Взгляд
22 сентября, воскресенье  |  Последнее обновление — 21:32  |  vz.ru
Разделы

Война – дело молодых. И бедных

Сергей Мардан, публицист
Атака хуситских дронов на саудовскую нефтянку, да и вся пятилетняя война йеменских повстанцев с Саудовским королевством, говорит об очень важной вещи – военную победу нельзя купить. Подробности...
Обсуждение: 24 комментария

Иностранным браконьерам мало не покажется

Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
История иностранных браконьеров в России гораздо богаче, чем вы можете себе представить. И сегодня экипажи браконьерских судов все время забывают, что снаряд корабельного орудия все равно быстрей. Подробности...
Обсуждение: 6 комментариев

Американский генерал угрожает моей земле

Андрей Колесник, ветеран спецназа ВМФ, депутат Госдумы VI созыва, депутат Калининградской облдумы
Давайте попробуем на минутку представить, как действовали бы Соединенные Штаты в случае нападения на Калининград. У Пентагона богатый исторический опыт ковровых бомбардировок. Одна проблема – не самое лучшее знание географии. Подробности...
Обсуждение: 69 комментариев

    В США испытали первый в мире палубный беспилотник-заправщик

    Корпорация Boeing провела испытания первого палубного беспилотного самолета-заправщика MQ-25 Stingray («Стингрэй»), который будет базироваться на авианосцах. Один беспилотник способен доставлять примерно 8 тонн горючего для дозаправки в воздухе от четырех до шести истребителей на расстояние до 930 км
    Подробности...

    Свадьба Ксении Собчак и Константина Богомолова

    В пятницу состоялось венчание телеведущей Ксении Собчак с театральным режиссером Константином Богомоловым. Для обоих это второй брак. Романтические отношения пары завязались еще в 2018 году
    Подробности...

    Визит Владимира Путина в Дагестан

    Президент Владимир Путин встретился с ополченцами из Дагестана в селе Ботлих. Поводом стала двадцатая годовщина боевых действий против террористов. Президент выпил из стопки, которую оставил нетронутой во время своей поездки в Дагестан в августе 1999 года. Так он исполнил обещание, которое дал во время визита в республику 20 лет назад
    Подробности...


        Российские шоферы рискуют оказаться зажатыми в тиски между ГИБДД и местными властями

        Российским водителям готовят ряд жестких мер

        Глава МВД Владимир Колокольцев сумел заинтриговать едва ли не каждого российского водителя, пообещав ряд «серьезных и жестких» мер для снижения смертности на дорогах. Если речь о том, чтобы ужесточить скоростной режим или полностью передать контроль за дорожными видеокамерами местным властям, то в Госдуме категорически против. А вот идея создания базы данных злостных нарушителей получила широкую поддержку. Подробности...
        Обсуждение: 118 комментариев

        Владимир Путин на отечественном лимузине Aurus заехал прямо на территорию немецкого завода

        Почему Mercedes инвестирует в санкционную Россию

        Владимир Путин приехал поздравить Mercedes-Benz с открытием немецкого завода в Подмосковье на отечественном лимузине Aurus. Но по традиции оставил свой автограф на первой российской иномарке, сошедшей с конвейера. Почему Mercedes-Benz решился инвестировать в российскую экономику не в самое простое для нее время? Подробности...
        Обсуждение: 12 комментариев
          НОВОСТЬ ЧАСА:В посольстве России ответили на вопрос о сумме выкупа за захваченных пиратами моряков

          Главная тема


          Зачем москвичей пугают исламизацией столицы

          дело скрипалей


          Посольство России ответило захотевшему компенсаций британцу из Эймсбери

          армия России


          После испытаний в Сирии прекращено производство 12 образцов российского вооружения

          дружба народов


          Японский журналист назвал восхитившее его качество россиян

          Видео

          «вкус устриц»


          Шойгу ответил на «стенания» Кудрина о военных расходах словами Жванецкого

          новый конфликт


          Госдеп призвал Россию уважать права экстремистов

          «понятно. Грустно»


          Макаревич рассказал о живущих «за забором» россиянах

          «нет европейской свободы»


          Российское новшество вызвало у Прибалтики приступ ревности

          викторина


          Змеи России − ядовитая или нет?

          Между добром и злом


          Сергей Худиев: Письмо священников каждый прочитал по-своему

          Возвращение суперсолдата


          Дмитрий Дабб: Зачем реанимировали самого опасного врага Советской армии

          Левацкое безумие


          Андрей Бабицкий: Сексуальные ориентации только кажутся элитарными

          на ваш взгляд


          Отмечаете ли вы свой профессиональный праздник?

