Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

8 комментариев
12 декабря 2019, 08:30 • В мире

Названа дата уничтожения Украины

Названа дата уничтожения Украины
@ Валерий Шарифулин/ТАСС

Tекст: Дмитрий Бавырин

2024 год. К этому времени, если верить украинским националистам, тайный план Кремля вступит в действие, после чего от украинской государственности останутся одни воспоминания. То, что украинцы в это верят, не должно удивлять, важнее другое: элиты Украины фактически признаются в том, что достичь для Донбасса устойчивого мира иным путем просто нельзя.

В российском политологическом сообществе нередко можно услышать тезис, согласно которому у Москвы на самом деле нет долгосрочного плана и окончательного понимания, что делать, во-первых, с Донбассом, во-вторых, с ультимативно враждебным государством на западных рубежах, сиречь Украиной. Скорее, она действует по ситуации, стараясь не допустить обострения кризиса, который грозит очередным кровопролитием и новыми санкциями.

На самой Украине своя атмосфера. Ссылаясь на информацию из различных источников, видный националист, ветеран так называемой АТО и «герой Евромайдана» Дмитрий Ярош заявил посредством Facebook*, что долгосрочный план у Кремля существует и предполагает ликвидацию украинской государственности уже к 2024 году.

Тут как в легендарном примере про полстакана воды: оптимист увидит в этом хорошую новость, пессимист – плохую, а реалист, наверное, должен покрутить пальцем у виска – ну не спорить же в самом деле с Дмитрием Ярошем.

Тем более гораздо интереснее другое – что именно следует из наличия у Кремля хитрого и амбициозного плана? По мнению Яроша, следует то, что Минские соглашения необходимо перечеркнуть, «промосковские силы в тылу» ликвидировать, в Донбассе начать новую войну ради максимально высоких потерь противника и заключения мира «на украинских условиях».

Проще говоря, Ярош просит большой крови, а без большой крови украинскую государственность не спасти.

Вопрос о том, а нужно оставлять ли Украине ее государственность такой-то ценой, отложим на другой раз. Подчеркнем главное: устами Яроша говорит не только значительная часть украинского общества, но и практически вся украинская политическая мысль.

Дмитрий Ярош (Фото: Sergii Kharchenko/ZUMA/ТАСС)

Дмитрий Ярош (Фото: Sergii Kharchenko/ZUMA/ТАСС)

Подобное обобщение может показаться слишком смелым, тем более что Ярош – это в общем-то никто. После всех «подвигов» радикальных украинских националистов – и на Майдане, и в Одессе, и на фронте, – их предвыборный блок с Ярошем в первой пятерке получил на выборах в Верховную раду чуть больше 2% голосов, хотя прежде подобные силы проходили в парламент более-менее уверенно. Другими словами, украинцы, посмотрев на «нациков» в деле, адекватно оценили их «ум, честь, совесть» и ту «пользу», которую они принесли государству на всех его фронтах.

Если не устраивают эти националисты, можно посмотреть на других – умеренных, европейских, интеллигентных, культурных и с гитарами вместо автоматов. Таких в Верховной раде представляет партия «Голос» популярного даже в России рок-певца Святослава Вакарчука. А партия «Голос» заявляет то же самое, что и Ярош, причем посредством все того же Facebook – ведущего пространства украинской общественной мысли.

Партия «Голос» видит риск потери Украиной независимости и суверенитета, считает, что Москва пытается уничтожить Украину изнутри, призывает выйти из Минских соглашений и заморозить конфликт в Донбассе до того, пока не появятся силы на окончательное решение этого вопроса.

То есть тот же сценарий кровавой жатвы, только не к вечеру, а послезавтра. То, что Владимир Путин сравнил с резней в Сребренице.

