На вопрос о том, есть ли место гуманизму в картине взаимного уничтожения, которую представляет собой любая война, можно ответить: да, есть, в той мере, в какой мы предполагаем оставаться самими собой.
2 комментарияБрюссель взял отпуск в Пицунде
ЕС вынуждает Грузию "разблокировать" Абхазию
Соратники экс-президента Грузии Саакашвили, который шел к власти и правил под лозунгами евроинтеграции, неожиданно оказались среди жестких критиков соглашения об ассоциации страны с ЕС. Возмущение «ястребов» вызвало требование Евросоюза либерализировать «Закон об оккупированных территориях», по которому за посещение Абхазии и Южной Осетии без дозволения грузинских властей полагается до четырех лет лишения свободы.
В пятницу в Батуми открывается конференция «Европейский путь Грузии». В ней должны принять участие едва ли не все ключевые представители элиты страны: премьер-министр Ираклий Гарибашвили, председатель парламента Давид Усупашвили, министры, аналитики. Ровно через неделю парламент страны на специальной сессии ратифицирует подписанное 27 июня в Брюсселе соглашение об ассоциации с Евросоюзом.
Наша оппозиция называет себя проевропейской. Интересно, что они теперь ответят Евросоюзу?
Как выясняется, в этом документе есть положения, которые обрадуют в Грузии не всех. Например, «ястребов» из партии экс-президента Михаила Саакашвили «Единое национальное движение» (ЕНД). Речь о «Законе об оккупированных территориях» – так Тбилиси после событий августа 2008 года называет Абхазию и Южную Осетию. Закон надо либерализировать в сторону открытости.
Поясним, поправки, инициированные ныне правящей коалицией «Грузинская мечта», имеют целью замену уголовного преследования, полагающегося за нарушение этого закона, административным.
Депардье тоже «уголовник»
Если конкретизировать, то ныне лица, посетившие Абхазию и Южную Осетию без позволения грузинских властей, потом наказываются при приезде в Тбилиси. Последний громкий скандал разгорелся ровно год назад. Тогда знаменитый французский актер Жерар Депардье, на тот момент уже ставший гражданином РФ, посетил Абхазию. Таким образом, Депардье понесет ответственность, если приедет в Грузию.
По существующим все еще положениям «Закона об оккупированных территориях» его нарушитель может быть лишен свободы на срок от двух до четырех лет или подвергнут денежному штрафу, сумма которого устанавливается судебными органами по каждому конкретному случаю.
- Грузия обвинила Россию в нарушении воздушного пространства
- МИД: Регулярное авиасообщение с Грузией может возобновиться с 15 сентября
- Грузия подписывает соглашение с ЕС с оглядкой на Москву
- Партию Саакашвили разгромили на выборах
- Запад пролил холодный душ на евроинтеграционный пыл Тбилиси
Более всего страдают граждане России, например, отдохнувшие в Абхазии, а спустя энное время решившие побывать в Грузии. И если у них в паспорте есть отметка о посещении Абхазии, то приходится отвечать по грузинским законам. Под стражу в последние месяцы заключают, правда, крайне редко, но штрафуют суды серьезно. Чаще всего штраф составляет не менее 2 тысяч лари (1,2 тысячи долларов), а максимальная планка – 10 тысяч лари (6 тысяч долларов). Ну и придется смириться с тем, что за такое нарушение ты считаешься «уголовником».
Если же поправки в закон все же примут, то за первое нарушение будут штрафовать на сумму 400 лари (250 долларов), и только в случае повторного нарушения грозят те же сроки, что предусмотрены сейчас.
Закон суров
Этот закон, неоднократно подвергавшийся критике Москвы, был принят парламентом в октябре 2008 года. Тогда в стране главенствовало ЕНД. Для граждан иностранных государств и лиц без гражданства въезд на территорию Абхазии допускается только со стороны грузинского города Зугдиди, на территорию Южной Осетии – только со стороны грузинского же Гори. Любые сделки, совершённые в Абхазии и Южной Осетии и «не оформленные в соответствии с законодательством Грузии», считаются недействительными. Там по этому грузинскому закону запрещается любая экономическая деятельность без согласия Тбилиси.
Опять же без разрешения Грузии запрещаются международное воздушное, морское и железнодорожное сообщение, а также международные перевозки автомобильным транспортом. Запрещается пользование государственными ресурсами, денежные переводы, а также финансирование деятельности, указанной в законе. Этим законом Россия была объявлена «государством, осуществляющим военную оккупацию». Все органы власти в Абхазии и Южной Осетии Тбилиси считает незаконными.
