Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

13 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

10 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
6 июля 2015, 11:58 • В мире

«Нужно выбирать из двух зол, и непонятно, что хуже»

Итоги референдума в Греции подрывают стабильность ЕС

«Нужно выбирать из двух зол, и непонятно, что хуже»
@ Alexandros Avramidis/Reuters

Tекст: Марина Балтачева,
Екатерина Нерозникова

Референдум в Греции привел к отказу от мер жесткой экономии и к отставке министра финансов страны. Новые переговоры могут подорвать стабильность всего ЕС, считают эксперты. Берлин, выступающий главным переговорщиком, должен решить, что для него лучше: списать Греции многомиллиардные долги или «вырезать» ее из еврозоны. Оба варианта негативно отразятся на стабильности ЕС.

Греция проголосовала за отказ от условий международных кредиторов. Теперь Афинам предстоит начать новый раунд переговоров с представителями ЕС. Пройдут они уже в новом составе: после состоявшегося в Греции в воскресенье референдума министр финансов страны Янис Варуфакис, согласно «пожеланиям некоторых членов Еврогруппы», подал в отставку.

Уход ради спасения переговоров

Если Греция добьется своего, это будет прецедентом для других стран, а их спасать уже в принципе нет никакой финансовой возможности

«Вскоре после оглашения результатов референдума мне стало известно, что участники Еврогруппы и другие партнеры считали бы, что мое отсутствие на переговорах помогло бы достичь соглашения. По этой причине я ухожу из минфина, – отметил министр. – Я гордо вынесу ненависть кредиторов. Я буду полностью поддерживать премьер-министра Алекса Ципраса, нового министра финансов и наше правительство... Это мой долг – помочь, чем могу, премьер-министру Алексису Ципрасу использовать капитал, который нам дал греческий народ на референдуме».

Однако не только борьба за общее дело могла подтолкнуть Варуфакиса к уходу. Возможной причиной называется и внутренний конфликт в Еврогруппе. «В последние недели у министра Варуфакиса сложились крайне напряженные отношения с отдельными членами Еврогруппы, в первую очередь, с председателем этого органа Йеруном Дейсселблумом», – отметил в разговоре с ТАСС дипломатический источник в миссии одной из европейских стран в Брюсселе.

Член центрального комитета партии СИРИЗА Гиоргос Хондрос заявил в понедельник, что отставка Яниса Варуфакиса должна привести к содержательной дискуссии Афин с международными кредиторами. Министр финансов ушел под давлением европейских кредиторов, подтвердил Хондрос в эфире телеканала ZDF, сообщает РИА «Новости».

Напомним, правительство Греции предложило гражданам на референдуме ответить «нет» или «да» на вопрос, следует ли принять проект соглашения, представленный Европейской комиссией, ЕЦБ и МВФ 25 июня этого года, в котором кредиторы настаивали на режиме жесткой экономии для местного населения. Согласно подсчету бюллетеней со всех участков, 61,31% избирателей сказали кредиторам «нет». За их требования проголосовали 38,69% граждан. Ту же точку зрения озвучил в пятницу и премьер-министр Ципрас, а его правительство сравнило предложение Европы с терроризмом. Власти Греции считают, что страна не сможет выплатить долг в 312 млрд евро – это 180% ВВП – и не в состоянии дальше проводить политику, ведущую, по его мнению, к нищете и бедности значительной части населения. В стране с населением 11 млн человек насчитывается 3 млн бедных и 1,5 млн безработных.

«Единственный путь – выйти из еврозоны»

Политики правящей в ФРГ коалиции категорически раскритиковали решение греческих избирателей. Министр экономики ФРГ и председатель Социал-демократической партии Германии (СДПГ) Зигмар Габриэль отметил, что греки «разрушили последний мост, по которому Европа и Греция могли найти компромисс». «После отказа следовать правилам еврозоны невозможно себе представить переговоры о многомиллиардных программах помощи», – цитировала его газета Tagesspiegel. «Ципрас устроил катастрофу, и теперь ему придется собирать осколки, – заявил вице-председатель фракции ХДС/ХСС в Бундестаге Михаэль Фукс. – Исключено, что удастся найти решение в ближайшие 48 часов», – подчеркнул политик, которого цитировал Reuters.