Конечно, партия «Голос» – тоже не голос всей Украины, а только лишь ее части. Есть и другие, например, силы Юлии Тимошенко и Петра Порошенко, которые в минувшие выходные озвучили свои требования на недоброй памяти майдане Незалежности. В их речах было про то же самое – про потерю независимости, про руку Москвы, про прекращение войны на украинских условиях. Единственная разница – в стилистике: митингующие предлагали не перечеркивать Минские соглашения, а попросту их не исполнять. Такова позиция националистов, составляющих на Украине класс чиновников и «профессиональных политиков».

Но ведь и они – не власть. Власть сейчас находится в руках президента Владимира Зеленского и его вроде бы ручной партии «Слуга народа». Эти люди позиционируют себя как миротворцев, но мир в их картине мира достигается теми же путями войны.

С учетом, что команда президента позиционирует себя еще и как самых умных людей в стране, в ней хвастливо говорят о наличии сразу десятка сценариев по возвращению Донбасса. И похоже, что ни один из них не подразумевает выполнения взятых в Минске обязательств. Сам Зеленский прямым текстом заявляет, что «в таком виде» ничего не получится – миссия невозможна, а его команда предлагает соглашение переписать в тот вид, по которому Киеву возвращают контроль над границами донбасских народных республик с Россией до выполнения всех прочих пунктов.

Только вот после подобного ни один из этих пунктов не будет никакого смысла выполнять.  

В военной терминологии это называется «взять в кольцо», чтобы диктовать ход сдачи на тех самых «своих условиях». Порошенко, Тимошенко, Вакарчук говорили об этом же. Весь спор между ними идет лишь о том, с какой стороны вести наступление и как быстро его начинать.

А иначе никак. Иначе потеря суверенитета и государственности. И в этом, получается, едины все – от радикала Яроша до «либертарианца» Зеленского.

Других политических элит на Украине просто нет. Если не считать таковыми «Оппозиционную платформу» и ее региональные разновидности, но против них все остальные партии будут упрямо блокироваться даже в том случае, если не будут солидарны ни по одному другому вопросу. После потери электората Крыма и большей части Донбасса они приговорены существовать как вечная оппозиция, так что слово «оппозиционный» в свои названия добавили по делу – ему там оставаться навсегда.

А раз так, нет ни малейшего шанса на то, что украинская власть в любой возможной комбинации действующих политических сил будет исполнять Минские соглашения в более-менее работающем виде – в том, в каком они были заключены.

Само их заключение для Киева было хитростью, призванной тянуть время. Ровно то же собирается делать команда Зеленского теперь – тянуть время. А финал всегда один – обескровить противника в лице ДНР-ЛНР и навязать украинский мир «на своих условиях».

Такое восприятие реальности - имманентное свойство не украинского народа (большинство из которого, напомним, голосовало за команду Зеленского в том числе как за партию мира и компромисса с Донбассом), но украинской власти. Любой, кто входит в нее, начинает мыслить подобным образом.

Элиты Украины уже неоднократно доказывали, что готовы пойти на что угодно, лишь бы оставаться собой и не делать ни шагу в сторону от описанной выше парадигмы. Гражданская война, риск энергетического коллапса, экономическое прозябание, массовые эпидемии, законы в духе антиутопий Оруэлла – нет такой цены, которую там не готовы были бы заплатить.

Если так, Ярош по-своему прав – разрешение донбасского конфликта через мир и компромисс возможно лишь в связке с потерей Украиной государственности.

Есть ли у России долгосрочная стратегия на этот счет, повторимся, не ясно. Но если бы вдруг была, то, скорее всего, носила бы очень похожий характер – экономическое удушение и военное сдерживание до тех пор, пока Украина не станет слишком слаба для заключения мира «на своих условиях», то есть лишится возможности к существованию в качестве суверенного государства.

Подобное возможно: те, кто готов платить сколь угодно высокую цену, рано или поздно разоряются. Но 2024 год, как вероятная дата этого, может существовать в воображении только неисправимых оптимистов.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

..............