          США борются с Китаем за жемчужину советской промышленности

          Авиадвигатели – едва ли не важнейший символ современного промышленного могущества   7 сентября 2019, 19:05
          Фото: Лысцева Марина/ТАСС
          Текст: Николай Стороженко

          Версия для печати  •
          В закладки  •
          Постоянная ссылка  •
            •
          Сообщить об ошибке  •

          Новости на Украине заставляют предположить, что там пародируют СССР периода Большого террора. Ведь примерно тогда мы в последний раз сталкивались с обвинениями в адрес руководства предприятий в диверсиях, шпионаже и госизмене. Подоплекой же этих событий стал серьезный конфликт между Китаем и США за контроль над жемчужиной советской промышленности.

          А началось всё с визита в Киев советника президента США по нацбезопасности Джона Болтона. Он приехал в конце августа и сразу дал понять, что основная причина его визита – сделка по продаже двигателестроительной компании «Мотор Сич» китайским владельцам.

          «Речь идет об усилиях Китая использовать положительный торговый баланс страны для того, чтобы получить экономические рычаги в разных странах, чтобы получить выгоду от оборонных технологий, разработанных другими странами... Мы видели, как Китай работает в ряде стран мира: кажется, что их соглашения содержат очень благоприятные условия финансирования, но чуть позже они оказываются не такими благоприятными. Если говорить прямо, то китайцы прибегли к откровенно коррупционным действиям во многих странах, чтобы гарантировать коммерческий успех для своих компаний». Ранее уже сообщалось, что Болтон хочет сорвать эту важнейшую сделку.

          Украинцы взяли под козырёк и открыли уголовное дело. 

          Евромайдан-могильщик

          Зачем же администрация президента США так цепляется за историю с украинским авиапромом? Все дело в том, что «Мотор Сич» является жемчужиной в короне оставшихся на Украине живыми промышленных предприятий. Более того! Производство авиадвигателей настолько сложное, дорогостоящее и наукоемкое дело, что освоить его на сегодняшний день смогли буквально несколько стран мира. Меньше, чем полетели в космос, меньше, чем обзавелись ядерным оружием. Многие страны производят самолеты, но только очень избранные – современные авиадвигатели. Это особое искусство, доступное только наиболее развитым странам мира. Украине оно досталось в наследство от могущественной империи – СССР.

          Как и рынок сбыта этой продукции. До 2014 года «Мотор Сич» был ориентирован в основном на российских партнёров. К примеру, в конце 2011 года предприятие заключило соглашение с концерном «Вертолёты России», по которому обязалось ежегодно поставлять 250-270 двигателей для вертолётов, сконструированных КБ Камова и Миля. Один только этот контракт должен был приносить украинскому производителю 300 млн долларов в год. Всего же выручка «Мотор Сич» до рокового 2014 года превышала 1,1 млрд долларов.

          Гробовщиком «Мотор Сич» можно в равной степени считать и Евромайдан, последствия которого привели к конфликту на востоке Украины, и Порошенко лично. Именно он своим указом в августе 2014 года сделал невозможным выполнение того самого контракта с «Вертолётами России». В итоге выручка предприятия в 2014-2018 годах упала в среднем вдвое. А за первое полугодие 2019-го – и вовсе до смешных 102 млн долларов.

          А ведь «Мотор Сич» – это не завод, а целых семь заводов (два в Запорожье, по одному в Киеве, Виннице, Лубнах, Волочиске и даже в городе Снежное, находящемся на территории ДНР). 

          При этом ещё в конце 2000-х «Мотор Сич» начал налаживать сотрудничество на азиатском направлении, в первую очередь с Китаем. А уж после того, как Порошенко своим указом запретил ему сотрудничать с российскими поставщиками и клиентами, Китай остался для предприятия едва ли не единственным легальным способом выжить. Уже в 2018 году китайские контракты принесли «Мотор Сич» 160 из 450 млн долларов выручки: сегодня в КНР эксплуатируется около 1200 единиц техники, на которых стоят двигатели украинского производства.

          Дело обстоит примерно так: китайский рынок сбыта может заменить «Мотор Сич» российский. Но никакой другой не может заменить и российский, и китайский одновременно. Проще сразу закрыть.

          А причем тут Китай? Китай тоже делает авиадвигатели – да только на весьма примитивном, даже по сравнению с Украиной, уровне. Не может пока освоить самые современные технологии, и ни Запад, ни Россия этими технологиями с Китаем не делятся. Конечно, рано или поздно китайские инженеры научатся. Но не проще за относительно скромные деньги купить советскую школу двигателестроения, все еще остающуюся на Украине?

          А ведь если Китай с помощью советских традиций научится делать авиадвигатели – его технологическая и военная конкуренция с Соединенными Штатами выйдет на совершенно иной уровень.

          Сложный выбор: угробить или продать?

          Нынешняя риторика СБУ, обвинения в диверсии и госизмене, уголовное дело – это уже второй раз за два года. Ровно то же самое происходило весной 2018 года. 

