Игорь Караулов Игорь Караулов Человечность дает шанс на жизнь после войны

На вопрос о том, есть ли место гуманизму в картине взаимного уничтожения, которую представляет собой любая война, можно ответить: да, есть, в той мере, в какой мы предполагаем оставаться самими собой.

7 комментариев
Камран Гасанов Камран Гасанов У Шольца сдают нервы

Если в правительстве ФРГ раньше считали, что давление нужно оказывать только на Россию, то после Курска спрос есть и с Украины. Неслучайно именно сейчас немецкие следователи вспомнили о подрыве «Северных потоков».

9 комментариев
Дмитрий Бавырин Дмитрий Бавырин Эльфы пошли против Невзлина

Невзлин – это персонаж, которого проще всего сыграть актеру Дюжеву. Он ровно то же самое уже играл в «Бригаде», но нужно добавить амбиций параноидального манипулятора.

5 комментариев
8 февраля 2016, 23:01 • В мире

Решение «проблемы» КНДР зависит только от США

Решение "проблемы" КНДР зависит только от США

Решение «проблемы» КНДР зависит только от США
@ Korean News Service IK/CP/Reuters

Tекст: Петр Акопов

Северная Корея вновь попала в перекрест внимания великих держав. Запуск ракеты со спутником наряду с прошедшими месяц назад ядерными испытаниями резко увеличил вероятность введения новых санкций против Пхеньяна. Но никаким давлением решить северокорейскую ядерную проблему невозможно. Для этого есть совершенно другой рецепт.

В воскресенье КНДР запустила ракету-носитель «Кванмёнсон-4», которая вывела на орбиту спутник с телекоммуникационными аппаратами. Мировое сообщество не поверило в чисто научные цели запуска – подозревая, что корейцы таким образом провели очередное испытание межконтинентальной баллистической ракеты.

США не хотят мирного договора с КНДР – им нужно использовать корейскую тему в геополитической игре против Китая и России

Еще в начале января, когда Пхеньян провел испытание водородной бомбы, Запад и Япония стали требовать введения новых санкций против КНДР – и теперь они становятся еще более реальными. Ведь сейчас и Россия, и Китай осудили запуск ракеты, и в итоге на срочном заседании Совбеза ООН была принята новая резолюция, осуждающая действия Пхеньяна.

И хотя постпред России при ООН Виталий Чуркин заявил, что ужесточение санкций не должно привести к гуманитарному и экономическому коллапсу в КНДР, начинается серьезнейшая борьба вокруг масштабов давления на Пхеньян. США будут всячески лоббировать жесткий вариант. И одной из форм давления на Россию и Китай в этом вопросе стали уже появившиеся сообщения о начале переговоров о возможности развертывания в Южной Корее новой американской системы ПРО.

Понятно, что разворачивание американской ПРО на юге корейского полуострова будет совершенно справедливо воспринято и Москвой, и Пекином как направленное против них. Но американцы и рассчитывают, что, желая избежать этого, русские с китайцами начнут активнее давить на северных корейцев по ядерной и ракетной программам. При этом они, конечно, лукавят: хотя Дональд Трамп, например, и говорит, что «Китай говорит, что он не контролирует КНДР. На самом деле они полностью контролируют КНДР... Пусть Китай решает эту проблему» – специалисты в США прекрасно понимают, что Северную Корею не контролирует никто.

Более того, сама северокорейская проблема по большому счету используется Штатами для того, чтобы постоянно присутствовать у границ КНР и России. Ведь именно «северокорейская угроза» служит главным аргументом для нахождения американских войск в Южной Корее. Но есть ли вообще северокорейская проблема, которая уже два десятилетия подается как одна из главных угроз миру?

Да, Северная Корея запускает ракеты в космос, это является частью ее военной программы. Да, Северная Корея проводит ядерные испытания. Но почему она это делает? Ответ очень прост – чтобы обезопасить себя от США.

Страна находится между Китаем, Россией и Америкой. С двумя первыми она граничит, а войска США расположены непосредственно на территории ее южного соседа, с которым после войны 1950–1953 годов так и не заключен мир. Две Кореи воевали между собой 60 лет назад – на стороне северян сражалась китайская армия и русские летчики, а разбитую южнокорейскую армию заменили американские войска. Та война давно закончилась, и китайцы ушли через пять лет после подписания перемирия – а американцы все стоят в Южной Корее. Они стояли там, и пока был соцлагерь, и когда СССР развалился. Более того, в начале 90-х Штаты сначала ждали обрушения режима Ким Ир Сена, а потом, когда заподозрили, что он делает атомную бомбу, даже подумывали о нападении на КНДР.

Но Ким всерьез озаботился созданием атомного оружия именно из-за исчезновения СССР – желая окончательно обезопасить свою страну от нападения американцев. Можно считать Кима и его потомков диктаторами, сам режим – ужасным и отсталым, но даже в этом случае нельзя не согласиться с обоснованностью его забот. Да, в 90-е годы Штаты не стали бы нападать на безъядерную КНДР (просто потому, что это стоило бы огромных жертв им самим), но Ким думал о будущем. И когда в нулевые американцы раскатали безъядерные Афганистан и Ирак, что должны были подумать в Пхеньяне?

