Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

6 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
13 мая 2015, 13:56 • В мире

«Особенно вины не чувствую»

Экс-комбата "Айдара" обвинили в "создании преступной организации"

«Особенно вины не чувствую»
@ Максим Никитин/ТАСС

Tекст: Иван Чернов

Официальный Киев, чтобы найти управу на неподконтрольные добровольческие батальоны, решил прибегнуть к помощи уголовного кодекса. Генпрокурор страны Виктор Шокин обвинил депутата Верховной рады и экс-комбата батальона «Айдар» Сергея Мельничука в создании преступной группировки и пообещал ему срок «вплоть до пожизненного». По поводу того, чем закончится противостояние, мнения экспертов расходятся.

«Вплоть до пожизненного»

Стремясь каким-то образом усилить армию, они использовали этих добровольцев

В Верховную раду Украины внесены представления на арест депутата Оппозиционного блока Сергея Клюева и внефракционного парламентария, экс-командира батальона «Айдар» Сергея Мельничука, сообщил в среду генеральный прокурор страны Виктор Шокин.

«Направлено на рассмотрение представление о согласии на привлечение к уголовной ответственности народного депутата Сергея Клюева, который подозревается в совершении преступлений по статье «Мошенничество». Также направлено представление о согласии на привлечение к уголовной ответственности, задержание и арест народного депутата Сергея Мельничука», – приводит слова Шокина ТАСС.

О Мельничуке генпрокурор высказался так: «Нет времени перечислять все статьи Уголовного кодекса Украины, по которым обвиняется Мельничук». При этом Шокин уточнил, что основная статья, которую инкриминируют экс-комбату «Айдара», – это «создание преступной организации». И по этой статье Мельничуку грозит срок – «вплоть до пожизненного».

При этом генпрокурор признался, что ему неизвестно местонахождение обоих парламентариев.

Чуть позже стало известно, что в Верховной раде получили представления надзорного ведомства о снятии неприкосновенности с двух депутатов. «Соответствующий профильный комитет рассмотрит это прошение и внесет соответствующее данные на рассмотрение депутатов», – заявил спикер Рады Владимир Гройсман.

Мельничук уже отреагировал на ситуацию, отметив, что виновным себя не чувствует и готов к суду: «Все должны быть на одном уровне, и суд должен быть одинаково справедливым для всех... Я готов ответить за свое... Особенно вины не чувствую... Готов сотрудничать со следствием», – сказал он в эфире телеканала «112 Украина», отметив, что, говоря о создании преступной группировки, Шокин имел в виду батальон «Айдар».

Напомним, еще в конце марта со слов украинского депутата Мустафы Найема стало известно, что генеральная прокуратура страны возбудила уголовное дело в отношении бывшего командира карательного батальона «Айдар» Сергея Мельничука, подозреваемого кроме прочего в организации похищения экс-главы «Укрспирта» Михаила Лабутина.

История с Лабутиным заслуживает отдельного рассказа. Похищенный и так и не найденный директор «Укрспирта» Лабутин подозревался в растрате бюджетных средств. 17 декабря прошлого года он был уволен, на следующий день было заявлено, что его ищут в связи с неявкой в суд. В тот момент разыскиваемый директор находился в киевском Центре кардиологии и кардиохирургии, где, как сообщалось, ему проводили операцию на сердце.

То, что произошло далее, напоминало фабулу одного из эпизодов «Крестного отца». 19 декабря первый зампред Государственной фискальной службы Украины Владимир Хоменко сообщил: в больницу явились «неизвестные люди, одетые в камуфляжную форму», похитили Лабутина прямо из палаты и увезли в неизвестном направлении. В тот же день «неизвестные» перестали быть инкогнито – пресс-служба «Айдара» «сделала следующее заявление: работники профсоюза ГП «Укрспирт» обратились к батальону с просьбой защитить предприятие и своего директора от произвола генпрокуратуры и Государственной фискальной службы до выяснения всех обстоятельств».

«Киев забоится. Пойдет в обратку»

Таким образом, даже свои, украинцы, начали признавать участников карательных батальонов преступниками. Одновременно встает вопрос, почему раньше киевские власти закрывали глаза на деятельность незаконных вооруженных формирований и по сути покрывали их.

«Украинская власть движется в сторону того, чтобы стать легитимной, – прокомментировал газете ВЗГЛЯД член комитета Госдумы по обороне Франц Клинцевич («Единая Россия»). – Даже там понимают, что без легитимации, без приведения деятельности власти в правовое поле сделать ничего нельзя».

И на этом пути встают добровольческие карательные батальоны с неясным статусом и бесконтрольным поведением.

