Россия сбивает дроны и ракеты врага с помощью ПВО. Но где те войска, которые собьют на подлете популистские заявления оппонентов? Выявлять каналы коммуникации, которыми пользуется враг, чтобы добраться до различных слоев общества, нужно постоянно.
11 комментариевДемократия со слоном
Эксперты сравнили законы об НКО в Индии и России
Мировой опыт показывает, что многие страны стали ограничивать зарубежное финансирование НКО политической направленности. Последней по такому пути пошла Индия. Эксперты видят в происходящем глобальный тренд. Более того, российский подход к НКО гораздо более мягкий, чем индийский. При этом характерны двойные стандарты Запада в отношении политической деятельности НКО.
В течение последних лет группы гражданских активистов постоянно противостояли воплощению в жизнь глобальных планов коалиционного правительства Индии по стимулированию экономического роста за счет создания огромных ядерно-энергетических парков, допуска иностранцев к добыче природных ресурсов и крупной распродажи государственных активов.
Когда мы имеем такие примеры, как в Индии, отношение Запада к нашему законодательству явно попахивает тем, что называется двойные стандарты
Последней каплей, переполнившей чашу терпения чиновников, стали массовые выступления против строительства АЭС вдоль береговой линии полуострова Индостан, таких как Jaitapur (Махараштра), Mithi Virdi (Гуджарат), и особенно против совместного российско-индийского проекта Kudankulam (Тамил Наду). Именно тогда премьер-министр страны Манмохан Сингх заявил, что протесты против российско-индийского ядерного проекта направляются из-за рубежа, прежде всего из США.
Следующим шагом властей стало ужесточение правил деятельности некоммерческих организаций (НКО). Появился запрет на иностранное финансирование для тех из них, кто выступает с критикой властей. В ответ на это представители НКО обвинили власти в нарушении их прав и посягательстве на демократические свободы.
Ограничения в основном затрагивают деятельность известной сети НКО Indian Social Action Forum (INSAF), объединяющей более 700 некоммерческих организаций по всей стране. Входящие в INSAF НКО отстаивают права коренного населения на добычу полезных ископаемых, выступают против атомной энергетики, генно-модифицированных продуктов, ведут правозащитную деятельность и противостоят распространению религиозного фундаментализма. Основные средства, на которые существуют организации сети, поступали из-за рубежа.
В начале мая приток финансовых средств в НКО в одночасье прекратился. Руководству INSAF было объявлено, что деятельность организаций – членов INSAF «вредит государственным интересам». 5 мая INSAF сообщила о том, что 30 апреля власти заморозили их счет, на котором находились 6 млн рупий, и для доступа к счетам необходимо запросить у МВД специальное разрешение. Анонимный источник в индийском правительстве объяснил принятое властями решение тем, что некоторые НКО расходуют зарубежные средства не на программы развития, как это предусматривает их устав, а на противодействие властям.
В соответствии с законом, НКО в Индии должна быть создана в религиозных или благотворительных целях, расходовать 85% своего дохода на объекты и проекты самой организации, использовать все средства на цели общественного развития. «Благотворительные цели» предполагают помощь бедным, разработку и реализацию образовательных программ, а также оказание медицинской помощи нуждающимся.
Главным спонсором индийских НКО, 90% которых живут на иностранную помощь, являются США. Следом идут Великобритания и Германия. Поступающие из США деньги проходят как по официальным каналам, так и через американские НКО. Так, за финансовый год, завершившийся в марте 2011 года, – последний период, по которому доступны статистические данные, – 22 тыс. организаций в Индии получили иностранную помощь на общую сумму более чем 2 млрд долларов, в том числе 650 млн из них поступили от американских НКО. В числе основных американских спонсоров – American Jewish World Service, Global Greengrants Fund, Compassion International, The Bill and Melinda Gates Foundation, American India Foundation, The Asia Foundation, East Meets West Foundation, IIT Bombay Heritage Fund и Indians for Collective Action.
