Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

0 комментариев
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

6 комментариев
20 сентября 2013, 17:23 • В мире

Хочет, но не может

Украина хочет уничтожать сирийское химоружие, но не умеет

Хочет, но не может
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Денис Нижегородцев

К решению сирийской проблемы неожиданно подключилась Украина. Президент этой страны Виктор Янукович предложил мировому сообществу выделить для уничтожения сирийского химического оружия своих специалистов и свою технику. Российские эксперты считают, что у украинцев таких возможностей нет. А заявление Януковича называют скорее политическим.

Президент Украины Виктор Янукович предложил отправить в Сирию для ликвидации химического оружия специалистов из своей страны.

На мой взгляд, заявление Януковича носит скорее политический характер, чем реальный деловой

«Предлагаем к участию украинских специалистов и технику для уничтожения химического оружия в Сирии. У нас есть этот опыт, есть передвижные установки, которые запатентованы в Украине и которые на практике доказали свою эффективность, и мы готовы их применять, чтобы уничтожить химическое оружие как можно скорее», – заявил Янукович, выступая на форуме в Ялте, передает РИА «Новости».

Между тем опрошенные газетой ВЗГЛЯД эксперты серьезно усомнились в опыте и квалификации украинских специалистов по химическому разоружению.

Так, руководитель группы по нетрадиционным угрозам безопасности ИМЭМО РАН Наталия Калинина отметила, что Украина хоть и является членом Конвенции по запрещению химического оружия, но на ее территории никогда не было ни запасов подобных боеприпасов, ни производств по их уничтожению.

«У них есть, конечно, научные центры, во всяком случае, были в свое время, где работали специалисты, которые чисто теоретически могут принимать в этом какое-то участие, – отметила эксперт. – И как член конвенции Украина имеет право предложить свои услуги, в том числе и материальные или консультационные. Но опыта по уничтожению химического оружия у Украины нет».

Что касается передвижных установок, о которых говорил Янукович, Калинина полагает, что они могут использоваться лишь очень ограниченно.

«Речь, вероятно, идет о так называемых мобильных комплексах КУАСИ (комплекс уничтожения аварийных специзделий – прим. ВЗГЛЯД), которые предназначены для уничтожения отдельных снарядов мелкого калибра, предположим, когда существует опасность взрыва. Они герметичны, и с их помощью действительно что-то мелкое можно уничтожить. Но, повторюсь, какой-то отработанной методики для уничтожения химического оружия у Украины нет. Я думаю, что заявление президента Украины в большей степени носит политический характер», – рассказала Наталия Калинина.

И из других стран СНГ, кроме России, по ее словам, также вряд ли кто-то сможет предложить Сирии услуги по уничтожению боеприпасов.

«У них также нет такого опыта. А если говорить о западных странах, то там, вероятно, вопрос будет решаться иначе – в рамках глобального партнерства «группы восьми» против нераспространения оружия массового поражения. В рамках этой программы государства в свое время делали заявления о намерении активно заниматься вопросом нераспространения. Там уже есть достаточно солидные суммы на эти цели. И по Сирии, я думаю, могут быть приняты решения именно такого коллективного характера. Либо о строительстве специальных объектов для уничтожения химического оружия на территории самой Сирии. Либо о перевозке его куда-то. Это могут быть, например, близлежащие страны. Возможный вариант – Ливия, где американцы уже построили объект по уничтожению химоружия – ливийского», – заключила эксперт.

Ранее в интервью газете ВЗГЛЯД Наталия Калинина также подробно рассказывала о другом варианте решения проблемы – уничтожении сирийского оружия на территории России.

Так же скептически об украинском предложении отозвался и ответственный редактор «Независимого военного обозрения» Виктор Литовкин.

«Я думаю, что, в принципе, на Украине могут быть какие-то специалисты по химоружию, поскольку в украинской армии существуют подразделения и части радиационной, химической и бактериологической защиты. Как, впрочем, и у нас. Но это не значит, что у Украины есть опыт по уничтожению химического оружия», – рассказал он газете ВЗГЛЯД.

