Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
18 декабря 2014, 08:17 • В мире

Обама пошел на историческое примирение с Кубой

Обама пошел на историческое примирение с Кубой
@ Reuters

Tекст: Станислав Борзяков

Более шестидесяти лет продолжалась жесточайшая блокада Острова свободы со стороны США, и вот теперь Барак Обама готов не только восстановить дипломатические отношения с Гаваной, но и снять торговое эмбарго с Кубы. Москва уже приветствовала данный шаг, в основе которого, вполне вероятно, лежат грядущие выборы – демократам нужны латиноамериканские голоса.

Старт сообщению, признанному мировыми СМИ сенсационным, дал 45-минутный телефонный разговор между Бараком Обамой и Раулем Кастро. Все бы ничего, но лидеры двух стран не проводили переговоры такого рода с момента кубинской революции 1959 года. Впрочем, ранее у Обамы и Кастро уже была «премьера» аналогичного рода: они встретились на похоронах Нельсона Манделы и пожали друг другу руки.

Блокаду Кубы регулярно требовали отменить Генассамблея ООН, Россия, Евросоюз, Канада, Ватикан, РПЦ, правозащитники, множество мировых знаменитостей и даже бывший президент США Джимми Картер

Уже после переговоров в рамках специального заявления Обама сообщил, что США запускают процесс нормализации отношений с Кубой. И это не общая фраза, конкретики много. Во-первых, Вашингтон и Гавана собираются восстановить дипломатические отношения и обменяться посольствами уже в самое ближайшее время. Анонсирован также визит высокопоставленных американских чиновников на Кубу (среди которых, не исключают в Белом доме, будет и сам Обама). Остров свободы – одна из шести стран мира, у которых нет дипотношений с США на уровне послов; остальные пять – это Северная Корея, Бутан (эта предельно закрытая страна не контактирует ни с США, ни с ЕС, ни с РФ), Сомали, Иран (с 1980 года) и Сирия (с 2014-го). Все контакты с Гаваной были разорваны еще в 1961 году, правда, в 1977-м страны все-таки обменялись дипломатическими представителями на уровне отделов интересов двух стран.

Во-вторых, Обама поручил Джону Керри пересмотреть отношение к Кубе как к государству, финансирующему терроризм, так как «государство, которое не признает террористических методов, не должно подпадать под такое определение». Впервые Гавану внесли в данный список в 1982-м. В 2010-м (то есть уже при Обаме) Вашингтон подтвердил свою позицию, назвав Иран, Кубу, Сирию и Судан странами, являющимися главными спонсорами международного терроризма. Претензии были не сняты и в 2012-м: согласно отчету Госдепа, Куба предоставляет убежище членам баскской группировки ЭТА и колумбийским революционерам из FARC. Правда, тогда же ведомство признавало, что «нет никаких признаков того, что кубинские власти предоставляли оружие или осуществляли военную подготовку террористических групп».

При этом Куба также считала США террористической страной, имея на то основания. Речь даже не об операции «Норвудс», по которой ЦРУ должна была организовать ряд терактов, свалить ответственность на кубинцев и получить предлог для вторжения на остров (данный план был отклонен президентом Кеннеди), но, к примеру, о взрыве кубинского DC-8 над Барбадосом. У ЦРУ была информация о подготовке теракта, при этом один из организаторов – кубинский эмигрант Луис Посада Каррилес – был агентом управления. США до сих пор отказывают Кубе в его экстрадиции. Террорист провел в американской тюрьме определенное время (задержан при пересечении границы), но в итоге был оправдан присяжными.

В-третьих, на родину вернулись трое последних находящихся в заключении членов «кубинской пятерки» – сотрудников спецслужб, приговоренных в США к пожизненному. «Пятерку» обвиняли в шпионаже и сговоре с целью убийства. По кубинской же версии, «пятерка» собирала в Штатах информацию о террористической угрозе со стороны американских спецслужб, направленной против Кубы, и в итоге сорвала планы американцев. Суд над кубинцами состоялся в 2001-м, после чего в мире развернулась нешуточная кампания в их поддержку (с участием, в том числе, нобелевских лауреатов). В Гаване члены «пятерки» объявлены национальными героями.