Согласно внесенным поправкам в закон, регулирующий использование иностранных средств, НКО имеют право иметь несколько банковских счетов, однако лишь один из них – для иностранных средств. Другая статья обговаривает сроки подачи заявок на получение финансирования, они составляют 90 дней. Кроме этого, некоммерческие организации, занимающиеся политической деятельностью, не могут получать финансирование из-за рубежа. По словам властей, необходимость внесения поправок была обусловлена изменением ситуации «внутригосударственной безопасности», которое потребовало принять меры по законодательному регулированию потоков иностранных средств, направляемых в Индию зарубежными фондами.
Тревогу деятельность НКО вызывает и в арабских странах. Напомним, что ранее в июне суд Каира опубликовал разъяснения к вердикту по громкому делу об иностранных НКО. Иностранное финансирование суд охарактеризовал как новую форму «контроля, доминирования и «мягкого» империализма, осуществляемого странами-донорами с целью дестабилизации, ослабления и демонтажа стран-получателей». В то время как иностранное финансирование провозглашает своей целью поддержку прав человека и демократии, целью, лежащей в основе, является «подрыв египетской национальной безопасности и проектирование политической карты, служащей американским и израильским интересам».
Американские организации в Египте проводили политическую активность в нарушение суверенитета государства, а эта деятельность, напомнил суд, карается во всех странах, включая сами США.
Эксперты сходятся во мнении, что ограничение влияния прозападных НКО становится глобальным трендом. Политическая деятельность прозападных НКО, которая ведется в основном на деньги из США, осознается как серьезная проблема не только в России, но и во многих других государствах, прежде всего в странах БРИКС. Активность прозападных НКО, поддерживаемая финансированием из США, Германии, Великобритании, выступает инструментом непрямого воздействия на социально-экономическую политику тех стран, где они действуют. Поэтому более четкое и строгое регулирование политической деятельности НКО представляет собой своего рода акт самообороны таких стран, как Индия и Россия, от косвенной формы недружественного вмешательства в их внутренние дела.
- В правительстве одобрили ужесточение закона об НКО
- НКО "Голос" готов ликвидироваться, чтобы не исполнять закон
- Transparency International уличили в политической работе
- Руководителей НКО предложили обязать отчитываться о доходах
- Путин предложил помочь Кипру за счет российских НКО
- Путин огласил объемы финансирования НКО из-за рубежа
- Париж потребовал от Москвы объяснений по проверке НПО
- Жириновский обвинил USRF в антироссийской деятельности
«Демократия в России – это власть народа России, а не Америки»
Проректор РЭУ имени Плеханова, член Общественной палаты Сергей Марков пояснил, что условия глобализации делают НКО уязвимыми перед иностранным влиянием. Регуляция же деятельности НКО восстанавливает национальный суверенитет, и Россия выступает в этом процессе пионером. «Речь идет не об ограничении, а об упорядочивании деятельности НКО», – сказал Марков газете ВЗГЛЯД.
Причем Россия, в отличие от той же Индии, делает это в предельно мягкой форме, всего лишь настаивая на прозрачности, добавил он. Напомним, вступивший в России осенью в силу закон об НКО обязывает любую организацию, занимающуюся политической деятельностью и имеющую зарубежное финансирование, регистрироваться в Минюсте в качестве иностранного агента. В марте начались проверки НКО по исполнению ими нового закона. В прокуратуре отмечали, что 650 некоммерческих организаций, ведущих деятельность в России, получили из-за рубежа около 1 млрд долларов. До этого аналогичные цифры в интервью немецким СМИ приводил президент России Владимир Путин.
За время действия закона несколько НКО были признаны Минюстом иностранными агентами. Первой в этом списке стала ассоциация по защите прав избирателей «Голос».
По словам Маркова, в настоящее время ни у кого уже не вызывает сомнения, что НКО очень нужны общественно-политической системе, поскольку служат посредником между обществом и государством. Более того, на современном этапе НКО постепенно начинают играть роль политических партий: «В XX веке к власти приходили через политические партии, а в XXI веке будут приходить через общественные организации».
