Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

12 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

17 комментариев
15 мая 2014, 21:50 • В мире

«Вьетнамские власти дали слабину»

Василий Кашин: По всей Восточной Азии растет национализм

«Вьетнамские власти дали слабину»
@ Reuters

Tекст: Марина Балтачева

«По всему региону растет национализм. Восточную Азию сравнивают по настроениям с Европой накануне Первой мировой. Народы богатеют, появилось время подумать о своем месте в истории, о мировоззрении, появились идеи об исторической справедливости», – заявил газете ВЗГЛЯД политолог Василий Кашин, комментируя волну антикитайских погромов во Вьетнаме.

В результате беспорядков в провинции Хатинь в Северном Вьетнаме погиб 21 человек, еще около 100 получили ранения. В ночь на четверг несколько сот демонстрантов попытались взять штурмом сталелитейный завод Formosa Plastics Group, принадлежащий тайваньской корпорации. Среди погибших оказались пятеро вьетнамцев и, предположительно, 16 граждан Китая.

В последнее время важность клочков суши начинает расти из-за таких явлений, как энергоносители, транспортные потоки, новые виды оружия. Это вопрос стратегии и национальной гордости

Погромы вспыхнули днем ранее в другом уголке Вьетнама – на юге, в провинциях Бин Дуонг и Донг Най. Там тоже прокатились антикитайские демонстрации. Манифестанты были разгневаны тем, что Китай в начале мая приступил к бурению нефтяных скважин в Южно-Китайском море, в спорном районе Спратли, на который также претендует и Вьетнам. Ранее в районе нефтяной платформы между вьетнамскими и китайскими патрульными кораблями произошло вооруженное столкновение. На прошлой неделе министры иностранных дел блока АСЕАН выразили серьезную обеспокоенность ростом напряженности в отношениях между Вьетнамом и Китаем.

От погромов на юге пострадали тайваньские фабрики, которые, как казалось протестующим, принадлежали китайцам. Вьетнамские власти сообщали, что были сломаны ворота фабрик и разбиты окна. Полиция начала расследование. Власти Тайваня уже заявили, что окажут помощь пострадавшим соотечественникам, а представитель Вьетнама на острове дал понять, что тайванцы попали под горячую руку бунтовщиков по ошибке.

МИД Сингапура заявил, что помещения ряда иностранных компаний были взломаны и подожжены, пострадал промышленный парк (напомним, большинство жителей Сингапура – китайцы). Гонконгская компания Yue Yuen, которая шьет обувь для Adidas, Nike и других международных брендов, заявила, что приостановила производство во Вьетнаме.

Пресс-секретарь Белого дома Джей Карни напомнил, что президент Барак Обама во время своего недавнего азиатского турне подчеркивал необходимость мирного диалога по территориальным спорам в Южно-Китайском море.

В интервью газете ВЗГЛЯД эксперт Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин рассказал о том, не приведут ли нынешние антикитайские погромы во Вьетнаме к большой войне в Юго-Восточной Азии.

ВЗГЛЯД: Вьетнам считается авторитарным государством. Могли ли погромы там вспыхнуть стихийно? Какими последствиями могут обернуться эти беспорядки?

Василий Кашин (фото: с личной страницы vk.com)

Василий Кашин (фото: с личной страницы vk.com)

Василий Кашин: Вьетнамские власти изначально разрешили небольшие демонстрации, то есть дали слабину, чтобы напугать китайцев, но потом ситуация у них вышла из-под контроля...

Последствия же могут быть не очень приятные. Тот факт, что во Вьетнаме били китайских менеджеров, инженеров и прочий персонал, будет подогревать националистические чувства в Китае, создаст дополнительное давление на правительство и вынудит его вести себя по отношению к Вьетнаму более жестко.

Хотя между Китаем и Вьетнамом обострялись территориальные споры, параллельно шла и другая тенденция – постепенный перенос во Вьетнам китайских производств, прежде всего текстильной промышленности, что было подспорьем в экономическом развитии Вьетнама. В целом между странами создали довольно прочные экономические связи. Этот процесс теперь нарушается.

Во Вьетнаме ухудшится инвестиционный климат, но пока сложно оценить, насколько. Корейские и японские предприятия тоже приостановили свою работу, боятся. Больнее всего экономически это ударит по Вьетнаму. А политически это неприятно для обеих сторон.