Со своей стороны Куба отпустила на все четыре стороны 65-летнего американца Алана Гросса, отсидевшего в тюрьме около пяти лет. Гросса приговорили к 15 годам тюрьмы за незаконный ввоз на Кубу телекоммуникационного оборудования. Тонкость в том, что Гросс являлся субподрядчиком Агентства международного развития (USAID), функционирующего в структуре Госдепартамента США. Не так давно выяснилось, что USAID реализовывало план по свержению режима братьев Кастро через создание специальной социальной сети – движущей силы «цветных революций». То есть Гросс мог иметь непосредственное отношение к этому проекту (на суде он, к слову, заявил, что в USAID его подставили). И тут стоит отметить, что еще две недели назад пресс-секретарь Белого дома Джош Эрнест в письменном заявлении отметил, что освобождение Гросса «способствовало бы установлению более конструктивных отношений между странами».

Наконец, в-четвертых. Как известно, против Гаваны действует жесткое торговое эмбарго. Оно было введено в 1960-м в ответ на полную национализацию американской собственности на Кубе (как частной, так и государственной; исключение было сделано для базы Гуантанамо, арендованной по столетнему договору). Начали с отказа от импорта кубинского сахара (важнейшая статья доходов острова), продолжили давлением на союзников, а спустя два года включили почти тотальную блокаду. Впрочем, на Кубу все равно продолжили поставлять продукты (до сих пор Штаты – второй по важности поставщик) и лекарства (первый по важности). Впоследствии блокада то облегчалась, то ужесточалась, к примеру, в 1989-м, 1992-м (на фоне жесткого экономического кризиса, что принес острову распад соцлагеря) и 2003 годах. В целом годы блокады обошлись Кубе в 975 млрд долларов (это оценка кубинского правительства с учетом инфляции, без учета инфляции – около 100 млрд). Данные меры регулярно осуждали с требованием немедленной отмены Генассамблея ООН, Россия, Евросоюз, Ватикан, РПЦ, множество мировых знаменитостей (ученые, писатели, правозащитники), а также союзная Штатам Канада и бывший президент Джимми Картер. В докладе международной правозащитной организации Amnesty International от 2008 года отмечалось, что эмбарго «крайне негативно сказывалось на реализации кубинцами своих экономических, социальных и культурных прав». Но всё впустую. Впрочем, Обама еще в начале своего первого срока несколько смягчил блокаду (параллельно подписав указ о её продлении), а также режим посещения острова американскими туристами, точнее, теми из них, у кого на Кубе живут родственники (запрет на посещение Кубы и траты там наличных средств для граждан США был введен в 1966-м, сейчас траты ограничены суммой в 180 долларов в день).

Из нынешнего же заявления Обамы следует, что в ближайшее время можно ждать роста американских инвестиций в Кубу, развития торговли между двумя странами, дальнейшего снятия ограничений на поездки для граждан и значительного повышения лимита по отправке денег с помощью различных транзакций (на сегодня американские родственники кубинцев переводят на остров примерно 1,5 млрд долларов в год). «Мы предпринимаем ряд шагов, чтобы значительно увеличить торговые и коммерческие потоки из Кубы и на Кубу», – заявил, в свою очередь, высокопоставленный представитель Белого дома в ходе телефонного брифинга. В министерстве финансов США также заверили, что в «ближайшие недели» ослабят санкционный режим в отношении Кубы. В совокупности это уже тянет на настоящую сенсацию.

Более того, по словам Обамы, он готов к «честной и серьезной дискуссии» с Конгрессом относительно полного снятия эмбарго. Данный вопрос президент действительно не может решить единолично (в отличие от установления дипотношений), а дискуссия предстоит тяжелая. Один из представителей Белого дома прямо выразил сомнения, что данный вопрос вообще можно решить в ближайшее время. «Мы понимаем, что в Конгрессе есть немало парламентариев, которые не согласны с президентом. Мы понимаем, что Конгресс, вероятно, не предпримет подобные шаги в ближайшем будущем. Президент будет делать то, что может», – приводит его слова РИА «Новости». Другой представитель администрации Белого дома – пресс-секретарь Джош Эрнест – также выразил надежду, что эмбарго будет снято еще до того, как Обама покинет президентский пост, но гарантировать что-либо в данном случае невозможно: решать Конгрессу, а Конгресс сейчас республиканский. Причем, по словам того же Эрнеста, существует вероятность, что новый хозяин Белого дома может отменить данное решение. Один из фаворитов республиканского лагеря, бывший губернатор Флориды Джеб Буш уже осудил «переговоры с репрессивным режимом». То есть пока рычаг давления на остров остается, и многолетняя игра далека от завершения.

