Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева «Ребятушки, милые, как к нам Россия относится?»

«Нетвойнисты» пытаются прежде всего себя самих убедить, что у них есть моральное превосходство. Ведь они за мир во всем мире. И им очень жалко людей, которые страдают от войны. Им жалко всех вокруг. Но правда в том, что им жалко только себя. И моральное превосходство они потеряли в тот самый момент, когда не заметили бабу Любу.

3 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Русские за рубежом тоже выбрали Россию

Люди, уехавшие из страны в последние годы, проходят трудную школу, в которой проясняется их отношение и к загранице, и к родной стране. Собственно, мы все проходим такую школу, но у них это прямо-таки интенсив.

3 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис На выборах президента ценится каждый голос

В силу феноменальной активности граждан, благодаря очередям на избирательные участки в самых разных уголках света, выбор России неоспорим – и для нас самих, и для остального мира. На таком фоне западные заклинания о непризнании их результатов выглядят просто жалким лепетом.

0 комментариев
9 декабря 2014, 12:06 • В мире

«Можно говорить об усилении «Левых» в бывшей ГДР»

Александр Кокеев: Можно говорить об усилении "Левых" на территориях бывшей ГДР

«Можно говорить об усилении «Левых» в бывшей ГДР»
@ Jan-Philipp Strobel/EPA/ТАСС

Tекст: Екатерина Нерозникова

«Популярны идеи «Германии для немцев», «работа для немцев» и т. п.» – так в интервью газете ВЗГЛЯД эксперт-германист Александр Кокеев прокомментировал рост влияния «неглавных» партий в Германии – что принесло представителю «Левых» пост премьер-министра Тюрингии. На волне недовольства политикой Берлина в стране растет популярность евроскептиков, критикующих политику ЕС, в том числе и за разрыв связей с Россией.

Премьер-министром немецкой федеральной земли Тюрингия (территория бывшей ГДР) стал представитель партии «Левые» Бодо Рамелов. Предыдущие 24 года, то есть на протяжении всего периода после воссоединения Германии, Тюрингией руководил Христианско-демократический союз (ХДС), который возглавляет действующий канцлер Ангела Меркель.

Многие коллеги считают, что популярность Меркель серьезно подрывается санкциями, и в дальнейшем это по ней сильно ударит

«Левые» считаются наследниками правившей в ГДР Социалистической единой партии Германии (СЕПГ). Заметим, что Рамелов родился в Западной Германии, опыта жизни в ГДР не имел, и, следовательно, в  «руководящей и направляющей» партии не состоял. Таким образом, отмечают наблюдатели, дело не в ностальгии Рамелова и его избирателей, а в осознанном политическом предпочтении.

«Это день позора для объединенной Германии», – заявил после оглашения результатов выборов в Тюрингии генсек партии-партнера ХДС – Христианско-социального союза (ХСС) – Андреас Шойер.

Эта новость стала поводом не только говорить о серьезном усилении позиции «Левых» на политическом поле, но и сделать более общие выводы. В последние десятилетия партийная система ФРГ отличалась завидной стабильностью: большинство делало выбор между правым центром (блок ХДС – ХСС и его союзники) и их вечными оппонентами – социал-демократами и «зелеными». Но трудности Евросоюза и внешние вызовы (не последний из них – ухудшение отношений с Россией) сделали свое дело: усиливаются позиции крайних партий как слева, так и справа.

Накануне стало известно, что депутаты от партии евроскептиков «Альтернатива для Германии» намерены начать консультации с представителями России. По информации СМИ, руководство партии уже побывало в российском посольстве в Германии, где провело встречу с советником-посланником РФ Олегом Красницким.

Интересным дополнением к этому списку стало письмо, которое направили канцлеру Ангеле Меркель 60 влиятельных персон Германии. Политики, экономисты, ученые и деятели культуры опубликовали его на сайте газеты Die Zeit. В письме говорится, что выталкивать Россию из Европы – это «антиисторично, неразумно и опасно для мира». Под посланием подписались бывшие президент и канцлер ФРГ Роман Херцог и Герхард Шредер, режиссер Вим Вендерс и астронавт Зигмунд Йен.