Задача государства в таких условиях, заметил Марков, облегчать для граждан возможность влиять на политику. Однако деятельность НКО пока отрегулирована хуже, чем деятельность партий, отметил эксперт. Это создает своеобразную «серую зону» законодательства, благодаря которой внешние силы могут лоббировать политические решения.
#{interviewpolit}«Возьмем для примера деятельность НКО в военной сфере в период реформы Сердюкова, – напомнил Марков. – Поскольку военная реформа затрагивает все общество, показалось целесообразным, чтобы гражданские организации были максимально подключены к этой теме».
Однако при ближайшем рассмотрении выяснилось, что 90% задействованных НКО оказались финансируемыми из-за рубежа. «И как же можно подключать к обсуждению военной реформы организации, которые финансируются, по сути дела, другими армиями?» – выразил изумление эксперт.
Сергей Марков подчеркнул, что регуляция деятельности НКО, таким образом, это вопрос не только сохранения национального суверенитета, но и демократии. «Демократия в России – это власть народа России, а не Америки. Американский народ может быть очень хорошим. Но его интересы могут вступать в острое противоречие с интересами народа России», – считает политолог.
«Используются втемную»
В свою очередь гендиректор Института внешнеполитических исследований и инициатив Вероника Крашенинникова убеждена, что «ограничение деятельности некоммерческих организаций, финансируемых из-за рубежа, становится мировым трендом». «Причем некоторые государства решают эти задачи достаточно радикальным способом: просто-напросто запрещают иностранное финансирование», – сказала Крашенинникова газете ВЗГЛЯД.
По ее словам, именно по такому пути пошли власти Индии. «Все началось с протестов по отстаиванию прав коренных народов и по различным экологическим темам. Это классическая схема деятельности финансируемых Западом НКО. И затем, как мы только что наблюдали в Турции, защита парка очень быстро превращается в требования смены власти. Индийское правительство решило не дожидаться, пока будут сформулированы такие требования», – считает эксперт.
Крашенинникова также указала на «глубочайшее лицемерие западных государственных кругов, которые используют некоммерческие организации как продолжение государственного аппарата». «Люди, движимые искренними намерениями и не разбирающиеся в тонкостях мировой политики, действительно используются втемную, в то время как сами они считают, что борются за свои цели», – полагает Крашенинникова.
Заместитель декана факультета прикладной политологии НИУ-ВШЭ, член президентского Совета по правам человека Леонид Поляков также указывает, что США, критикуя российский закон об НКО, прибегают к двойным стандартам. По его словам, «проблема деятельности некоммерческих организаций – это проблема не только российская, но и общемировая, во всяком случае, в рамках государств блока БРИКС».
«В частности, в Индии недавно были приняты довольно серьезные меры по запрету зарубежного финансирования НКО. Выяснилось, что некоммерческие организации в Индии, 22 тыс. где-то, получили на 2011 год 2 млрд долларов, финансирование в основном, конечно, из западных стран: от правительств, некоммерческих организаций США, Великобритании, Германии», – сказал он.
При этом Поляков отметил, что факт финансирования еще ни о чем не говорит. По его словам, важно то, как оно используется. «А используется, как выяснилось, в основном для того, чтобы оказывать влияние на политическую ситуацию в стране. То есть получают деньги организации на одно, а дальше начинается уже политическая деятельность, – сказал эксперт РСН. – В этом смысле наш недавний опыт введения законодательства по регистрации НКО, получающих финансовую помощь из-за рубежа и занимающихся политической деятельностью, в качестве выполняющих функции иностранных агентов – это, конечно, на фоне Индии просто радикально мягкий вариант».
По его словам, «претензии у нас в стране и за рубежом к нам предъявляются серьезные, а вот если посмотреть на индийский вариант, то это пример того, как правительства могут жестко действовать в этом отношении». «Когда мы имеем такие примеры, как в Индии, отношение Запада к нашему законодательству явно попахивает тем, что называется двойные стандарты. То есть к Индии не предъявляется никаких претензий, а вот поводу того, какое у нас законодательство принято, пытаются оказывать давление на тех, кто в нашей стране формирует законодательство», – считает Леонид Поляков.