Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

11 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

15 комментариев
3 июня 2015, 20:35 • В мире

Турция обвинила Запад в попытке поглощения и раскола

Турция обвинила Запад в попытке поглощения и раскола
@ PRESIDENTIAL PRESS OFFICE/EPA/ТАСС

Tекст: Андрей Резчиков

Турция огласила список требований от Брюсселя, которые считает для себя неприемлемыми. При этом президент Эрдоган обвинил западные СМИ в стремлении «расчленить и проглотить» республику. Действительно, говорят эксперты, Турция может интегрироваться в ЕС только западной своей частью. И риск раскола страны, замахнувшейся на возрождение империи, сохраняется.

Европарламент готовится опубликовать ежегодный доклад с оценкой готовности Турции к вступлению в Евросоюз. Пока Анкара и Брюссель согласовали только 14 из 35 технических пунктов, которые должна выполнить Турция, чтобы достичь необходимой для «единой европейской семьи» кондиции. Еще 17 пунктов остаются заблокированными, а по четырем ведутся переговоры.

Если события будут развиваться по самому жесткому сценарию, когда действует ИГ, то не исключено, что Турция может быть раздроблена курдами

Не дожидаясь публикации доклада, Турция предложила европарламентариям внести в него несколько принципиальных правок. Министр республики по делам ЕС Волкан Бозкыр написал об этом в письме, адресованном главе ЕП Мартину Шульцу, главе дипломатии ЕС Федерике Могерини, еврокомиссару по политике соседства и расширению ЕС Йоханнесу Хану, а также главам фракций ЕП. В нем он перечислил неприемлемые для Анкары пункты доклада. Выдержки из письма опубликованы на официальном сайте министерства.

«Если в окончательном тексте доклада будут такие пункты, как решение ЕП от 15 апреля 2015 года относительно событий 1915 года (то есть геноцида армян – прим. ВЗГЛЯД), призыв исключить Рабочую партию Курдистана (РПК) из списка террористических организаций ЕС, призыв к заморозке финансовой помощи до вступления Турции в ЕС или к неоткрытию новых разделов на переговорах о ее членстве в ЕС, то для Анкары такой доклад будет неприемлем», – предупредил Бозкыр.

Как передает РИА «Новости», министр потребовал от европейских политиков написать доклад без «одностороннего содержания», которое может негативно повлиять на переговоры по урегулированию ситуации на Кипре. И подчеркнул, что Анкара «внимательно следит» за подготовкой доклада.

Бозкыр далеко не впервые отчитывает Брюссель. В декабре прошлого года он обвинил ЕС в проведении «высокомерной политики» в отношении Турции, подчеркивая, что если Евросоюз откажет Анкаре в членстве в организации, это ничуть не огорчит турок. Напомним, соглашение об ассоциации между ЕС и Турцией было подписано в 1963 году. Заявку на членство в ЕС Анкара подала в 1987 году. Переговоры о вступлении начались в 2005-м.

В свою очередь президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган ответил на выпад американской газеты The New York Times, которая на прошлой неделе обвинила его в «закручивании гаек». Турецкий лидер назвал публикацию вмешательством в дела республики, заявив, что газете никогда не позволили бы подобной критики по отношению к властям США. В интервью телеканалу Show TV Эрдоган также напомнил, что нападки западных СМИ на Турцию имеют «большую историю». В прошлом критические статьи были направлены против султанов Османской империи. Эту же политику, по словам Эрдогана, западные СМИ проводят и сейчас. «Кто за этим стоит, понятно. Они (СМИ) следуют в том направлении, которое им указывают. BBC и CNN делали то же самое при Гези-протестах (массовых акциях в Турции в 2013 году). Вы знаете, какую цель они преследуют? Они хотят ослабить Турцию, расчленить и проглотить ее. Но мы не дадим этого сделать, они не добьются успеха», – заверил президент.

Впрочем, эксперты сходятся во мнении, что Турция прекрасно отдает себе отчет в том, что в Европе с распростертыми объятиями ее не ждут, хотя при этом и осознают важную геополитическую роль Турции, сотрудничество с которой имеет для ЕС большое значение. По идее, подобная риторика со стороны Анкары должна напоминать Западу о том, что такой союзник в регионе для него очень важен и его надо беречь, в противном случае для турок «все дороги открыты».