Усиление влияния антиамериканских партий, критикующих политику санкций, вкупе с открытым письмом к канцлеру создали почву для обсуждения крепости позиций ХДС Ангелы Меркель на фоне нестабильной ситуации в ЕС. О том, можно ли наблюдать тенденцию роста антиевропейских настроений в Германии, ВЗГЛЯД поговорил с ведущим научным сотрудником отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Александром Кокеевым.

Александр Кокеев (фото: из личного архива)

Александр Кокеев (фото: из личного архива)

ВЗГЛЯД: Александр Михайлович, руководство партии «Альтернатива для Германии» планирует консультации с российскими дипломатами. Насколько весома эта партия на политическом поле страны?

Александр Кокеев: Это совершенно новое для Германии явление. Германия, как известно, все время величается «локомотивом ЕС» и вместе с Францией давно выполняет эту роль. Это проевропейская страна с относительно малым критическим потенциалом. Но вот появилась эта партия – «Альтернатива для Германии». Появилась на волне кризиса, когда многим немцам надоела поддержка Греции, Испании и Италии, когда лозунги вернуться к марке стали популярны в бывших восточных областях, на территории бывшей ГДР.

Сначала к ней относились насмешливо, так как она не имела шансов и будущего. Но вот им чуть-чуть не хватило, чтобы преодолеть пятипроцентный барьер в бундестаг. А потом они успешно преодолели барьеры, необходимые для вхождения в Европарламент, и имеют там семь депутатов. А недавно они получили более 10 процентов голосов на земельных выборах в трех немецких землях. Правда, земли эти специфические: все они находятся на территории бывшей ГДР. А эти земли разнятся с бывшей ФРГ, то есть бывшими западными землями, по настроениям избирателей. Так или иначе, к «Альтернативе» стали присматриваться даже правящие партии большой коалиции, так как АдГ уже вызывает массу проблем из-за своей критической антиевропейской направленности.

Эту партию часто называли праворадикальной, даже пытались приравнять к неонацистам, хотя там много интеллектуалов, преподавателей. Один из тех, кто возглавляет партию, номинальный глава «Альтернатив» Бернд Луке – профессор Гамбургского университета.

Особой весомости у партии сейчас нет, но набор популярности есть. Интерес к партии есть как в самой Германии, так и за ее пределами. Но будущее у «Альтернативы» возможно лишь в определенных условиях. Все-таки намечается выход из кризиса. Греция сверстала нормальный бюджет, и уже нет тех мощных антиевропейских настроений, которые были два–три года назад, когда партия создалась.

ВЗГЛЯД: Если речь зашла о консультациях с российскими дипломатами, можно ли сказать, что у партии «Альтернативы для Германии» есть стремление к сотрудничеству с Россией?

А. К.: Факт консультаций нельзя ни опровергнуть, ни подтвердить. Я могу только сказать, что в конце ноября руководители «Альтернативы» ответили, что ни с какими партиями, политическими и дипломатическими силами из России они не контактируют и не собираются. Но вот в Der Spiegel появилась информация о том, что они были в российском посольстве, и представители партии этого не отрицают.

Что здесь интересно России? Может, то же, что и во французском «Национальном фронте», который, как известно, получил кредит от Российско-чешского банка. В плане санкций против России эти партии – и «Альтернатива для Германии», и «Национальный фронт» – критикуют правительство. Партии резко антиамериканские, антиевропейские, критикуют нажим США, давление на Германию. Они критикуют политику НАТО, чрезмерный, по их мнению, допуск эмигрантов на территорию ЕС, критикуют санкции.

ВЗГЛЯД: То есть можно сравнить «Альтернативы для Германии» с «Национальным фронтом»?

А. К.: «Национальный фронт» – партия гораздо более успешная, чем «Альтернатива для Германии». Она представлена в Национальном собрании Франции, она больше представлена в Европарламенте. Правда, ее попытки сколотить некий «правый фронт» и взять в союзники «Альтернативы для Германии» не увенчались успехом. На это немецкая партия не идет.

Партия «Национальный фронт» еще более националистическая, антиэмигрантская, антиевропейская, чем «Альтернатива для Германии». В Германии вообще все умереннее, даже радикалы.

ВЗГЛЯД: Премьер-министром федеральной земли Тюрингия в Германии стал представитель партии «Левые» Бодо Рамелов. Можно ли сейчас говорить об усилении позиций «Левых»?

