария

Грозит ли русскому языку реформа орфографии

Игорь Караулов, поэт, публицист
Государство прежде всего должно само не портить язык. Например, избавить нас от многочисленных аббревиатур, которые оно внедряет. Много лет на наших школах висят вывески типа «ГБОУ СОШ» и «ГБОУ ДОД». Чему могут научить в этих уродливых гбоудодах? Подробности...
Обсуждение: 26 комментариев

На Ближнем Востоке началась ливанская часть большой игры

Юрий Мавашев, востоковед, директор Центра изучения новой Турции
Предложение о помощи от Франции и МВФ оказалось совсем небескорыстным протягиванием руки стране, пострадавшей от техногенной катастрофы. Активизировалась и Турция, которая не хочет допустить усиления Парижа вблизи своих границ. В чем заинтересована Россия? Подробности...

Белоруссию после выборов охватили массовые беспорядки

В воскресенье после закрытия избирательных участков на выборах президента Белоруссии в центре Минска и других городах страны вспыхнули массовые беспорядки с участием тысяч граждан республики, несогласных с итогами голосования
Подробности...

Столицу Ливана сотряс мощнейший взрыв

В порту Бейрута, вблизи базы ВМС Ливана, произошел грандиозный взрыв. Пострадала половина города. Погибли десятки человек, более двух тысяч ранены. Среди пострадавших семья премьера Ливана и люди из его окружения. Ущерб также нанесен президентскому дворцу и зданию посольства РФ
Подробности...

Житель Урала отправился на Черное море в вагоне с углем

Житель Курганской области решил поехать в отпуск бесплатно – на грузовом поезде, следовавшем в сторону Черного моря. Причем ехать пришлось под открытым небом в вагоне с углем. Нарушителя поймали в Морозовске в Ростовской области. С собой «курортник» вез самодельную гитару
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
    НОВОСТЬ ЧАСА: На МАЗе началась забастовка

    Главная тема


    Белорусская оппозиция добилась важной моральной победы

    американское вмешательство


    Помпео призвал провести новые выборы в Белоруссии

    основатель Tesla и SpaceX


    Илон Маск предложил помощь протестующим в Белоруссии

    борьба с коронавирусом


    Собянин предупредил москвичей об обязанности носить маски в ближайшие месяцы

    Видео

    протесты в белоруссии


    Запад прощает Лукашенко больше, чем Януковичу

    гибель подлодки


    «Курск» хранит загадки спустя 20 лет после катастрофы

    внешние рынки


    Российское мясо распробовали за рубежом

    соперница Лукашенко


    «Слабая женщина» слила белорусский Майдан

    ЕГЭ по английскому


    Сергей Мардан: Иностранный язык должны учить только те, кому он реально нужен

    День ВВС


    Тимур Шерзад: Три сюрприза русских авиаторов

    Выборы в Белоруссии


    Геворг Мирзаян: Почему Россия вынуждена признать победу Лукашенко

    викторина


    Как мировые лидеры выглядели в детстве?

    на ваш взгляд


    В России зарегистрировали первую в мире вакцину от коронавируса. Вы будете делать себе эту прививку?

    Европа душит остатки украинской промышленности

    Даже отверточная сборка на Украине – уже редкость    7 июля 2020, 16:40
    Фото: Струнин Анатолий/ТАСС
    Текст: Николай Стороженко

    Украина вновь убедилась в бесчестности и невыгодности сближения с Евросоюзом. Это напрямую дал понять Киеву не кто-нибудь, а посол Евросоюза в Киеве. Он выступил категорически против развития украинской промышленности и подкрепил свои слова серьезными угрозами. Как такое произошло и почему вдруг Украина озаботилась судьбой своих заводов и фабрик?

    Евроассоциация, коронавирус, Украина и ее промышленность – четыре эти темы в конце прошлой недели оказались связаны воедино. А связать их получилось у посла Евросоюза Матти Маасикаса, написавшего письмо премьер-министру Украины Денису Шмыгалю.

    Звучит как занудная бюрократия? Потому что это и есть бюрократия, но довольно занимательная. Примерно, как у Булгакова: сеанс ассоциации с ЕС с полным разоблачением.

    Но давайте по порядку. 

    Не тратьте, куме, силы – спускайтесь на дно

    Еще в конце мая в украинском правительстве задались разработкой планов поддержки украинской экономики. Она и в лучшие-то годы буксовала, а уж COVID-19 ее и вовсе подкосил: согласно последнему прогнозу МВФ, в текущем году ВВП сократится на 8,2%. 

    Поддержать экономику Украины тогда решили проверенными методами: наращиванием госзакупок в сфере ВПК, снижением портовых сборов и тарифов на ж/д перевозки. Но главное – поддержкой украинского машиностроения.

    Во-первых, компенсацией ставки по кредитам на покупку техники украинского производства; во-вторых, программой локализации, которая должна была загрузить украинские заводы хотя бы самой простой отверточной сборкой. Начать решили с 15% локализации при госзакупках (а учитывая планы обновления подвижного состава УЗ, это уже миллиарды гривен). И уже в конце июня в правительстве заговорили о как минимум 35% локализации с доведением ее в перспективе до 60%. Речь снова-таки о ж/д технике, городском пассажирском транспорте и коммунальной спецтехнике, энергетическом оборудовании. Только в прошлом году негативное сальдо торгового баланса по этим видам продукции достигло 311 млрд гривен. То есть в правительстве решили сократить эту цифру как минимум на треть.

