Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра, из которой доносились проклятия.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

10 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
15 февраля 2016, 20:35 • В мире

«Доброе имя Польши» предложено охранять угрозой тюрьмы

"Доброе имя Польши" предложено охранять угрозой тюрьмы

«Доброе имя Польши» предложено охранять угрозой тюрьмы
@ Artur Widak/Zuma/Global Look Press

Tекст: Юрий Зайнашев

В минюсте Польши считают, что нужно сажать в тюрьму любого, кто публично скажет всего два слова: «польский концлагерь». Несколько лет назад подобное выражение допустил Барак Обама, назвав так по ошибке Освенцим – и ему пришлось письменно извиняться. Отчего Варшава так обижается на такого рода высказывания?

Министерство юстиции Польши разработало законопроект об уголовной ответственности за публичное приписывание стране участия в преступлениях нацистов во время Второй мировой войны, сообщила в понедельник газета ВЗГЛЯД.

Убийцы и их помощники из Германии, Польши, Венгрии и многих других мест в их понимании не делали ничего плохого

«Хватит делать из Польши виновника холокоста!» – потребовал замминистра юстиции Патрик Який. Согласно проекту министерства юстиции, пять лет тюрьмы грозят за «публичное и противоречащее фактам приписывание Польше или польскому народу участия, организации или соучастия в преступлениях Третьего Рейха». В таком случае следствие могли бы возбуждать следователи из польского Института национальной памяти, а приговор подлежал бы огласке.

Так польское правительство намерено бороться прежде всего с формулировкой «польские лагеря смерти», которая часто встречается в западной прессе при упоминании о нацистских концлагерях, располагавшихся в Польше.

Напомним, в 2012 году президент США Барак Обама вызвал гнев Варшавы, назвав Освенцим «польским лагерем смерти». После этого Обама письменно извинился перед польским коллегой Брониславом Коморовским, и тот заявил, что принимает извинения Обамы.

«Незрелый политик, примитивный закон»

Впрочем, как следует из пояснений замминистра, польские власти не станут пытаться арестовать Обаму и других допустивших ошибку в своих речах иностранцев. Сажать на пять лет будут лишь тех, кто оказался на территории Польши, а за границей должен действовать институт и неправительственные организации. Их предлагается наделить правом подавать по такому поводу гражданские иски «в защиту доброго имени Польши». По словам Якого, таким образом можно будет «требовать компенсации» за использование таких выражений за границей. «Источником закона, который защищал бы доброе имя Польши и польского народа, была бы новая запись в Конституции», – добавил он.

Правда, инициатива минюста еще должна быть поддержана всем правительством, а затем парламентом. В заключение законопроект должен подписать президент.

Бывший зампред международного комитета сейма Польши, профессор политологии Ольштынского университета Тадеуш Ивиньский (партия «Союз демократических левых сил») назвал Патрика Якого неопытным молодым политиком, а его проект – «незрелым и слишком примитивным». «Надо более деликатно решать этот вопрос, надо учить, а не начинать автоматически уголовное преследование. Надо такие решения принимать после дискуссии с международными юристами, подумать, как этот закон будет воплощаться на практике, – заявил бывший депутат газете ВЗГЛЯД. – Впрочем, у нас теперь парламент очень «одноцветный», и если правительство такой законопроект внесет, то он вполне может пройти».

Как считает Ивиньский, бороться за «доброе имя» Польши надо, но не такими методами. «Действительно, в разных странах даже серьезные издания и телеканалы допускают такую ошибку. Люди смешивают два факта – это просто от нехватки знаний истории. С географической точки зрения Освенцим (Аушвиц-Биркенау), Треблинка, Майданек и многие другие действительно находились в Польше, но ведь создавали их гитлеровцы. А такая формулировка действительно может создавать впечатление, что их создавали поляки. До сих пор с этой проблемой боролись иначе. Польские посольства в разных странах рассылали письма, просили, чтобы эти ошибки не звучали», – рассказал Ивиньский. «Посмотрим. Может, как это часто бывает в политике, правительство запустило эту информацию как пробный шар и теперь будет ждать реакции», – выразил надежду бывший депутат сейма.