Ядерное оружие давно уже стало для КНДР фактором сдерживания – и они официально объявили о его наличии в 2005-м. И до этого, и после этого все попытки надавить на КНДР ни к чему не привели. Были – и есть – и санкции, и угрозы, и увещевания. Все бесполезно – потому что КНДР не чувствует себя в безопасности.

Все попытки увести разговор в сторону «это Кимы не чувствуют, потому что они сами агрессивные» являются лишь откровенным передергиванием. Ни один из трех Кимов – а сейчас правит внук основателя страны, 33-летний Ким Чен Ын – не относится к слабоумным маньякам. Нападать на Южную Корею, где расположены американские войска, равносильно нападению на США. Даже в 1950–1980-е годы, когда американцы запугивали южнокорейцев угрозой с севера, было понятно, что никаких планов нападения у Пхеньяна нет. И уж тем более не может быть их в условиях геополитического одиночества КНДР.

Последние четверть века КНДР живет без советского ядерного зонтика – при сохранении лишь договора о дружбе и взаимной помощи с Китаем. Но Пхеньян не может полностью на полагаться на китайскую страховку. Во-первых, потому что Корея долгие годы была вассалом Китая – и для чрезвычайно гордых корейцев такая зависимость тягостна. Тем более что – и это во-вторых – Пхеньян уже наблюдал за тем, как за считаные годы испарилась советская поддержка. И где гарантии, что рано или поздно так же не случится с китайской?

Конечно, в Пхеньяне понимают, что для Китая неприемлемо расширение американской зоны влияния на весь корейский полуостров и уж тем более размещение американских войск на его севере. Но кто может гарантировать Пхеньяну, что в какой-то момент США и Китай не сговорятся за его спиной об объединении Кореи на их условиях? Вариант фантастический – но КНДР не может его исключать.

Северная Корея – не только одна из десяти космических держав, но и одна из стран с абсолютным национальным суверенитетом. Это страна, которая рассчитывает только на себя – и для сохранения своего права жить по своему уставу в КНДР создали атомную бомбу и баллистические ракеты. Эта страна не угрожает никому на свете. Напротив, последние пару десятилетий ее всячески пытаются превратить в мирового изгоя, изолировать и принудить к отказу от своей политики «опоры на собственные силы». Возмущение самодеятельной ядерной программой понятно, но не слишком убеждает: по той простой причине, что к неофициально и давно уже владеющему атомной бомбой Израилю никто на международном уровне претензий не предъявляет.

Секрет прост – США раскручивали корейскую ядерную проблему с целью смены режима в Пхеньяне. Международная маргинализация Пхеньяна должна была, по мнению американцев, расшатать основы северокорейской власти. Санкции за атомное оружие, за ракеты, за права человека – ухудшение условий и так небогатой жизни, кризис и падение Кимов. И в результате – объединение Кореи через поглощение Севера Югом на радость Вашингтону, придвигающему свои базы к китайско-российской границе.

Давление на Китай – второй повод для США раздувать «корейскую угрозу». Пекин, как и Москва, не может официально заявить, что его совсем не волнует «бомба Кимов»: все-таки режим нераспространения, да и проблема корейской ядерной программы сильно распиарена. Но при этом ни у Пекина, ни у Москвы нет возможностей приказывать Пхеньяну что-либо.

Таким образом, американская политика давления на КНДР не может привести к решению корейской атомно-ракетной «проблемы» – просто потому, что сами США и являются главной причиной возникновения чучхейского ядерного оружия. Ликвидировать его уже невозможно – по крайней мере до тех пор, пока войска США будут находиться на юге Кореи. Но можно ослабить саму напряженность в регионе, сделать так, чтобы корейская ядерная тема перестала быть предметом манипуляций со стороны Вашингтона. А ведь по мере того, как Тихоокеанский регион все больше становится основной ареной действий и интересов США, «расчесывать» Корею будут все чаще.

Нужно всего лишь заключить мирный договор между КНДР и США – что, собственно, и предлагает Пхеньян Вашингтону. Но США отказываются – переставляя все с ног на голову: давайте сначала проведем денуклеаризацию КНДР, а там посмотрим. То есть стране, которую США поместили в перечень стран «оси зла», против которой воевали в прошлом и сейчас «не исключают военного сценария», руководство которой изображается как «главная угроза США», предлагают разоружиться в одностороннем порядке – и делают вид, что удивлены ее отказом.

Если США не хотят мирного договора – значит, они не хотят урегулирования проблемы. А желают лишь ее использования в большой геополитической игре против Китая и России. Если США будут и дальше «играть в Корею», то рано или поздно Москве и Пекину придется предпринимать неординарные шаги для того, чтобы лишить своего геополитического противника возможности разыгрывать эту карту.

Хороший вариант подобных действий предложил глава комитета Госдумы по обороне Владимир Комоедов. Он указал, что «это направление становится ракетоопасным для России», и, допустив, что «наверное, надо чем-то обуздать КНДР», адмирал сказал, что одним из вариантов, которые позволят взять на контроль Северную Корею, может рассматриваться ее включение в «ядерный клуб».

Пока что Москва и Пекин еще не готовы выступить с предложением официально признать КНДР восьмой ядерной державой планеты – но своей «корейской игрой» Вашингтон не оставляет России и Китаю другого выхода.

..............