Деловая газета «Взгляд»
http://www.vz.ru/world/2017/6/2/872943.html

Самый дорогой в мире боевой корабль еще должен доказать свою эффективность

Американский военно-морской флот пересел на «Форд» – именно так в сокращении называется авианосец нового класса   2 июня 2017, 18::05
Фото: Matt Hildreth/U.S. Navy
Текст: Никита Коваленко,
Андрей Резчиков

Самый крупный, самый дорогостоящий и самый эффективный с военной точки зрения – такими эпитетами специалисты описывают новейший авианосец, переданный ВМС США. За счет чего данный корабль заслужил подобные оценки и может ли в России когда-нибудь появиться что-либо схожее?

В пятницу в городе Ньюпорт-Ньюс (штат Вирджиния) судостроительная компания Huntington Ingalls в ходе торжественной церемонии передала ВМС США авианосец «Джеральд Форд». Данный корабль дает старт новому классу, который должен постепенно сменить текущий класс «Нимиц», стоящий на вооружении с 1975 года.

Как известно, классы кораблей ВМС США носят название первого построенного из них, так что теперь все последующие суда такого типа будут называться «Джеральд Форд» – при наличии и собственного названия. Новый авианосец имеет схожие габариты и водоизмещение (порядка 100 тыс. тонн) с классом «Нимиц», однако его полетная палуба резко увеличена. Благодаря более широкому внедрению автоматизации и снижению на 30 процентов трудоемкости обслуживания систем удалось сократить экипаж примерно на 600 человек – он составит около 4,5 тыс. человек.

«Форд» получил две ядерных силовых установки, которые на 25 процентов мощнее и позволяют производить в три раза больше электроэнергии, чем предшественники. Корабль сможет развивать скорость до 35 узлов (примерно 65 км/ч). Высокая энергообеспеченность позволила установить на «Форде» более современные средства ПВО и РЛС. При этом реакторы впервые смогут работать без замены топливных стержней в течение всего срока службы корабля, составляющего 50 лет. Для сравнения: реакторы авианосцев класса «Нимиц» нуждались в замене топливных стержней примерно раз в 20 лет. Доктор военных наук, капитан I ранга запаса Константин Сивков назвал новшество одним из главных преимуществ корабля.

Авианосец также оснащен новой электромагнитной катапультой и усовершенствованным аэрофинишером. В совокупности с большей энергопроизводительностью корабля это позволит на 30 процентов повысить частоту боевых вылетов палубной авиации. «Повышаются возможности использования авиагруппы. Авианосец «Нимиц» ежесуточно в среднем мог выполнять 120–150 самолето-вылетов, то этот уже может обеспечивать до 200 самолето-вылетов», – сказал Сивков газете ВЗГЛЯД.

При этом авиакрыло у «Форда» также увеличилось – он может нести от 75 до 90 самолетов и вертолетов. Обычное авиакрыло «Нимица» – 64 самолета и вертолета, теоретически возможно нарастить его до 85–90. Одной из особенностей является способность корабля принимать на борт БПЛА. При этом недавно сообщалось, что американцы как раз работают над созданием авианосного беспилотника-дозаправщика, который позволил бы значительно нарастить дальность действия палубной авиации и его разведвозможности.

Не все так радужно

Поставка «Джеральда Форда» в ВМС состоялась с трехлетней задержкой. Причиной стали дефекты различных систем авианосца. Многие из них, в частности новейшие электромагнитные катапульты, до сих пор вызывают сомнения. В прошлом месяце президент Дональд Трамп назвал систему ненадежной и призвал вернуться к старым паровым катапультам.

Стоит добавить, что испытания корабля и его узлов и систем еще не завершены. Просто теперь их будут проводить сами ВМС. Достичь же полной боеготовности планируется к 2020 году. Отправка на выполнение боевых задач вряд ли состоится ранее 2022 года. И это с учетом того, что строительство «Форда» началось 12 лет назад.

