Игорь Переверзев Игорь Переверзев Социализм заложен в человеческой природе, сопротивляться ему бесполезно

Максимальное раскрытие талантов и не невротизированное население – вот плюсы социализма. А что делать с афонями, как мотивировать этот тип людей, не прибегая к страху – отдельная и действительно большая проблема из области нейрофизиологии.

56 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Новая оппозиция Санду сформировалась в Москве

Прошедшее в Москве объединение молдавской оппозиции может означать, что либо уже готов ответ на возможное вторжение Кишинева в Приднестровье, либо есть понимание, что Санду не решится на силовое решение проблемы.

0 комментариев
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

42 комментария
27 мая 2013, 18:28 • В мире

«Протест непонятно про что»

Тамара Тоштендаль-Салычева: Детишки собираются в стаю

«Протест непонятно про что»
@ Reuters

Tекст: Екатерина Ермакова

«Детишки эти 12–20 лет собираются в стаю по 100 человек, полицейских – человек 10. Полицейские должны либо предпринимать какие-то меры, за которые их потом не поглядят по голове, либо ретироваться», – рассказала газете ВЗГЛЯД политолог Тамара Тоштендаль-Салычева. Она считает, что шведская полиция не хочет применять силу к хулиганам из страха перед либеральной прессой.

Впервые за неделю Стокгольм пережил спокойную ночь. По сообщениям полиции, молодежные группы на окраинах города сохраняли внешнее спокойствие. В воскресенье вечером сгорели лишь две машины в районе Тенст и пристройка детского сада в Сольне.

Шведы не рождаются порядочными людьми, такими их делает система. Не потому, что мама им говорит по 100 раз на дню, государство очень все регламентирует, там не надо думать

Напомним, ночные беспорядки вспыхнули в воскресенье, 19 мая, в бедных кварталах шведской столицы – в основном в северо-западном районе Хюсбю, где живут эмигранты. Полиция с тех пор арестовала 29 человек. Кроме этого, идет разбирательство еще с 23 лицами. Поводом для бунта стало убийство полицейскими при задержании психически больного 69-летнего мужчины, угрожавшего окружающим мачете.

По словам протестующих, «в ходе операции по задержанию и проведения акций протеста» местные жители стали свидетелями неоправданной жестокости со стороны стражей порядка, которые натравливали на людей собак и пускали в ход резиновые дубинки. Полиция отрицает, что получала жалобы на действия патрульных.

О причинах волнений и о том, как изменятся настроения в стране, газете ВЗГЛЯД рассказала директор Российско-шведского учебно-научного центра при РГГУ Тамара Тоштендаль-Салычева.

ВЗГЛЯД: Тамара Алексеевна, есть ли попытки каких-то политических сил – например, исламистов – использовать погромщиков в своих целях как своих потенциальных сторонников? Ведь бунтовали в основном выходцы из мусульманских стран...

Тамара Тоштендаль-Салычева: Таких случаев пока не зафиксировано. Мне кажется, что никакой политики пока не прослеживается. Это просто недовольство молодежи из пригородов, где концентрируются эмигранты – приезжает одна семья, другая к ней. Шведское правительство делает очень много, чтобы не было этого скопления, чтобы не было сегрегации. Политика направлена на то, чтобы расселить, дать рабочие места, препятствовать оседанию в одном месте, как Гарлем в Нью-Йорке.

ВЗГЛЯД: Являются ли эти беспорядки продолжением погромов в Лондоне в 2011 году и в Париже в 2005-м? Что это за тренд?

Т. Т-С.: Очень похоже. Взрыв такой бездумный, дурацкий. Но с этим справятся, во всяком случае, шведы. Только грустно, обидно, что они разрушают то, где сами живут.

Тамара Тоштендаль-Салычева (фото: rsuh.ru)

Тамара Тоштендаль-Салычева (фото: rsuh.ru)

Вообще, складывается такое впечатление, что это неспланированная и неполитическая акция. Это молодежь. Некоторые – просто 12-летние дети. Есть среди них и 20-летние. Эта волна накрывает – это же было и в Америке, и в Англии, во Франции, в Германии было. Для Швеции нетипично, мне кажется, что это детский молодежный протест непонятно про что.

Кризис 2008 года никому добра не принес. Конечно, у них очень толковый министр финансов, грамотная экономическая политика, непривязанность к евро, но все равно у них безработица для них большая, пусть и не такая, как в Испании. И безработица бьет прежде всего по молодежи. И если кто-то захочет это дальше направить, то ученые подведут под это научную базу, вспомнят про все это в научных статьях.

Я думаю, до Швеции докатилась волна молодежного хулиганства, которая была в Европе, и все это подпитывает ситуация кризиса, безработицы. Ведь когда днем поработаешь, ночью машины жечь уже не хочется.

ВЗГЛЯД: Насколько вырастет теперь популярность крайне правых сил, например партии «Новые демократы»?

Т. Т-С.: Что касается «Новых демократов», то это партия несерьезная, клоуны, они даже имели прямое отношение к шоу-бизнесу. В 90-е годы они прошли в парламент, но потом тут же пропали.