Литовкин напомнил, что во времена Советского Союза химическое оружие СССР находилось на территории современной Российской Федерации. И Украина не строила у себя никаких предприятий или объектов по его утилизации.

«Конечно, с помощью западных стран при выделении определенного финансирования, при поставках определенного оборудования они могли бы что-то сделать. Но, на мой взгляд, заявление Януковича носит скорее политический характер, чем реальный деловой. Отмечу, что решение о том, кому можно доверить уничтожение сирийских арсеналов, еще должна принять международная Организация по запрещению химического оружия. Кроме того, и сама Сирия должна решить, кого она пустит на свою территорию. Я не уверен, что Украина может претендовать на эту работу», – подытожил Литовкин.

Мнение еще нескольких экспертов приводит РИА «Новости».

Так, по словам старшего научного сотрудника Института проблем международной безопасности РАН Алексея Фененко, украинское участие в урегулировании химической проблемы может быть выгодным даже не столько Киеву, сколько Москве.

«Я не исключаю, что здесь есть российское влияние, поскольку в Америке сейчас идет очень сильная волна критики, что это сугубо российская инициатива, цель которой – подорвать позиции США, отсрочить операцию, выставить их страну неспособной к силовому решению и заодно дискредитировать их в глазах союзников по НАТО. И России нужна хоть какая-то страна, которая вместе с ней присоединится к этой инициативе», – отметил эксперт.

А по словам директора Института стратегических оценок и эксперта Российского совета по международным делам Сергея Ознобищева, со стороны Украины в этом вопросе, возможно, имеет место финансовый расчет.

«Притягательным для Украины является то, что эта работа будет оплачиваться по серьезным международным ставкам, а украинским специалистам это особенно привлекательно, поскольку страна еще и близко не выходит из экономических передряг», – сказал он.

Однако опрошенные газетой ВЗГЛЯД эксперты дали понять, что Украине вряд ли позволят подзаработать на этом.

«Подзаработать – это не вредно. Но для того, чтобы это сделать, ты должен иметь опыт в такой работе. У Украины его нет», – отметил Виктор Литовкин.

«Думаю, вряд ли имеет место подобный расчет, – прокомментировала Наталия Калинина. – Если Украина сама хочет вложиться в эту программу, то пожалуйста. Но в то, что кто-то будет заниматься там практической деятельностью и использовать при этом специалистов с Украины, мне поверить сложно. Таких специалистов действительно много совсем в других странах: в России, в Соединенных Штатах, Нидерландах, Германии, Великобритании, Франции. Очень мощные специалисты есть во всех странах, где в свое время производилось химическое оружие».

А директор Центра анализа мировой торговли оружием, член Общественного совета при Минобороны Игорь Коротченко и вовсе назвал предложение Украины пиар-ходом.

«Возможно, там есть какие-то разработки, но надо понимать, что украинский потенциал несопоставим с российским, где осуществляется в промышленных объемах утилизация и деактивация советского химического наследства. Поэтому в практическом плане украинское предложение – не более чем пиар-ход», – сказал Коротченко РИА «Новости».

Отметим, что одновременно с Украиной к уничтожению сирийского химического оружия пожелали присоединиться еще две страны: Чехия и Финляндия. Все они предлагают помощь своих специалистов.

Добавим также, что в четверг источник в российском Генштабе сообщил, что на помощь в ликвидации химического оружия в Сирию, кроме экспертов ООН, могут быть направлены военные из США, ряда европейских стран и России, в частности военнослужащие войск радиационной, химической и биологической защиты и подразделение одной из бригад спецназначения.

О том, что Россия примет непосредственное участие в обеспечении безопасности проводимых в Сирии работ по вывозу и уничтожению химоружия, впервые рассказал глава МИДа Сергей Лавров, который вместе с госсекретарем США Джоном Керри 14 сентября завершил третий раунд переговоров по ситуации с химарсеналами в Сирии.

Политики тогда достигли ряда договоренностей, которые предусматривают уничтожение химоружия в Сирии к середине 2014 года.

..............