Однако повис вопрос – зачем Обаме это нужно. Самая простая версия: под конец своего правления «президент неоправданных надежд» все-таки хочет отработать свою Нобелевскую премию мира, врученную ему фактически авансом. Все-таки на отмене эмбарго из гуманистических соображений настаивала большая часть мира – от ООН и союзников-европейцев до правозащитников и трех последних римских пап (действующий – Франциск, к слову, уже приветствовал решение Обамы, а Рауль Кастро озвучил понтифику благодарность за вклад в снятие блокады). Да и, в конце концов, на Кубе уже не тот режим, против которого прежде вводили санкции: Рауль, признав перегибы и недоработки Фиделя, пошел на значительные реформы, расширив права кубинцев (прежде всего экономические и гражданские, в том числе по части доступа к информации).

Второе объяснение лежит в геополитической плоскости. Обама сам признал, что тактика блокады не оправдала себя и не принесла заявленного результата – «установления на Кубе демократического режима». Режим Кастро пережил и попытку американского вторжения – операцию в Заливе свиней, и страшный кризис, вызванный крахом главного союзника и спонсора – СССР, и девятерых президентов США подряд (не исключено, что переживет и десятого). Меж тем еще в 2006 году при Госдепартаменте был создан комитет, в задачи которого входит разработка политики США в отношении Кубы в случае смерти Фиделя. Не исключено, что в итоге тактику решили пересмотреть, не дожидаясь эпохального события.

И, наконец, третья возможная причина – выборы. Они уже скоро, демократы растеряли былую популярность, и не факт, что «партии ослов» удастся удержать Белый дом за собой. Меж тем в современной электоральной картине США принципиальным фактором становятся предпочтения латиноамериканцев. Их больше с каждой кампанией, они активно получают гражданство, в их среде крайне высокая рождаемость. И с некоторых пор без их голосов президентские выборы попросту не выиграть. Это особенно важно с учетом особенностей американской политсистемы – голосования через выборщиков. Латиноамериканцы составляют значительную часть населения в двух крупных штатах – в Калифорнии и Флориде. В принципе, оба штата относят к «колеблющимся», но если нынешняя Калифорния скорее демократическая, то голосование во Флориде может преподнести любой сюрприз (именно этот штат, как известно, обеспечил победу Буша). Латиносы и впрямь охотно голосовали за Буша (их подкупили харизма, ролики на испанском языке и социальный консерватизм, понятный католикам), за Маккейна уже неохотно, а Ромни откровенно прокатили. В стане республиканцев уже давно обсуждают, как бы перетянуть часть испанских голосов на свою сторону. И у демократов нет уверенности, что «слоны» в этом не преуспеют.

По большому счету и амнистия для мигрантов, и разморозка отношений с Кубой – это довод для латиноамериканского избирателя. Да, раньше колоссальная кубинская диаспора Флориды состояла в основном из политических эмигрантов – жестких противников режима Кастро. Но теперь времена изменились, миграция идет в основном экономическая, и флоридские латиносы мало отличаются от остальных. С учетом же того, что родственники у многих до сих пор живут на Острове свободы, решение Обамы они оценят по достоинству. Правда, данный фактор можно отбросить, если республиканскую номинацию выиграет упомянутый выше Джеб Буш. Он-то вполне может себе позволить критику «нового кубинского курса». Просто ввиду того, что некогда небезуспешно руководил Флоридой и этот штат у него, считай, «в кармане», – американцы охотно голосуют за «земляков».

И последнее. Россия, неоднократно высказывавшаяся в пользу отмены эмбарго, заявление Обамы приветствовала. Как подчеркнул заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков, Москва «всегда выступала за нормализацию американо-кубинских отношений», ибо текущая политика «полностью себя изжила». «Если объявленные в Вашингтоне меры будут реализованы, это будет способствовать общему оздоровлению обстановки вокруг Кубы. Для нас это станет положительным моментом», – резюмировал дипломат.

..............