Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

4 комментария
Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

3 комментария
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

19 комментариев
7 ноября 2017, 18:45 • В мире

Польше надоело терпеть украинцев молча

Польше надоело терпеть украинцев молча
@ Matthias Schrader/AP/ТАСС

Tекст: Антон Крылов

Двусторонние контакты между Украиной и Польшей – тот случай, когда лишь наличие общего врага не позволяет «партнерам» вцепиться в горло друг другу. После свержения «пророссийского» Януковича и начала «евроинтеграции» отношения Киева и Варшавы стали только хуже. И, кажется, дошли до определенной черты.

Вернувшись с Украины, глава МИД Польши Витольд Ващиковский выступил с весьма откровенными заявлениями в интервью польскому радио. Впрочем, в плане откровенности ему далеко до своего предшественника – Радослава Сикорского, который в 2014 году охарактеризовал польскую внешнюю политику словами «это полное дерьмо, мы отсасываем у американцев, как последние фраера».

Правда, речь тогда шла о российско-польских и польско-германских отношениях, которые с тех пор так и не улучшились, а вот с Америкой у Польши по-прежнему все хорошо. То есть Сикорский оказался прав, и никакой видимой пользы все это полякам не приносит – только иллюзию безопасности в связи с присутствием в стране американских военных.

Ващиковский более мягок в формулировках, но тоже не обошелся без сексуального подтекста: «Мы поняли, что нас использовали».

«До сих пор мы сжимали зубы, поскольку, учитывая нашу военно-политическую доктрину и безопасность, сохранение независимой Украины является бесценным, – отметил глава МИДа. – Но Украина беззаботно насвистывает и считает, что мы, безусловно, будем поддерживать ее безопасность и независимость, стоять на ее стороне в конфликте с Россией и не требовать решения двусторонних проблем – исторических или образовательных. Российская агрессия не может быть отговоркой, чтобы не решать двусторонних проблем».

При этом Ващиковский анонсировал санкции против украинских чиновников, которые «блокируют эксгумацию польских жертв на Украине». И рассказал о скандале, произошедшем во Львове, где он отказался посещать Национальный музей-мемориал жертв оккупационных режимов «Тюрьма на Лонцкого». Причина этого – высказанное директором учреждения мнение о том, что Польша в 1918 году оккупировала Западную Украину. «Я повернулся на каблуках, и мы поехали дальше», – описал произошедшее Ващиковский.

В декабре запланирован визит президента Польши Анджея Дуды на Украину, и, по словам главы МИДа, оптимистичных новостей для главы государства у него сейчас нет.

Глава польского Института национальной памяти Ярослав Шарек, в свою очередь, подтвердил в интервью телеканалу TVP Info, что Варшава и Киев так и не достигли согласия по вопросу поиска, идентификации и увековечивания памяти жертв двусторонних конфликтов. «Сложно согласиться с тем, как украинская сторона интерпретирует события на Волыни», – отметил он.

Понимания нет не только по поводу Волынской резни. Полякам не дают искать останки жертв Первой мировой войны, битвы под Костюхновкой 1916 года, конфликтов 1920 и 1939 годов «Нам не дают даже провести поиск останков наших солдат, погибших при обороне Львова», – сокрушается Шарек.

Напряжение нарастает не только на политическом, но и на бытовом уровне. Как передает киевское издание «Вести», антиукраинские группы в польских соцсетях набирают все больше подписчиков – и все чаще между местными и украинцами возникают конфликты.

К примеру, на сообщество в Facebook* Ukrainiec NIE jest moim bratem («Украинец мне НЕ брат») подписано около 70 тысяч человек. Практически под каждым постом поляки оставляют едкие, а часто и злобные антиукраинские комментарии.

Причин для этого много. Например, такая: по данным социологического опроса, проведенного службой персонала «Барометр трудовой иммиграции» на польском телеканале Tvn24, 42% поляков уверены, что наплыв трудовых мигрантов тормозит рост зарплаты в стране, и без того невысокой по сравнению с соседней Германией.

Другая опасность, исходящая от украинцев, – они часто ездят пьяными за рулем, отмечают «Вести».

Наконец, поляки знают, что многие национально озабоченные украинцы сами не любят поляков. По словам учащейся в Польше студентки из Львова, антипольские настроения свойственны только Западной Украине: «Если бы вы побывали в Киеве, Одессе, Донецке и Львове, вы бы подумали, что вы были в четырех разных странах», – отметила она в интервью польскому изданию «Ведомости»

Несмотря на явное недовольство происходящим на Украине и со стороны польской политической элиты, и со стороны общества, официальная Варшава по-прежнему пытается сделать вид, что эти проблемы не являются системными.

Заместитель Ващиковского Бартош Цихоцкий в интервью Информационному радиоагентству (IAR) заверил, что политика партнерства с Украиной продолжает оставаться целью польского государства. Но все же подчеркнул наличие серьезного количества разногласий – как исторических, связанных с Волынской резней и другими вопросами Второй мировой войны, так и религиозных и образовательных.

Цихоцкий отметил, что почти через 30 лет после падения коммунистической системы римско-католические костелы остаются концертными залами или другими нерелигиозными помещениями, которые католики вынуждены арендовать на отдельные часы для мессы – священникам негде жить и негде принимать верующих.

Проблемным вопросом также является ограниченный доступ украинских поляков к обучению на польском языке. Все предложения Польши по решению вышеуказанных вопросов пока были отклонены, но Варшава рассчитывает на то, что данный подход изменится.

Впрочем, ждать изменений в политике Киева молча Варшава больше не намерена. К достаточно жестким высказываниям главы МИДа Ващиковского присоединился президент Анджей Дуда.

«Я ожидаю от президента Петра Порошенко и его коллег, от премьер-министра Гройсмана, что люди, которые открыто провозглашают националистические и антипольские взгляды, не будут занимать важные места в украинской политике, потому что такие люди не способствуют выстраиванию отношений между нашими странами», – заявил он в интервью телеканалу Trwam.

Фактически это прямое вмешательство во внутреннюю политику Украины: Дуда прямо говорит, кого его страна хотела бы видеть на государственных должностях.

Вряд ли Украина в ответ «сожмет зубы» и оставит это заявление без внимания. Глава Украинского института национальной памяти Владимир Вятрович (это госконтора при кабмине) уже заявил, что Витольд Ващиковский «намеренно демонизирует Украину».

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

..............