Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

3 комментария
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

14 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Новый пакет помощи может стать мягким выходом США из конфликта на Украине

После выборов новый президент США – кто бы им ни стал – может справедливо заявить: мол, мы дали Украине все карты в руки. Можете победить – побеждайте, не можете – договаривайтесь. Не сделали этого? Это уже не наши заботы.

14 комментариев
19 июля 2020, 14:00 • В мире

Ленин в Германии вызвал в Польше панику

Ленин в Германии вызвал в Польше панику
@ Caroline Seidel/dpa/picture-alliance/ТАСС

Tекст: Андрей Самохин,
Иван Абакумов

Польский представитель в Европарламенте высказала серьезные претензии к Германии. Причиной стала установка в одном из немецких городков памятника Ленину. Берлину досталось за популяризацию коммунизма и «тоталитарные традиции», а от ЕС польский политик потребовала введения запрета советской символики. Но главное в этой истории – хамский тон, который Варшава в очередной раз позволила себе по отношению к Берлину.

В пятницу депутат Европарламента от Польши Эльжбета Крук выступила против установленного в немецком городе Гельзенкирхене памятника Ленину, подняла вопрос о сносе монумента и затронула тему необходимости запрета коммунистической символики в Германии.

«Возмутительно, что Ленина, первого лидера Советской России и преступника, который, по оценкам историков, повинен в смерти до шести миллионов человек, чествуют в демократической, казалось бы, Германии», – заявила депутат Крук, которая представляет в Европарламенте правящую в Польше партию «Право и справедливость». При этом она не забыла покритиковать Германию, ведь именно при содействии немцев «в Россию пришел он (Ленин), а за ним и революция». 

«Не возникают ли в этой связи опасения, что Германия возвращается к своим тоталитарным традициям», – задалась вопросом евродепутат от Польши.

Крук не ограничилась устным порицанием властей западногерманского Гельзенкирхена – она направила в Еврокомиссию запрос о запрете коммунистической символики в масштабах ЕС. Представительница Польши сослалась на прошлогоднюю резолюцию Европарламента, в которой содержится призыв к общеевропейскому осуждению нацизма, сталинизма и других преступлений «тоталитарных режимов». 

История, которая стала поводом для протестов на уровне Евросоюза, изначально имела сугубо местный и почти курьезный характер. В июне в Гельзенкирхене – городе с населением чуть более 250 тысяч человек – появился первый на западе Германии памятник вождю мирового пролетариата. Инициаторы установки увязали свое решение с тем, что сейчас на Западе уничтожают монументы эксплуататорам, деспотам и рабовладельцам, и самое время увековечить марксиста, революционера и «борца за мир».

В соцсетях появились комментарии о новом появлении «призрака коммунизма» к западу от бывшей Берлинской стены, но это было бы явным преувеличением.

Инициатором установки были местные активисты Марксистско-ленинской партии Германии, которая даже по меркам немногочисленного сообщества ортодоксальных коммунистов, выглядит экзотикой. МЛПГ – это последователи Мао Цзедуна. Всего в партии чуть больше двух тысяч членов. Тем не менее партийной кассы маоистов хватило на то, чтобы купить на Еbay небольшую скульптуру Ильича и установить ее перед своей штаб-квартирой. Надо сказать, что двухметровая чугунная статуя, отлитая в Чехословакии в 1957 году, представляет собой если не культурную, то историческую ценность. Считается, что это «первый отдельно стоящий памятник Ленину» в ЧССР.

В самой Германии – точнее, на территории бывшей ГДР – осталось достаточно улиц и площадей, названных именем вождя мирового пролетариата, пояснил газете ВЗГЛЯД германский политолог Александр Рар. В целом монументальное и топонимическое наследие «первого немецкого государства рабочих и крестьян» отчасти избежало декоммунизации. К примеру, одной из главных достопримечательностей города Хемниц (бывший Карл-Маркс-Штадт) остается гигантский бюст Маркса работы советского скульптора Льва Кербеля. Одна из главных улиц в восточной части Берлина и сейчас называется Карл-Маркс-аллее.

«Население привыкло и не хочет переименования. Но в Западной Германии к Ленину относятся, нет, не отрицательно, но абсолютно индифферентно», – отметил Рар. По его словам, в Гельзенкирхене есть рабочие районы, где сильны левые настроения, но в целом жители этих кварталов отдают предпочтение не партии «Левые» (наследникам правившей в ГДР Социалистической единой партии), а скорее умеренным социал-демократам. Добавим, что и сами «Левые» давно уже отказались от догм марксизма-ленинизма.

Маргинальным поклонникам председателя Мао удалось привлечь к себе внимание – против Ленина выступили все прочие политические партии. В магистрате разъясняли, что памятник будет нарушать облик соседствующих с ним зданий 30-х годов XX века, а районные чиновники выпустили политическое заявление: «Коммунистический лидер Ленин является воплощением жестокости, угнетения, террора и ужасных человеческих страданий. Все это делает его несовместимым со свободным демократическим порядком в Германии». Но гельзенкирхенские маоисты победили именно благодаря демократическому порядку – на их сторону встал суд.

Зато бритоголовым, которые устроили акцию протеста в день открытия памятника Ленину, не позволили использовать что-либо, напоминающее символику Третьего рейха – за демонстрацию нацистской атрибутики в ФРГ грозит три года за решеткой.

Что же касается коммунистических символов, то к ним в Евросоюзе относятся демократично. «Да, в минувшем сентябре удалась попытка провести в Европарламенте резолюцию, уравнивающую коммунизм и нацизм. Но эта резолюция никого юридически не обязывает что-либо делать», – отметил Рар.

Красное знамя, серп и молот и другие коммунистические символы запрещены в Польше, прибалтийских странах, Чехии и Венгрии, а за пределами ЕС – на Украине, в Грузии и Индонезии. В Германии действует запрет на символику Коммунистической партии Германии (КПГ), которая была объявлена вне закона еще в 1956 году. При этом в стране легально действует Германская коммунистическая партия (ГКП) с теми же серпом и молотом на эмблеме, не считая мелких сталинистских, маоистских и троцкистских групп.

То, что именно представительница польской правящей партии в Европарламенте начала учить Германию борьбе с «тоталитаризмом» – неудивительно, отмечают эксперты. Как отметил Рар,

«маленькая Польша в Европе ведет себя фактически как инквизитор».

«Именно депутаты из Польши и прибалтийских государств уже несколько лет выступают за то, чтобы законодательным путем закрепить равенство между нацизмом и коммунизмом в Европе», – напомнил Рар. При этом Польша всерьез стремится «пободаться» с Германией, отметил немецкий политолог. Тем более, что во время недавних выборов Берлин проявлял симпатии отнюдь не к партии «Право и справедливость» (которую западные соседи упрекают за отход от принципов демократии).

Растущий польский гонор сочетается с апелляцией к традиционному трансатлантическому союзнику. «У Польши «торговая» позиция по отношению к Соединенным Штатам: дескать, мы главный форпост в защите Европы от России, «главный антикоммунист Европы», а также значимый союзник в противостоянии США со старой Европой», – отметил в комментарии газете ВЗГЛЯД политолог, доктор политических наук Сергей Черняховский. «В Польше утвердился антироссийский и антикоммунистический национализм, который наследует идеям режима Пилсудского. При этом Варшава продолжает проводить общую линию конфронтации с Германией, она основана на исторических комплексах и обидах», – резюмировал эксперт.

..............