ВЗГЛЯД: Насколько жестко теперь пойдет спор вокруг самой нефтеносной акватории?

В. К.: Китай уже практически претендует на всю акваторию Южно-Китайского моря. На волне такого роста националистических страстей обе стороны могут начать жестче себя вести, участятся столкновения, например, пограничных судов, взаимные задержания и так далее. В спор вовлечены все соседние страны, включая даже Индонезию и Малайзию. Наиболее серьезные споры у Китая с Вьетнамом и Филиппинами. При этом с последними китайцы обычно ведут себя жестче, потому что это менее влиятельная страна и связей у китайцев с ними меньше. С Вьетнамом политика была более сложная.

ВЗГЛЯД: Известно, что Вашингтон хотел бы создать по периметру Китая буферную зону из своих союзников, чтобы сдерживать его растущую мощь. Насколько правдоподобны версии о том, что это рука США подливает масла в огонь спора Ханоя и Пекина?

В.К.: Здесь нет как таковой руки США, все это происходит без американских заговоров. Но, видя рост противоречий между странами АСЕАН и Китаем, США пытаются учитывать это – созданием системы союзов и своего возвращения в Азию. Они солидаризируются со странами АСЕАН в вопросах, связанных с режимом судоходства в Южно-Китайском море, в этом плане критикуют Китай за излишнюю агрессивность.

«Вопрос стратегии и национальной гордости»

ВЗГЛЯД: Вашингтон ранее предостерегал Китай от повторения крымского сценария на Тайване. А есть что-то общее у островов в Южно-Китайском море и Крыма?

В.К.: Здесь даже отдаленно нет ничего общего. У нас споры с Украиной в большей степени из-за людей, чем из-за территорий, и они очень тесно связаны с давней историей, психологией и так далее. Острова в Южно-Китайском море никогда не были заселены, это были голые скалы. Сейчас их искусственно заселяют, строятся посты, китайцы построили на одном из островов город, чтобы закрепить за собой.

Но в последнее время важность клочков суши начинает расти из-за таких явлений, как энергоносители, транспортные потоки, новые виды оружия. Это вопрос стратегии и национальной гордости.

На шельфе там открыты месторождения нефти и газа. Также через Южно-Китайское море, Малаккский пролив идет основной поток китайского и японского импорта энергоносителей и вообще всех товаров внешней торговли, это места, контроль над которыми дает огромное значение.Кроме того, Китай строит мощный стратегический атомный подводный флот, уже построил базу для своих новых атомных ракетных подводных лодок на острове Хайнань. Китайцы не возражают против торгового судоходства, но пытаются максимально ограничить возможность для действий любых иностранных военных кораблей.

По всей видимости, Пекин рассматривает Южно-Китайское море как будущий защищенный район, где лодки смогут патрулировать с ракетами на борту, и, по некоторым предположениям, он стремится по советскому образцу создать там бастион – хорошо охраняемую акваторию, где субмарины могут чувствовать себя в безопасности. Поэтому китайцы пытаются запретить доступ сюда чужим военным кораблям.

Тем временем сразу по всему региону растет национализм. Недаром Восточную Азию сравнивают по настроениям с Европой накануне Первой мировой. Люди начали богатеть, у них появилось время подумать о своем месте в истории, о мировоззрении, появились идеи об исторической справедливости – и это тоже влияет на правительства. То, что в Европе не придет никому в голову: «Давайте мы что-нибудь просто захватим, потому что невозможно больше терпеть!» – у них это, можно сказать.

ВЗГЛЯД: Насколько нынешние США готовы вмешаться, если Китай открыто вступит в войну со своими соседями?

В.К.: С Филиппинами у них военный союз, США обязаны защищать их. По отношению к Вьетнаму у США нет таких обязательств, происходит их медленное движение в военно-политической сфере, но Вьетнам все-таки не является страной в орбите влияния США...

Периодически даже у самих стран – союзников США – Японии, Филиппин или Тайваня – звучат вслух сомнения, готовы ли США вмешаться, прийти им на помощь в случае нападения Китая. Если вспомнить историю, то так все большие войны и начинались. У кого-то возникали сомнения в решимости противоположной стороны, кто-то решал шарахнуть как следует – авось, она стерпит, однако противоположная сторона не стерпела... Такие цепи ошибок и приводят к катастрофам. В Восточной Азии набор всех этих условий есть.

..............