Отметим, что в 2013 году польская прокуратура отказалась возбуждать дело по поводу выражения «польский концлагерь», которое использовало германское издание Rheinische Post. «Выражение «польские концлагеря» не указывает на то, что их строили поляки, а лишь описывает географическое положения лагерей смерти», – заявляла прокуратура.

В том же году законопроект, согласно которому употребление выражения «польский концлагерь» считалось бы преступлением, партия «Право и справедливость» уже внесла было в сейм. Но правящая «Гражданская платформа» выступила против, утверждая, что в таком случае наказуемыми оказались бы вырванные из контекста высказывания журналистов, ученых или политиков, напоминает «Радио Польша».

«Отдает какой-то параноидальностью»#{interviewpolit}

Директор общественного фонда «Историческая память» Александр Дюков согласен, что применять к концлагерям вроде Аушвиц-Биркенау эпитет «польский» абсолютно некорректно. «Конечно, это был нацистский лагерь смерти. Возмущение поляков можно понять. Вместе с тем инициатива минюста отдает не просто странностью, а какой-то параноидальностью, поскольку использование ошибочной формулировки, очевидно, не заслуживает уголовного преследования», – вторит Ивиньскому российский историк в интервью газете ВЗГЛЯД.

«Мы также должны понимать, что, как и в любой стране в этом регионе в межвоенный период, в Польше тоже был свой концлагерь. Это лагерь для политических заключенных Береза-Картузская, куда во внесудебном порядке сажали и коммунистов, и украинских националистов, и множество других политических противников режима. Это не был лагерь смерти, но это был концлагерь, и ничего с этим не поделаешь», – напомнил историк. Газете ВЗГЛЯД неизвестно, рискнет ли историк повторить этот тезис, если закон будет все же принят.

Напомним, что в апреле прошлого года Варшава также возмутилась речью директора ФБР Джеймса Коми. Выступая в Мемориальном музее холокоста в США, Коми заявил: «Убийцы и их помощники из Германии, Польши, Венгрии и многих других мест в их понимании не делали ничего плохого. Они убедили себя, что это – правильные вещи, которые они должны делать».

В ответ посольство Польши в Вашингтоне выразило официальный протест. Коморовский упрекнул главу ФБР в «недостатке исторических знаний», а его слова назвал «оскорблением для тысяч поляков, которые помогали евреям». Позже посол США в Варшаве извинился перед Польшей, однако сам Коми не стал извиняться, заявив, что в некоторых странах «не уловили его точку зрения».

«Имели к погромам опосредованное отношение»

Историк Александр Дюков считает, что извиняться Джеймсу Коми действительно было не за что, поскольку рядовые поляки действительно массово участвовали в истреблении евреев.

«В прошлом году в Польше вышла капитальная книга одного местного историка о еврейских погромах, которые устроили рядовые поляки, крайне правые националисты, сразу после начала войны – на занятой немцами территории. Немцы имели к этим погромам только опосредованное отношение. Да, Польша не избежала подобной черной страницы в своей истории», – сказал Дюков.

Вместе с тем, отмечает историк, польский подпольный «Союз вооруженной борьбы», который действовал с осени 1939 года, в отличие от украинских или литовских националистов, никогда не планировал вырезать еврейское население, не включал в свою программу антисемитский компонент, и в этом есть принципиальное отличие.

Эксперты также отмечают двойственность в позиции варшавских правящих кругов. Она заставляет каяться иностранных политиков, включая даже Барака Обаму, за оговорки о «концлагерях», но при этом игнорирует, например, факт участия Варшавы в разделе Чехословакии в 1939 году.

«Это событие в печати практически не упоминается, а если и упоминается, то не вызывает бурной реакции. Кстати, как известно, это польские дипломаты изобрели формулировку «уродливое детище Версальского договора», использовав ее относительно Чехословакии. Год спустя ее использовал Молотов по отношению к самой Польше. Агрессивная деятельность Польши против Чехословакии была тогда вполне последовательной и включала в себя диверсии, которые проводили польские спецслужбы на территории соседнего государства, попытку спровоцировать там повстанческое движение и так далее. Конечно, сегодня об этом в Польше не вспоминают», – посетовал Дюков.

..............