«Уступки России»?
#{ussr}Ираклий Гарибашвили, выступая 27 июня в Брюсселе, предложил абхазам и осетинам вместе с Грузией интегрироваться в Европу. Но пока самому Тбилиси потребуется трансформация по отношению к Абхазии и Южной Осетии. В связи с Батумским форумом МИД Грузии обнародовал положения соглашения. В частности, там и говорится о необходимости в течение ближайших трех лет пересмотреть названный закон – в контексте мирного урегулирования.
В предложениях ЕС говорится о необходимости больших торговых и гуманитарных контактов с абхазами и осетинами, но этому препятствует закон. Вот по соглашению об ассоциации с Евросоюзом и предписывается «пересмотреть «Закон об оккупированных территориях».
Что это значит на деле? Справедливости ради следует сказать, что правящая ныне «Грузинская мечта» более года бьется за изменения в этот закон, но пока провела их только в первом чтении в парламенте. И неизвестно, когда в парламенте могут состояться второе и – окончательное – третье. Члены партии Саакашвили рьяно блокируют поправки, направленные на либерализацию, говоря, что так Грузия «идет на уступки России».
«Прячут голову в песок собственных ошибок»
Государственный министр Грузии по вопросам примирения и гражданского равноправия Паата Закареишвили считает, что призывы Евросоюза стимулируют парламент Грузии скорее вернуться к поправкам в закон, инициированным нынешними властями.
«Наша оппозиция – ЕНД – называет себя проевропейской и говорит, что изменения в этот закон являются пророссийскими. Интересно, что теперь «националы» ответят Евросоюзу? – говорит Паата Закареишвили газете ВЗГЛЯД. – Ведь реально «националы» не о Европе думают, а прячут голову в песок собственных ошибок». Другой высокопоставленный представитель грузинских властей, пожелавший остаться неназванным, заявил газете ВЗГЛЯД, что «на самом деле в Евросоюзе говорят, что надо бороться против оккупации, а не против людей. Нам надо думать о декриминализации данного закона. Пусть будет административное наказание, а не уголовное преследование».
«Нельзя позволять гражданам России безнаказанно ездить в Абхазию»
В этой связи уместно вспомнить еще один громкий скандал. В феврале 2012 года, еще при прошлых властях Грузии, в аэропорту Тбилиси был задержан российский предприниматель Константин Родионов. Ему было предъявлено обвинение в незаконном посещении оккупированных грузинских территорий. Его посадили в следственный изолятор. И только после жесткой реакции МИД России Родионова отпустили, взыскав штраф, но не заключив в тюрьму.
В целом заключениями под стражу в основном характеризовались первые годы действия этого закона. В тот период, как признали газете ВЗГЛЯД в правительстве Грузии, более всего страдали граждане России, попросту не знавшие о таком законе. Так были арестованы почти 170 граждан РФ. Их или штрафовали, или отправляли в тюрьмы. При этом сроки выносились разные – кому-то три месяца, кому-то три года. И был эпизод с двумя гражданами Армении, которые учились в Москве, потом отдохнули в Сочи и решили поехать в Армению через Грузию, при этом посетив Абхазию. Их на границе в Грузии задержали, отдали под суд и «впаяли» по два года. Армяне отсидели по году и потом были отпущены. Вот такой вот для них получилась поездка домой – с тяжелыми приключениями и переживаниями.
Председатель парламентского комитета по обороне и национальной безопасности Ираклий Сесиашвили сказал газете ВЗГЛЯД, что ныне существующим законом Грузия фактически «направляет иностранцев вслепую на политически заминированную территорию». По его словам, либерализация стала бы «верным шагом» и «хорошим сигналом» для урегулирования конфликтов. Плюс теперь этого же просит и ЕС.
«Нельзя позволять гражданам России безнаказанно ездить в Абхазию», – считает депутат от партии экс-президента Давид Сакварелидзе, объясняя протест против либерализации данного закона. Его коллега по партии Чиора Тактакишвили сказала, что «так постепенно «Грузинская мечта» докатится до признания Абхазии и Южной Осетии». ЕНД и без того критикует «Грузинскую мечту» за продекларированный и претворяемый в жизнь конструктивный диалог с Россией.