В еще более радикальном духе высказался эксперт по европейской политике Христианско-социального союза (ХСС) Маркус Фербер. Итоги референдума в Греции показали, «что Греция не хочет зависеть от помощи кредиторов», сказал он в комментарии Spiegel Online. Таким образом, Афины должны сами придумать, как разрешить экономический кризис. «Единственная возможность у Греции сейчас – выйти из еврозоны», – подчеркнул Фербер.

С ним согласились и эксперты Barclays, которые, оценив предварительные результаты референдума в Греции, пришли к выводу, что выход Греции из еврозоны сейчас является наиболее вероятным сценарием. «Для лидеров стран еврозоны согласовать программу финансовой помощи с действующим греческим правительством будет крайне сложно, учитывая, что Греция отклонила последние предложения», – цитировала Газета.ру доклад экспертов.

Специалисты Barclays добавили, что приостановка программы экстренной поддержки ликвидности греческих банков может привести к необходимости напечатать в Греции национальную валюту для вливания ликвидности и капитала в банки, а введение национальной валюты означает выход из еврозоны, подчеркнули они. 

Политики-евроскептики, в свою очередь, выразили солидарность с греческим народом. Чувство собственного достоинства возобладало на референдуме в Греции, заявила президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер. «Греческий народ сказал «нет» неприемлемым и унизительным условиям, которые ему пытаются навязать для реструктуризации внешнего долга», – добавила она. Президент также провела параллель между нынешними греческими реалиями и ситуацией в Аргентине в 2001 году, когда в стране разразился тяжелейший социально-экономический кризис. «Мы, аргентинцы, знаем, о чем идет речь, – подчеркнула она. – Надеемся, что Европа и ее лидеры поймут послание людей с избирательных участков. Нельзя ни от кого требовать подписания свидетельства о собственной смерти».

Референдум в Греции стал своеобразной оплеухой для руководства Европейского союза и продемонстрировал, что «еврозона больше не жизнеспособна», заявила лидер французской партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен после обнародования предварительных результатов голосования. «ЕС превратился в некое подобие секты, занимающейся диктатом, промывкой мозгов и шантажом... Могут ли европейские народы и дальше мириться с подобной ситуацией? – задалась вопросом глава Нацфронта. – Референдум в Греции показал, что нет».

«Греция подписала предсмертную записку»

Глава Еврогруппы Йерун Дейсселблум назвал итоги референдума «очень печальными» для будущего страны. Курс евро после завершения референдума в Греции в воскресенье вечером опустился к доллару на 1,12%.

В свою очередь руководитель отдела европейской аналитики консалтинговой компании Eurasia Group Муджтаба Рахман также категорично заявил, что Греция «только что подписала свою предсмертную записку», цитировала его The Financial Times. Он отметил, что «только французы хотят спасти хоть что-то после этого голосования, но они вряд ли выиграют дебаты в Еврогруппе».

Премьер-министр Финляндии Юха Сипиля был более осторожен и заявил, что граждане Греции «выбрали неопределенный путь построения своего будущего», цитировала его телекомпания YLE. На плечи премьер-министра теперь пала большая ответственность, а единственный путь укрепления отношений с кредиторами – это выбор в пользу экономических реформ, подчеркнул он.

Глава МИД Бельгии Дидье Рейндерс добавил, что тяжелые последствиям ожидают не только Грецию: ее выход из еврозоны может дестабилизировать Балканы. «Я опасаюсь, что будут геополитические последствия в регионе. Не нужно забывать, что влияние Греции на Балканах очень значительное. Это один из главных инвесторов в регион. Последствия могут быть не только для таких стран, как бывшая югославская республика Македония или Черногория, но и, возможно, для Болгарии, учитывая сложности со стабилизацией этой зоны», – подчеркнул он. «Нельзя говорить, что выход не будет иметь последствий. Еще предстоит проанализировать это, но последствия для наших экономик будут иметь место», – добавил министр.

Обозреватель DW Спирос Москову отметил, что правительство Ципраса тем временем празднует «звонкое нет» и демонстрирует оптимистичный настрой. Вот уже несколько дней подряд оно обещает, что соглашение между Афинами и кредиторами будет достигнуто в течение 48 часов. Вечером воскресенья команда Ципраса назвала результат референдума своим новым оружием. Так же, как и вышедший в четверг отчет МВФ, в котором отмечалось, что государственный долг Греции является непосильным для страны, она нуждается в продлении кредитной помощи и списании части долгов.

«На случай, если и это не впечатлит кредиторов, в Афинах уже воскресным вечером было принято вполне конкретное решение: правительство заблокировало наличные средства, находящиеся в банковских хранилищах, объемы которых оцениваются в десять миллиардов евро. Оно хочет проверить, не скопились ли эти деньги в результате уклонения от уплаты налогов. Боже, защити греческий народ от его политиков!» – пишет он.

«Еврогруппа вновь дойдет до самоотречения»

В свою очередь, его коллега Рольф Венкель также отметил: грекам, похоже, непонятно, что они рискуют вылететь из еврозоны по техническим причинам. Он напомнил, что Греции придется туго не только из-за безденежных банков: весь реальный сектор экономики обрушится от недостатка платежных средств, доходы государства практически иссякнут из-за рецессии. Афины могли бы расплачиваться со своими служащими, пенсионерами и поставщиками долговыми расписками, как это делала Калифорния в 2009 году. Однако эта параллельная валюта имела бы гораздо меньшую ценность в сравнении с евро. 

При этом он полагает, что главы стран Еврогруппы вновь дойдут почти до самоотречения и предложат Афинам новые переговоры. «Власти Греции, хотя и не умеют обращаться с евро, зато очень хорошо торгуются на переговорах. Им все равно, что они устраивают пляски на краю пропасти. Потому что они знают, что их страна нужна как партнер Евросоюзу, НАТО и ОЭСР. И поэтому им даются все новые якобы последние шансы, которые никогда не были бы предоставлены обычному должнику», – резюмировал Венкель.

Правительство Греции между тем объявило, что выборы стали победой демократии. Канцлер Германии и президент Франции Ангела Меркель и Франсуа Олланд в ходе телефонного разговора в воскресенье вечером согласились, что итоги греческого референдума следует уважать. При этом Меркель намерена в понедельник вылететь в Париж, чтобы обсудить с президентом Франсуа Олландом, какие шаги предпринять дальше.

Освободили пространство для маневра

Президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов считает, что немедленного выхода Греции из зоны евро ожидать не стоит. Он напомнил, что референдум задумывался не с этой целью. «Янис Варуфакис (ушедший 6 июля в отставку министр финансов Греции – прим. ВЗГЛЯД) изначально предполагал референдум как элемент давления на представителей Еврогруппы. И Ципрас тоже отмечал, что после того как референдум состоится, он не собирается выходить из еврозоны», – напоминает Абзалов.

«Уже в понедельник будут продолжены переговоры с кредиторами. И уход Варуфакиса под давлением Еврогруппы говорит о том, что Ципрас хочет активизировать процесс переговоров с представителями Евросоюза», – считает эксперт.

Уход Варуфакиса дает Ципрасу пространство для маневра, считает Абзалов. «С одной стороны, происходило давление со стороны Еврогруппы. Европейским политикам было бы сложно сесть за стол переговоров с человеком, который объявлял, что если будет подписана программа поддержки, он отрежет себе руку. Понятно, что сейчас проще «скинуть» Варуфакиса, чтобы Ципрасу было легче вести переговоры. Также это может быть попыткой разрядить обстановку», – считает он.

Но это не значит, что Греция не может выйти из зоны евро в обозримом будущем, поясняет Абзалов. «В случае если Греция начнет переговоры с ЕС по списанию значительной части долгов, это вызовет протесты со стороны большей части главных экономик, включая Германию, Францию, Италию и Испанию. Именно они формировали так называемый механизм стабилизации. Придется списать значительную часть многомиллиардных кредитов, причем большую часть – порядка 50 миллиардов – спишет Германия. Это общий долг, но даже если Греции удастся списать хотя бы половину его, это будет большой удар для Германии», – напомнил он.

Германия объявила, что даст стабилизационный механизм 15 миллиардов евро, но это капля в море по сравнению с греческим долгом, отмечает Абзалов: «Всего Греция должна около 325 миллиардов евро, и понятно, что при 50 миллиардах, которые она должна только Германии, 15 никого не спасут».

За Грецией потянутся другие

Помимо удара по финансовым системам Евросоюза есть и другой, более существенный риск для ЕС. «Списание долгов спровоцирует аналогичный процесс в других слабых зонах южного евро. Речь, в первую очередь, идет об Италии и Испании, которые тоже могут выставить кредиторам требования по сокращению кредитной нагрузки», – напомнил Абзалов.

«Если Греция добьется своего, это будет прецедентом для других стран, а их спасать уже в принципе нет никакой финансовой возможности, – отмечает он. – Та же Испания должна порядка триллиона евро, Италия – более двух с половиной триллионов. Это только их госдолг. Среди должников еще и Португалия. Консолидированный долг превысит 10 триллионов – это долг финансовых организаций, физических лиц, коммерческих организаций – так называемый корпоративный долг. Эти объемы не покроет ни один механизм финансовой стабилизации».

В связи с этим Германия очень переживает, что если она разрешит такой маневр Греции, то на подобные шаги решатся другие страны. «В Испании, например, в конце года пройдут выборы, где к власти тоже могут прийти левые. Если они выставят подобные требования и проведут референдум, то списывать им триллион евро – это вообще-то очень сложный процесс», – отмечает Абзалов.

«Германии необходимо решать, что важнее – ради политического реноме поддерживать Грецию, которая всегда будет шантажировать европейские экономики, либо точечно вырезать ее из еврозоны, – отмечает собеседник. – Фактически Грецию держат ради политического проекта. С экономической точки зрения это не совсем рентабельно. Но и выход ее станет прецедентом для других, фактически открыв путь из еврозоны. На данный момент не существует подобного механизма, а после Греции он появится».

Будут выходить как из еврозоны, так и из ЕС, уточняет Абзалов. «В ближайшие два года Великобритания проводит референдум по выходу из Евросоюза. Польша собиралась входить в еврозону, а теперь очевидно не войдет, так как планирует делать упор на национальную валюту. Это тоже поставит крест на планах по усилению ЕС», – полагает он.

В свое время жесткая позиция Германии по поводу Греции, помимо ослабления евро, была обусловлена внутриполитическими факторами, напомнил эксперт. «В Германии были выборы, и Меркель шла на платформе более жесткой политики к другим странам еврозоны и повышения финансовой дисциплины. В скором времени начнутся избирательные циклы, и как объяснить избирателям, почему немецкая экономика вкладывает финансы в почти бездонную греческую – это вопрос открытый».

Сейчас Ципрас постарается выторговать максимальные преференции. К тому же ему нужно время, чтобы ввести драхму, отмечает собеседник. «Сейчас ему необходимо заключить договоренность с Еврогруппой о списании трети или половины долга, а также отказаться от жестких пунктов программы реформирования – от пенсионной реформы и повышения налогообложения туристических отраслей. В крайнем случае, эти переговоры дадут ему время, примерно несколько месяцев, для того, чтобы подготовить выход из еврозоны. Так что сейчас мяч на стороне Еврогруппы: им надо решать, имеет ли смысл идти на поводу у Греции, – считает Абзалов. – Ситуация патовая: нет возможности выбирать из хорошего и плохого. Нужно выбирать из двух зол, и непонятно, что хуже», – отмечает он.

..............