Проблемой стала и стоимость корабля. Она в итоге достигла 13 млрд долларов (не считая единоразовых расходов на разработку в 4 млрд), в то время как первоначально оценивалась в 8,1 млрд. Сенатор Джон Маккейн назвал авианосец «одним из наиболее эффектных провалов (военных) закупок за последнее время», отметив, что нельзя тратить столько на один-единственный корабль.

Вообще с развитием противокорабельных вооружений, таких, например, как китайская баллистическая ракета DF-21D, стратегическое будущее авианосцев оказывается под вопросом.

Военное значение нового авианосца#{weapon}

Авианосцы класса «Джеральд Форд» предназначены для завоевания господства на море и в воздухе, нанесения воздушных ударов по морским и сухопутным объектам в целях подрыва военно-экономического потенциала противника, а также для поддержки сухопутных войск и обеспечения высадки крупных морских десантов. Как заявляют американцы, «Джеральд Форд» является наиболее продвинутым боевым кораблем в мире. Авианосцы традиционно являются главной ударной силой американского флота, и создание нового класса действительно значительно повышает его мощь и боеспособность.

Советник начальника Генштаба, бывший командующий Черноморским флотом адмирал Игорь Касатонов заявил газете ВЗГЛЯД, что создание этого авианосца можно назвать достижением всей мировой системы кораблестроения. Он напомнил, что «американцы позаимствовали еще в начале 90-х годов все наши секреты с авианосца «Новороссийск». Все это было взято и в других аспектах. В одиночку все это не построишь. Поэтому в определенном плане там есть российские технологии, технические совершенства и прочее», – сказал Касатонов. Он надеется, что новый авианосец будет проверен не в военных делах, а «чтобы служил как угроза ИГИЛ, терроризму» – в рамках «общечеловеческих» международных усилий, в которых обе страны могут быть едины.

Главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов отмечает уникальность проекта. «Это самый дорогой корабль в мире и в истории. Самый крупный по водоизмещению. С этой точки зрения – это новое слово», – признался Фролов газете ВЗГЛЯД.

Более сдержанно оценил «Форд» Сивков: «Этот авианосец, если брать по боевым возможностям авиагруппы – он на 15–20 процентов мощнее имеющегося сейчас». Касательно применения нового корабля эксперт отметил: «Весь спектр задач, который сейчас решает «Нимиц», будет решать и «Форд», не больше, но и не меньше».

Что может этому противопоставить Россия

Адмирал Касатонов подчеркнул, что у ВМФ России есть средства, чтобы противостоять этому кораблю. «Средства всегда есть. Но дело не в авианосце, а в авиакрыле. Не надо путать все эти вещи. Авианосец – это перевозчик самолетов. Авиакрыло может быть многоцелевым: противоударным, противолодочным, может участвовать в решении гуманитарных вопросов. Поэтому все оно такое разное, но для нас особенной угрозы не представляет, только на общих основаниях», – подытожил адмирал.

Принципиально этот корабль никак не меняет характер угроз для России, подчеркнул Сивков. «Наши могут сейчас противопоставить американскому флоту реально при существующем боевом составе флота только одно – это разрабатываемый ракетный комплекс «Циркон» (3М22), а также морскую ракетоносную авиацию. Для этого ее надо перевести из дальней авиации в ВМФ и увеличить численность. Так, чтобы на каждом флоте было не менее дивизии, то есть где-то порядка 60 боевых самолетов, Ту-22М3 с ракетами Х-22 или более совершенными», – отметил эксперт.

Когда Россия сможет построить такой корабль

О создании «суперавианосца» неоднократно задумывались и в нашей стране. Однако, по мнению экспертов, пока эта цель остается недостижимой. Игорь Касатонов в интервью НСН отметил, что в России корабли такого уровня могут появиться через 25–30 лет. Сивков добавил, что для строительства подобного корабля необходима серьезная модернизация экономики. Помимо финансовых причин он выделил необходимость улучшения кадрового и руководящего состава судостроительных предприятий.

Фролов согласен, что отечественная судостроительная отрасль в нынешнем виде «банально не имеет возможностей построить корабль такого водоизмещения». Кроме того, пока даже нет готового проекта подобного корабля.

Текст: Никита Коваленко,
Андрей Резчиков