Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

9 комментариев
9 июня 2015, 08:10 • В мире

Украинская «оборонка» близка к коллапсу

Украинская "оборонка" близка к коллапсу

Украинская «оборонка» близка к коллапсу
@ Valentyn Ogirenko/Reuters

Tекст: Евгений Крутиков

На Украине разгорается скандал, связанный с закупкой для нужд нацгвардии по сильно завышенной цене 20 «спецавтомобилей» у компании, совладельцем которой еще недавно был Порошенко. Сумма ущерба для казны не слишком большая. Но эта история выявила глобальные проблемы во всей оборонной промышленности Украины, продемонстрировав неэффективность команды Порошенко.

История эта началась задолго до покупки дорогих джипов китайской марки. Работа многочисленных танкоремонтных заводов на Украине за двадцать пять лет независимости была сильно подорвана. И сейчас они оказались не в состоянии решить сразу несколько задач одновременно: самостоятельно наладить производство бронетехники, начать выпуск новых моделей, «расконсервировать» древние экземпляры, в оперативном режиме «латать» то, что возвращается из Донбасса, и вообще что-либо производить без ряда российских запчастей.

#{weapon}В результате армия с самой большой численностью танков в Европе (после России) была вынуждена последовательно бросать в бой технику, которая уже должна была уплыть в третьи страны по давно подписанным и оплаченным контрактам. Так, не менее 40 БТР-4Е и бронированных медицинских машин БММ-4С, предназначенных для Ирака, вместе с двадцатью БТР-3Е1 и его минометной версией БТР-3Е2, предназначенными для Таиланда, оказались в донецких степях, где были быстро сожжены. Туда же в сентябре прошлого года отправилось не менее 10 модернизированных танков Т-641М, которых изначально ждали в джунглях и саваннах Демократической Республики Конго.

Президент Порошенко заявлял о том, что до конца текущего года армия и гвардия должны получить порядка 500 танков, но, скорее всего, если эта цифра и будет реализована, то исключительно за счет расконсервирования образцов настолько древних, что лучше отправить их в музей военной техники на Западной Украине. Этот металлолом может пройти километров 200–300, после чего глохнет – и его надо буксировать обратно до Харькова, Мелитополя или Ровно, где есть крупные советские танкоремонтные заводы. Только на харьковском заводе еще к концу прошлого года скопилось 585 таких, с позволения сказать, танков, которые даже не числятся на балансе минобороны Украины и по документам считаются «избыточным имуществом».

При этом все предприятия Укроборонпрома уже давно работают в трехсменном режиме. Но, по оценочной информации, за весь 2015 год смогут изобразить не более 40 новых машин. Все остальное – тот самый хлам.

Но самый неожиданный удар украинская оборонная промышленность получила, как это ни удивительно, из Европы. За вторую половину 2014 года под разными предлогами отказались от сотрудничества с Укроборонпромом компании ΜΤU, Mercedes-Benz, Deutz, IVECO. А ведь именно они поставляли силовые агрегаты для украинских танков и БТР. Практически остановился АвтоКРаз, который вынужден искать замену российским двигателям, приходившим с ЯМЗ. В стране начался «моторный голод», который сильно сказался и на производстве новой техники, включая грузовики и джипы. Еще несколько европейских производителей отказались от поставки на Украину даже легковых автомобилей двойного назначения.

В этой обстановке Порошенко срочно вводит в состав Совета по национальной безопасности и обороне (СНБО) владельца автомобильной компании «Богдан» Олега Гладковского и назначает его председателем Межведомственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству и контролю, то есть замыкает на него всю торговлю оружием, бронетехникой и запчастями. Гладковский (сменивший фамилию на более благозвучную материнскую – еще несколько месяцев назад он был Свинарчуком) – бывший бизнес-партнер Порошенко. До 2009 года Порошенко частично владел вместе со Свинарчуком и Владиславом Бельбасом этой самой компанией «Богдан», главным достоинством которой являются эксклюзивные отношения с Huyndai Motors. Предполагалось, что именно корейцы, которым политические тонкости вокруг Украины до китайского фонарика, смогут наладить на Украине моторное производство заново. А ведь помимо чисто военной промышленности, намертво встало и производство сельскохозяйственной техники. А ведь кое-где на Украине люди все еще сеют и пашут. И пересаживаться на лошадку с плугом как-то не очень хотят.

Но, несмотря на добрые (до сих пор) отношения с корейской фирмой, возвращение на Украину промышленного моторостроения так и не состоялось. Скандал вокруг покупки нацгвардией псевдокитайских джипов по завышенной цене – всего лишь эмоциональный фон вокруг куда более серьезной проблемы. Действительно, воинская часть 3078 национальной гвардии подписала контракт на покупку 20 «полноприводных спецавтомобилей для сопровождения колонн и грузов» «Великая стена» почти за 10 миллионов гривен.

Примечательно, что поставщик – это ООО «Дозор», в который переименовали все тот же «Богдан». Это государственная закупка, она должна была проходить через аукцион, но, «учитывая сложную военно-политическую обстановку в стране», от аукциона отказались в пользу «Дозора» («Богдана»). На этом немного наварили, самую малость. По общим масштабам коррупции на Украине – это сущие гроши.

Беда в том, что такого рода «цыганский бизнес» – это, видимо, все, на что способна реформаторская команда Порошенко в области восстановления оборонной промышленности. Совершенно непонятно, как Укроборонпром собирается отчитываться к концу года за заявленные 500 танков, 300 тысяч единиц средств поражения и 3,5 тысячи других образцов вооружения и военной техники. Еще они собрались выпустить 50 новых БТР «Дозор-Е». А глухо вставший кременчугский АвтоКРаз заявил, что поставит 500 новых единиц колесной техники, то есть, по сути дела, грузовиков. Вопрос: где теперь взять к ним моторы и шины, ведь и те, и другие получали из «ватного» Ярославля.

Это не кризис, поскольку кризис был полгода назад. Это коллапс. Советский оборонный ресурс был проеден на Украине удивительно быстро, а создать что-то новое (главное – самостоятельно) никто не смог – и, похоже, не может и сейчас. На китайских автобусах, которые еще непонятно где были собраны (есть подозрение, что и вовсе в России – отверточным способом), войны не выиграть. Танк – он сам не заведется, пока его не пнешь. Даже если залить в него разбавленный бензин с автозаправок имени Коломойского. В чистом виде перемога, опять перешедшая в зраду.

..............