    И вот как раз в ответ на эти планы со стороны ЕС последовал грозный окрик. «На наш взгляд, это будет существенным нарушением указанных основ равного отношения и недискриминации». Эксперты допускают, что этой обтекаемой формулировкой посол грозит поставить на паузу все программы кредитования Украины со стороны ЕС: инвестиционные программы ЕБРР, макрофинансовая помощь ЕС в размере 1,2 млрд евро, возможно подключатся даже украинские «дочки» европейских банковских структур. Впрочем, ничто не мешает давить и на другие мозоли – тот же безвизовый режим. И спорить бесполезно: Европа сошлется на Соглашение об ассоциации

    Конечно, его можно изменить. Например, в 2017 году ЕС дал Украине дополнительные квоты на поставку ячменя и кукурузы (в правительстве тогда оценили эффект в 100-150 млн долларов дополнительной экспортной выручки). Но тогда такое предложение поступило от самого ЕС. И даже при этом на согласование ушло полгода. А украинским машиностроителям заказы нужны уже сейчас: «Темпы падения машиностроения вдвое опережают общий спад промышленности. Скажем, если в апреле промышленность ушла в минус на 16%, то машиностроение – почти на 36%. Ранее основным рынком сбыта для нашего машиностроения была Россия и страны СНГ. Их потеряли, а альтернативные рынки так и не освоили», – оценивает ситуацию экономист Виктор Скаршевский. 

    То есть пободаться с евробюрократией Украина, конечно, может. Но без гарантий успеха. Да и «косточка» в виде 5-7% локализации, которую бросят через пару лет, украинскую промышленность не спасет. 

    Машины сделают в Польше

    «А спасать-то и не надо», – возразит нам из 2013 года Лех Валенса. «Бог дал Украине такие хорошие почвы, с тем чтобы она могла прокормить всю Европу. Мы должны сказать Украине, что она может производить все зерно для Европы – но не машины. Машины могут производить в Польше». Этим ярким пассажем в интервью Die Zeit (октябрь 2013 года) Валенса доставил пару неприятных минут еврооптимистам. Что и говорить – политик опытный, тертый. Сумел вложить в такую короткую фразу смысл соглашения об ассоциации объемом 2000 страниц. Производите сырье и возите его продавать в Европу по выделенным квотам. А за это снимите любые барьеры на импорт готовой продукции.

    Но при такой постановке вопроса свою промышленность ждут непростые времена? Не беда, подает голос из 2015 года тогдашний советник премьер-министра Яценюка по экономическим вопросам Александр Кирш: «...построенные в советское время промышленные предприятия и «флагманы индустрии» – это российская удавка на шее у Украины. Их нужно ликвидировать и распродать, чтобы выйти из-под влияния Москвы». Отточенность формулировок – не хуже, чем у Валенсы. 

    С распродажей, правда, получилось не особо. Напомним, что начиная с 2015 года Украина последовательно проваливала все планы по приватизации оставшихся в госсобственности флагманов индустрии. Европе они, за редкими исключениями, не нужны. А российскому бизнесу законодательно запрещено участвовать в приватизации. 

    К слову, Валенса знал, что говорил. Во второй половине 2000-х в Польше разворачивалась собственная драма: ЕС требовал от Гданьских судоверфей вернуть субсидию, выданную польским правительством в нарушение норм ЕС. Так что свое место в европейском распределении труда поляки усвоили: машины можно, корабли – уже нельзя. 

    Промышленность как фетиш

    Вообще отношение к промышленности на Украине непростое. С одной стороны, еще ни один президент не отказался от визита на завод с обязательным фотографированием на фоне индустриальных пейзажей. Отдельная и большая любовь украинских политиков – какое-нибудь крупное ого-го. Самолет «Мрия», ракета-носитель «Зенит-3SLБ». Команда Зеленского во время эпидемии гоняла «Мрию» за масками в Китай, а президентские пиарщики строчили проникновенные материалы о самом грузоподъемном в мире украинском (!!) самолете.

    Каждый год День космонавтики на Украине проходит под мантру «А Королев-то – украинец!». Как и Сикорский, конечно же, хотя он (монархист, почетный член патриотического общества молодежи «Двуглавый орел») на эту роль годится еще менее Королева. Но общее стремление понятно: даже аграрной сверхдержаве лестно иметь промышленность.

    Одна беда: лестью все и заканчивается. Сдули пыль, погордились, поставили в угол до следующего раза. Любой украинский политик стремится к тому, чтобы существовать, не пересекаясь с промышленностью и ее интересами. Побили горшки с Россией, а у всего промышленного востока там были рынки сбыта? Ну и черт с ними, с этими флагманами индустрии, это российская удавка. 

    Вынужденно вспоминать о ней приходится в особенно кризисные годы и накануне выборов. В особенности, если у политиков мало симпатиков в западных областях (тем хватит басен про армию, мову и веру) и приходится делать ставку на центральные и восточные области. И вот тут-то оказывается, что предшественники подписали такую кабалу, что хоть сразу вешайся. Эх, вот бы удавка и пригодилась. 


    Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

    Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь
     
     
    © 2005 - 2020 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •