Борис Акимов Борис Акимов Вихри истории надо закручивать в правильном направлении

Россия – это особая цивилизация, которая идет своим путем, или Россия – это такая недо-Европа, цель которой войти в этот самый европейский дом?

2 комментария
Сергей Худиев Сергей Худиев Зачем Ватикан бросил вызов западной элите

Трещина между Ватиканом и западной элитой, которая отчетливо поползла после отказа папы становиться «капелланом НАТО», усилилась после недавнего призыва «начать переговоры» в отношении конфликта на Украине, теперь обозначилась самым явным образом.

2 комментария
Андрей Полонский Андрей Полонский Запад всегда был против России

Алекс Токвиль, французский государственный деятель и политический философ первой половины XIX века, предсказывал, что не пройдет и столетия, и Россия – если дать ей свободно развиваться – по своему национальному богатству обгонит всю совокупную Европу.

18 комментариев
29 октября 2015, 22:39 • В мире

Китайцы выбирают комфорт вместо детей

Китайцы выбирают комфорт вместо детей
@ China Daily/Reuters

Tекст: Юрий Зайнашев

Китай пересматривает фундаментальное правило, повлиявшее на жизнь сотен миллионов людей: принцип «одна семья – один ребенок». На это есть и демографические, и экономические причины. При этом стране можно не бояться нового демографического взрыва: ее огромное население, похоже, усвоило крайне нетрадиционные для китайского общества нормы.

В четверг в Пекине завершил работу пленум ЦК КПК, обсуждавший план экономического и социального развития Китая на 2016–2020 годы. Целью его власти называют окончательную победу над бедностью в стране.

Китайская культура была основана на культе предков, на представлении о том, что важнейшая обязанность любого человека – это оставить после себя потомство

Одним из главных в коммюнике по итогам заседания стало решение об отмене политики «одного ребенка», которая проводилась в Китае на протяжении нескольких десятилетий. Как сообщило агентство «Синьхуа», правительство «разрешит всем семьям иметь двух детей». «Изменение политики направлено на то, чтобы сбалансировать развитие населения и решить проблему старения», – говорится в коммюнике.

Провинциалам делать детей можно чаще

«Это было предрешено и громко «пропиарено» еще в 2013 году, когда на съезде партии сам председатель КНР Си Цзиньпин объявил о том, что начинаются структурные изменения в политике «одна семья – один ребенок», – напомнил в интервью газете ВЗГЛЯД завотделением востоковедения НИУ ВШЭ, китаист Алексей Маслов. – Уже тогда заговорили о том, что будет разрешено «одна семья – двое детей», а по многим провинциям начались эксперименты, когда на уровне уезда разрешили заводить неограниченное число детей».

После этого запреты постепенно ослаблялись, напоминают эксперты, например для национальных меньшинств или для тех, кто сам был единственным ребенком в семье. «Отменить быстро прежние запреты нельзя, в Китае все меняется медленно, как говорят там – «через несколько опытных полей». Очевидно, эксперименты увенчались успехом – никакого серьезного беби-бума не произошло. Это связано прежде всего с тем, что сегодня для китайцев эта проблема не столь актуальна, как несколько десятилетий назад. Все больше семей сами по себе уже заводят одного, двух детей, не более того», – пояснил Маслов.

«Изменилась структура населения. Раньше рожали до первого мальчика. Мальчик – это был кормилец, любимец даже не всей семьи, а порой всей деревни, в него вкладывали деньги. Сегодня такого нет», – сказал эксперт. По его словам, городское население впервые в истории страны преобладает над сельским, достигнув 55 процентов, и семьи в городах рожают по одному–два ребенка, как и принято в урбанизированных семьях во всем мире.

«Поведение самих китайцев, особенно горожан, сильно изменилось с 70-х годов, – вторит коллеге старший научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН, эксперт Центра анализа стратегий и технологий Кашин. – Очень многие нацелены всецело на материальный успех. Конкуренция очень высокая. На рынке недвижимости надулся пузырь, поэтому люди и так стремятся иметь только одного ребенка, концентрировать все ресурсы на нем. Поэтому отмена официального запрета уже не играет такую уж важную роль».

#{smallinfographicleft=493706}Оба эксперта отмечают, что прежние запреты китайцы часто и просто обходили. «Если вы богатый, то вы и раньше могли иметь столько детей, сколько хочется. Путем выплаты либо штрафов, либо взяток. Но, если денег нет, есть много препятствий и помимо административных запретов, например высокая стоимость недвижимости, медицинских услуг», – перечисляет Кашин в интервью газете ВЗГЛЯД.

«Я лично знаю массу семей, где в реальности по три–четыре ребенка, а штраф платили только за одного, – добавляет Маслов. – Это делалось под разными предлогами, например под предлогом бедности: «Вот, у меня только дом, стол и стул, мне нечем платить штраф». Множество людей в деревнях, особенно девочки, женщины, жили десятилетиями вообще без документов, официально они никак не были учтены. Ведь в КНР вообще нет понятия паспорта».

Заветы императорских евнухов

«Конечно, еще некоторое количество китайцев пока не вышли из традиционных представлений, но их меньшинство. Огромное количество людей уже сами слишком заинтересованы в первую очередь в личном социальном статусе и комфорте», – констатировал Кашин.

«Китайская культура была основана на культе предков, на представлении о том, что важнейшая обязанность любого человека – это оставить после себя потомство, прежде всего мужского пола, которое будет продолжать род и совершать все необходимые ритуалы, связанные с заупокойным культом предыдущих поколений. Именно это, а не дзен-буддизм или конфуцианство, есть основа всей китайской цивилизации и многих соседних цивилизаций», – напомнил эксперт.

«Для традиционного Китая в этом и заключалась цель всей жизни – оставить после себя многочисленное успешное, здоровое потомство, которое понесет вашу фамилию дальше в века. На это направлялись все ресурсы. Даже те, кто физически не мог себе этого позволить, например императорские евнухи, в этом случае усыновляли детей и давали им свои фамилии. Если кто-то все же уходил в монахи, например в буддийские, на него смотрели косо», – рассказал Кашин.

«Сегодня это в значительной степени выветрилось. Люди восприняли общечеловеческие (западные) стандарты потребительского поведения. Кроме того, на первый план выходит вопрос не о том, насколько у вас потомство многочисленное, а насколько оно успешное. Общество стало мобильным, конкуренция обострилась. Главное – куда вы своего единственного ребенка сможете устроить учиться», – уточнил он.

Издание «Коммерсантъ» предположило ранее, что власти решили пойти навстречу общественному запросу на либерализацию. «Китайское общество становится все более развитым и богатым. Вместе с достатком рождается и желание получить больше личных свобод, одной из которых граждане считают право самим выбирать количество детей в своей семье», – отмечало издание.

Кашин так не думает. «Скорее нет, в целом они осознают общие, государственные интересы, понимают, что такие запреты могут быть необходимы для общего выживания. Для них вопросы личной свободы в семье – это вопросы не первого плана», – отметил китаист.

Как напоминает РИА «Новости», по состоянию на конец прошлого года население КНР достигло 1 миллиарда 367 миллионов 820 тысяч человек. Из общего числа населения 51,2% – мужчины, 48,8% – женщины. Около 15,5% – люди старше 60 лет. В 2012 году работоспособное население Китая начало сокращаться – впервые со времен начала политики реформ 1979 году.

Забудьте про «черный день»

Принятое на пленуме в четверг решение на самом деле нужно не только по демографическим причинам, пояснил Кашин. «Власти хотят стимулировать рост внутреннего потребления. Когда нет соцобеспечения, люди все откладывают на черный день, стараются побольше накопить, так что тут есть прямой экономический расчет», – объяснил он.

«Вообще эти меры заметно запаздывают. Надо было лет десять назад, когда уже стало понятно, что начинается резкое старение населения, которое необходимо кормить. В Китае недавно впервые ввели всеобщую пенсионную систему. Теперь надо платить пенсии, медицинские пособия – нагрузка на бюджет колоссальная. Не исключено, что мы однажды увидим – лет через 10–15 – как Китай стимулирует рождение детей, а не ограничивает», – предсказал Маслов.

«Сегодня прирост населения, хотя в это трудно поверить, ниже, чем в Германии. Не стоит путать численность населения и его плотность. Численность населения в КНР огромна – почти 1,5 млрд, а вот плотность невелика – всего 174 человека на квадратный километр. Это меньше, чем во Вьетнаме или в Англии», – пояснил Маслов.

«Раньше пенсионная система касалась только бюджетников, работников государственных предприятий. Но с 2008 года создается общенациональная пенсионная система, которая постепенно охватывает подавляющее большинство населения», – уточняет Василий Кашин.

Как напоминают эксперты, в Китае дети и внуки всегда добросовестно содержали и обслуживали своих стариков. Это было также косвенной причиной многодетности в китайских семьях.

«Власти сегодня строят дома престарелых, как и в Европе принято, однако мало кто отдает туда своих родителей и мало кто будет за это одобрен окружающими. Хотя в городах новое поколение уже восприняло западный образ жизни, уважение к старшим сохраняется буквально на генетическом уровне, – отмечает Маслов. – И уступают место в транспорте, обслуживают без очереди. И главное: по-прежнему дети поддерживают стариков материально».

По его словам, психологически большинство жителей Китая по-прежнему рассчитывают на то, что в старости их будут поддерживать дети и внуки, поскольку пенсионная система еще непривычна. «По вечерам на улицах мегаполисов можно увидеть очень много гуляющих пожилых людей. Это чаще всего жители деревень, которые уже не могут работать и поэтому перебрались в города, к своим детям», – рассказал Маслов.

..............