«Батальоны с самого начала, да и сейчас беспредельничают. И власти, прокурорам ничего другого не остается, как сказать об этом. Но это все, как мне кажется, приведет к внутренним противоречиям, которые разорвут украинскую действительность. Это даже может привести к смене власти в стране. Сила этих ортодоксальных националистически настроенных организаций очень велика, они реально запугали там людей, и они – единственные, кто в состоянии эту власть поменять. При этом действующие вооруженные силы Украины не будут вмешиваться. Они ведь тоже не довольны ситуацией: ни денежным довольствием, ни материально-техническим снабжением войск, ни войной, ни общей несправедливостью, которая характера сейчас для Украины. К этому накладываются еще и серьезные проблемы в экономике, так что ситуация там критическая», – отметил эксперт.

В этих условиях, считает Клинцевич, официальный Киев не пойдет до конца в деле преследования добровольческих батальонов. «Вряд ли. Забоится. Пойдет в обратку», – отметил депутат.

В свою очередь специалист по международному праву Мария Ярмуш оценила деятельность добровольческих батальонов на Украине с точки зрения законов этой страны.

«Ситуация складывается следующим образом: буквально накануне Верховная рада приняла в новом чтении закон о военной службе. И теперь допускается привлечение в их армию иностранных граждан. По сути, украинские власти легализуют иностранных наемников, которые будут использоваться для подавления вооруженного конфликта в Донбассе. А в этих условиях, когда есть наемники, «добровольческие батальоны», о которых идет речь, становятся не нужны киевским властям, тем более что «батальоны» ими не контролируются», – рассказала Ярмуш.

Она добавила, что и раньше эти вооруженные формирования были вне закона, но руководство Украины закрывало на это глаза, преследуя свои цели.

«С самых первых дней боевых действий на территориях Луганской и Донецкой областей было налицо нарушение Конституции Украины, она запрещает использовать вооруженные силы против собственного народа. Но киевские власти это делали. И, стремясь каким-то образом усилить армию, использовали этих добровольцев. Сейчас же добровольцы просто будут списаны, как ненужный материал», – считает она.

Ярмуш ожидает, что командиры добровольческих батальонов – не только «Айдара», но и всех остальных – сейчас будут активно привлекаться к уголовной ответственности. А поскольку именно от командиров зависит организация этих групп, Киев таким образом рассчитывает полностью разобраться с неподконтрольными формированиями.

«По сути, эти батальоны являются бандформированиями. Но только теперь смысла в них для украинских властей нет из-за легализации иностранных наемников», – сказала она.

«Мы наблюдаем, как в законодательство Украины вносятся изменения, как меняется официальная риторика властей, думаю, что все «батальоны» будут расформированы, а те, кто откажется исполнить приказ Порошенко и Турчинова, попадут под уголовную ответственность», – полагает Ярмуш.

Из героев в уголовники

О том, как быстро еще недавние «герои» на Украине переквалифицируются в уголовников, говорит и случай с Витой Заверухой, 19-летней уроженкой Винницы и бывшей участницей батальона «Айдар». Не так давно в украинской и западной прессе девушка изображалась как «украинская Жанна д'Арк» и «Солдат Джейн», про нее вышла большая статья во французском журнале Elle, на Украине ей посвящали большие и красивые фоторепортажи, где она позировала с оружием.

А потом было объявлено, что бойцы карательных батальонов, в числе которых называлась и Заверуха, оказались убийцами милиционеров в Киеве. Девушка была арестована по подозрению в разбойном нападении на АЗС, расстреле стражей порядка и подготовке теракта против ветеранов 9 мая.

Добавим, что украинские власти в последнее время не раз высказывали недовольство деятельностью добровольческих батальонов, которые в России называют карательными.

Еще летом прошлого года Управление верховного комиссара ООН по правам человека призывало Киев расследовать многочисленные преступления, совершаемые членами добровольческих батальонов. Но пока о наказаниях виновных особо не слышно.

«Айдар» был создан в начале мая 2014 года. Основу вооруженного формирования составляли активисты самообороны Майдана, отбором занимались не военкоматы, а лично Мельничук – как один из комендантов евромайдана. Официально подчинялся министерству обороны, но финансирование шло от губернатора Днепропетровской области Коломойского через «Фонд оборони країни».

О том, чем «отличился» «Айдар», мировое сообщество узнало из сообщений наблюдателей от ОБСЕ и благодаря докладу международной правозащитной организации Amnesty International, опубликованному в сентябре 2014 года. В докладе констатировалось, что айдаровцы причастны к похищениям людей, жестокому обращению с пленными и захваченными мирными гражданами, кражам, шантажу, вымогательству и, возможно, казням.

Как рассказывал газете ВЗГЛЯД директор украинского Центра политического маркетинга, политолог Василий Стоякин, президент Порошенко давно хотел разогнать все незаконные вооруженные формирования. И первым попал под каток «самый заметный фрукт» – Мельничук, оставшийся после конфликта со своим шефом – лидером Радикальной партии Олегом Ляшко – без высокого покровителя.

..............