А. К.: Да, это говорит об усилении «Левых» на территориях бывшей ГДР. Помимо роста популярности «Альтернативы для Германии», «Левые» давно занимают там прочные позиции. В каких-то масштабах эти позиции даже растут.

#{interviewpolit}В этой части Германии есть некая ностальгия по социалистическому прошлому. Там более популярны и националисты, и шовинисты, и антиэмигранты, и бывшие коммунисты. Идеи никому не помогать, «Германия для немцев», «работа для немцев» и прочее, и прочее... К сожалению, это популярно и в других государствах Варшавского договора.

Эти вещи очень живучи, особенно в кризисный период, а в Германии только намечается какой-то просвет.

ВЗГЛЯД: Есть ли тенденции к объединению этих партий, учитывая общие интересы?

А. К.: Пока что нет. Они довольно разные. Одни ближе к правым радикалам. Другие – это левосоциалистическая партия, наследники СЕПГ, приспособившиеся к нынешним условиям. Кстати, этот вопрос – об объединении – ставился и в той, и в другой партии, но везде получали резко отрицательный ответ. Дело в том, что каждая из партий, согласившись слиться с другой, потеряла бы очень существенную долю своих избирателей.

Несмотря на некие общности, они во многом не сходятся. Например, «Левые», при всей критике и антиамериканизме, не выступают против ЕС. Они критикуют лишь некоторые аспекты этой политики. Они не так жестко настроены против мигрантов, как «Альтернатива для Германии», поэтому не готовы принять эти лозунги. Хотя они близки в антиамериканизме и критике санкций.

ВЗГЛЯД: Что вы можете сказать о деятельности «Альтернативы для Германии» в Европарламенте?

А. К.: Они начали бодро, потому что быстро шел прирост их популярности. Но тут их стали осаживать. Мол, поздно что-то внесли, не знают правил... Есть и раздрай среди руководителей партии. Появилось сообщение, что нынешний руководитель Бернд Луке вообще хочет уйти. То есть пока вокруг нее больше популистского шума.

Недавно проводился анализ молодых партий, и особое внимание уделяли «Альтернативе для Германии». Многие сказали, что она и дальше будет получать популярность, а некоторые, в том числе и я, выразили мнение, что вероятен вариант «Партии пиратов». О ней говорили очень бурно и с интересом, но будущего у нее так и не оказалось.

ВЗГЛЯД: Каков сейчас рейтинг Меркель и ее партии – Христианско-демократического союза?

А. К.: Рейтинг Меркель очень высок. Она выиграла выборы с триумфом, как ни один предыдущий канцлер. Сейчас более 54 процентов немцев хотели бы ее на новый срок. Это о многом говорит, ведь мы знаем, что Америка и Европа не очень любят ставить кого-то на четвертые, пятые и так далее сроки. Они любят изменения. Причем популярна не только партия – дело в самом канцлере и в ее политике. Ее очень часто критиковали за политику в кризис – кто за чрезмерную поддержку, а кто, как греки и испанцы, за слишком маленькую поддержку. Критикуют за внешнюю политику, в частности относительно санкций, но тем не менее мы видим популярность.

Хотя многие коллеги считают, что популярность Меркель серьезно подрывается санкциями, и в дальнейшем это по ней сильно ударит. Возможно, и ударит, ведь интересы крупного бизнеса оказались больше всего затронуты именно в Германии. А с бизнесом ни один канцлер не может не считаться.

ВЗГЛЯД: Несколько дней назад было опубликовано открытое письмо к Ангеле Меркель от политиков и общественных деятелей по поводу губительной политики санкций.

А. К.: Да, письмо Меркель подписали 60 человек, крупные киноактеры, бывшие крупные политики, например Отто Шили от «зеленых», и даже бывший канцлер Шредер. Они говорят, что санкции ни к чему не приводят. Есть такие заявления, но в общем-то линия все равно достаточно последовательна.

Надо иметь в виду поддержку политики санкций такими странами ЕС, как Польша, Венгрия, Чехия, Эстония, Латвия, Литва. Да, можно сказать, что это не Франция, не Голландия и не Италия. Но страны в основном едины в этой политике.

..............