Старший научный сотрудник Центра евроатлантической безопасности Института международных отношений Юлия Кудряшова убеждена, что трактовать гневное письмо как полный разрыв диалога по поводу интеграции Турции в ЕС нельзя. Она напомнила, что на протяжении всего развития отношений с ЕС Турция предъявляет Европе, по сути, одни и те же требования. Что же касается Рабочей партии Курдистана, то она «неоднократно включалась ЕС в террористический список, а потом изымалась оттуда». «История с этой партией длится давно. Это повторение. События 1915 года – то же самое. По крайней мере, на протяжении двух десятков лет Турция предъявляет подобные требования. Но до сих пор признание геноцида не являлось на уровне Совета ЕС официальным требованием для вступления Турции в Евросоюз. А что касается Европарламента, то он уже давно признал геноцид, и поэтому в его резолюциях постоянно говорится, что нужно включить признание Турцией факта геноцида в число требований о вступлении», – сказала Кудряшова газете ВЗГЛЯД.

Однако слова турецкого министра по поводу призывов «к заморозке финансовой помощи до вступления Турции в ЕС» эксперт считает сигналом того, что Анкара может ослабить свои усилия в попытках соответствовать европейским стандартам. «Чиновники ЕС неоднократно заявляли о том, что для Турции в случае гипотетического вступления в ЕС должен быть заморожен доступ к финансовым фондам помощи ЕС. Слова министра могут означать ужесточение условий. Стандартизация в различных сферах – это большая техническая работа. Действительно, на это требуются значительные финансовые средства, и ЕС их регулярно выделял, следил, насколько их расходование соответствует деятельности технологической стандартизации. А если финансовая помощь будет заморожена, то это приведет к тому, что Турция с еще меньшим желанием будет продолжать свои усилия по этой стандартизации», – полагает эксперт.

В свою очередь директор исследовательского центра «Ближний Восток-Кавказ» Станислав Тарасов предлагает смотреть на письмо Бозкыра прежде всего с технической точки зрения. Он напомнил, что Турция на сегодня является ассоциированным членом ЕС и с этого года возобновила переговорный процесс о вступлении. Кроме того, он не исключает, что столь жесткая риторика предназначена для внутренней аудитории: 7 июня в стране пройдут парламентские выборы, борьба за голоса избирателей накаляется.

«Турция учла многие позиции, в частности, по модернизации законодательства, по приведению его в соответствие с евростандартами, по решению вопроса этнических меньшинств, более четкому обозначению проблемы прав человека. Она придерживалась этих стандартов и проделала в этом направлении большую работу. Это связано с её внешнеполитическим вектором. Турция, как член НАТО, всегда позиционировала себя как европейское государство на Ближнем Востоке. И поддержка диалога Брюссель – Анкара давала возможность турецким политикам все время эксплуатировать и разыгрывать европейскую карту», – заявил Тарасов газете ВЗГЛЯД.

При этом выгоду от диалога получает и Евросоюз, «потому что терять такое государство на Ближнем Востоке, как Турция, нет никакого смысла». «Переговоры шли, но Европа отлично понимает, что они никогда не возьмут к себе Турцию с почти 80 млн мусульманского населения. Как недавно писала французская газета «Фигаро», это будет вторая оккупация Европы со стороны Османской империи, только мирного типа. Европейцы выстраивают определенные барьеры. Был проект Саркози, который предлагал проект Средиземноморского союза как промежуточное звено для Турции, которая могла бы стать там полноценным членом», – напомнил эксперт.

Что касается решения Турцией курдского вопроса, Эрдоган и другие турецкие политики сделали определенные шаги и в этом направлении. Правящей партии удавалось сохранять большинство только благодаря курдским избирателям.

«Курды стали верить в Эрдогана, в отличие от других президентов, которые игнорировали курдский фактор. А тут пошел так называемый демократический пакет. Было разрешено вести агитационную кампанию на курдском языке, создавать курдские администрации на уровне муниципалитетов и т.д. Турция понимает, что не может интегрироваться в ЕС, но, с другой стороны, принимает некоторые европейские стандарты. Парадокс в том, что как в отношении ЕС, так и в отношении Евразийского проекта Анкарой разыгрывается одна и та же карта. Турция пытается получить максимум дивидендов от сотрудничества и с ЕС, и с Востоком, чтобы укрепить свои позиции на Ближнем Востоке и начать реализовывать собственный проект неоосманизма – укрепления своего влияния в государствах, которые в свое время были неотъемлемой частью Османской империи. Речь идет о Северной Африке, Саудовской Аравии, вплоть до границ с Ираном», – уверен эксперт.

По его словам, у Турции очень серьезные перспективы с точки зрения европейской геополитики. «Это, возможно, будущая конфедерация с вкраплением курдской зоны. Если события будут развиваться по самому жесткому сценарию, когда действует ИГ, то не исключено, что Турция может быть раздроблена курдами. Сейчас курды проживают компактно между границами Сирии, Ирака, Ирана и Турции. Все они разнородного типа, но, в конечном счете, у них есть возможность сколотить курдскую федерацию или так называемый Большой Курдистан. А это значит, что центр может потерять контроль над юго-восточными районами, тогда западная часть Турции может быть частично интегрирована в ЕС», – полагает Тарасов.

..............