          Спецназ СБУ тогда ворвался на предприятие, провёл выемку документов. Ещё ранее, в сентябре 2017 года, Шевченковский районный суд Киева арестовал 41% акций предприятия с формулировкой «в целях обеспечения государственных интересов». Как утверждают украинские власти, они подозревают генерального директора и совладельца «Мотор Сич» Вячеслава Богуслаева в частичной продаже предприятия компании Skyrizon Aircraft Holdings Limited.  

          Сам Богуслаев утверждает, что он стремится лишь сохранить предприятие – ведь, судя по действиям властей, оно Украине всё равно не нужно. «Там [в КНР – Авт.] строится завод. Они дали задание Южгипроавиапрому в Харькове, проектный институт – украинский. Все легально делается. Спроектировали завод, вложили китайцы деньги. Подготовлены лицензионные соглашения по двум двигателям – по законам Украины».  

          Богуслаев нашёл в Китае инвестора, готового не просто покупать продукцию, а построить с нуля завод на 1000 двигателей в год, вложив в проект три миллиарда долларов. В сравнении с прочими попытками КНР сотрудничать с украинскими предприятиями – это огромные деньги.

          А всё потому, что прогресс в производстве авиадвигателей в КНР наметился только после начала сотрудничества с украинским производителем. И дело даже не столько в самих авиадвигателях, сколько в авианосцах. Китай оснащает их учебно-боевыми самолетами JL-10, а на них, в свою очередь, ставят мотор-сичевские АИ-222-25.

          Эту помощь Украины Китаю в создании авианесущего флота в США уже успели окрестить «ударом в спину США». «... Украинцы берут деньги американских налогоплательщиков одной рукой, а другой – бьют американские военно-морские силы ножом в спину», – горячился в прошлом году экс-советник комитета сената по иностранным делам Уильям Триплетт. Видимо, как раз в этом и заключается причина наездов СБУ на «Мотор Сич». 

          Но СБУ не только наезжает на предприятие по указке США, но и шантажирует, причём уже в своих интересах. 

          В этом году стало известно о том, что государство в лице Укроборонпрома фактически «отжало» у Skyrizon Aircraft часть ранее купленных акций «Мотор Сич». И теперь 25% акций находятся в государственной собственности. Причём эта операция была проведена ещё во время президентства Петра Порошенко, а отвечал за неё первый заместитель секретаря СНБО Олег Гладковский, ставший позднее фигурантом ряда коррупционных скандалов в оборонной сфере. Из-за чего у ряда экспертов и возникло подозрение, что и арест акций, и последовавший наезд СБУ были связаны с желанием Петра Порошенко погреть руки на переходе уникального предприятия под контроль КНР.

          Ведь несмотря на намерение уже новой власти устроить тотальную приватизацию, на Украине уже фактически нечего продавать. Объекты сравнимой ценности либо проданы, либо пришли в упадок. «Южмаш» уже давно стал тенью самого себя, «Антонов» выпускает по полтора самолёта в год. Одесский припортовый завод работает по два месяца в году. Да и то потому, что правительство объявило мораторий на импорт удобрений из России и Белоруссии.

          Выборы ничего не изменили

          Новый наезд на «Мотор Сич» повторяет прошлогодний, что можно расценивать как предупреждение: президент сменился, но всё остаётся, как было. Формула удобная. С одной стороны, государство может блокировать работу строящегося в КНР завода авиадвигателей (отказываясь передавать технологии или заваливая партнёров «Мотор Сич» исками о нелицензионном производстве через ВТО). Этим Украина выполняет просьбы США. 

          С другой же, инвестор уже вложил деньги, это лучшая позиция для торга. Скорее всего, китайские партнёры Богуслаева запустят производство, просто потратят на это больше времени, нерв и денег, чем рассчитывали. 

          Проиграет, как обычно, Украина, ведь строящийся китайский завод обязательно подомнёт под себя всех нынешних клиентов «Мотор Сич» в регионе и перетянет с Украины наиболее перспективных специалистов. Часть из них, по слухам, уже там, часть – в России.

          Богуслаев однажды пошутил, что ему, вероятно, предстоит стать вторым украинским авиаконструктором, который станет успешным лишь после того, как покинет Украину навсегда. Правда, есть разница, и даже две. Во-первых, Сикорский был русским авиаконструктором, что неоднократно лично подчеркивал. Во-вторых, Sikorsky Aircraft возникла уже в США. А тут мы наблюдаем единственный в истории пример, когда действия властей и их зарубежных кураторов ставят авиастроителей перед выбором: перестать существовать или провести эвакуацию в масштабах Великой Отечественной войны. 


          Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

          Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

           
           
          © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
          E-mail: information@vz.ru
          .masterhost
          В начало страницы  •
          Поставить закладку  •
          На главную страницу  •
          ..............