Но есть и пострашнее организации. Например, в 2010 году во время последних выборов (следующие будут в сентябре 2014-го) в риксдаг прошла правая националистическая партия «Демократы Швеции». В Швеции впервые – в Западной Европе уже у всех, даже в Дании. На словах они ведут себя очень корректно, но за всем этим прослеживается враждебность к эмиграции. Сейчас они наверняка будут потирать руки и говорить: «Что мы говорили!» Но пока этого не видно, еще ни одна партия не собирается сотрудничать с «Демократами Швеции». Они набрали больше 5% при барьере в 4%, а в этом году доходят, по опросам, до 10%.

В этой партии собрались молодые ребятки по 28–35 лет, образованные, палец в рот не клади, верхушка умная, безусловно. Если только член партии где-то проговорился и сказал лишнее антиэмигрантское слово, раскрылся, то они тут же из партии выгоняют, даже если это член риксдага. На словах у них просто не придерешься: мы радеем за свою страну, мы хотим, чтобы шведы чувствовали любовь к родине и так далее.

Но за всем за этим прослеживается, что реально имеется в виду: сократить эмиграцию, поставить квоту. Поскольку они ведут себя очень корректно, они этим и опасны.

Естественно, приехало очень много людей, правительство открывает границы. Есть члены, входящие в правящий альянс, состоящий из четырех буржуазных партий, среди них есть те, кто требует открыть границы еще больше. Эта дискуссия идет.

С «Демократами» никто не хочет работать, даже в дебатах участвовать. Предпочитают их не замечать. В Швеции очень развито местное самоуправление, часть налогов взимается государством, а большая часть – на местном уровне. Когда на местном уровне выборы, то, бывает, там проходят не те партии, что в риксдаге, а совсем другие. И везде партии левого блока – социал-демократы, бывшие коммунисты, левые, партия защиты окружающей среды – солидарны, чтобы не пропустить «Демократов». Шведы в большинстве своем проявляют колоссальную политическую сознательность.

ВЗГЛЯД: Поначалу полиция вела себя довольно беспомощно и лишь под конец прошлой недели приступила к массовым арестам. Поддерживает ли большинство коренных шведов крутые меры против хулиганов?

Т. Т-С.: Мы же не опрашивали их. Но в Швеции надо быть таким близким другом человеку, дружить лет 30, чтобы он тебе хотя бы намекнул, что ему не нравится засилье мусульман. Власти воспитывают такой самоконтроль, что не дай Бог. И очень правильно делают. Люди ведь все равно едут. Так лучше, чтобы не морды били, а как-то приучались к правилам совместного проживания.

Шведы не рождаются порядочными людьми, такими их делает система. Не потому что мама им говорит по 100 раз на дню, а потому что у них государство очень все регламентирует, там не надо думать. Не сдал вовремя книжку – тебе больше не дадут книжку и возьмут штраф. Если ты работаешь в разных местах и не помнишь, сколько налогов платить, тебе выгоднее записать себе больше налогов. Потому что когда придут в одно место сведения от всех работодателей, увидят, что ты себя оговорил, они тебе эти деньги вернут. А вот если ты не рассказал, то тебя накажут кроной.

Потому что шведы всегда себя корректно ведут, когда обвиняют. Их спрашивают: это были эмигранты? Они отвечают: нет, там были шведы. Стараются этот вопрос сгладить. Надо же жить рядом, что хорошего в разжигании. В Швеции очень строго относятся к полицейским. Не дай Бог, шведский полицейский вас стукнет – потом журналисты это раскрутят, обострят, придадут этому свое толкование. Не представляю, что должно случиться, чтобы полицейские там предприняли серьезные меры. Детишки эти 12–20 лет собираются в стаю по 100 человек, полицейских – 10 человек. Полицейские вынуждены либо предпринимать какие-то меры, за которые их потом не поглядят по голове, либо ретироваться.

ВЗГЛЯД: Правда ли, что для шведской прессы была табу тема «темных сторон» миграции, например жизнь в гетто, в лагерях беженцев?

Т. Т-С.: В Швеции нет таких лагерей. Про лагеря в других странах – пожалуйста, пиши, сколько угодно. А в Швеции их нет. А тема освещалась довольно широко: те же несчастные цыгане... Все это пишут. Все там можно прочесть.

Да, в Швеции все пишут. Но у них страх в спинном мозге. У них все прозрачно. Там нельзя укрыться. Что можно раскопать, там все раскопают – министр ты, не министр. У них есть закон Бог знает какой давности, по которому любой человек может посмотреть все документы вплоть до e-mail (кроме секретных документов).

ВЗГЛЯД: По совпадению в эти же дни в российском правительстве начали обсуждать программу укрепления единства российской нации. В России эмигрантов тоже много, и тоже с юга, но они все работают, причем в очень трудных условиях и за небольшие деньги. Почему в Швеции мигрантам не удается найти работу – это они сами обленились в большинстве своем, или их дискриминируют?

Т. Т-С.: Почему не могут найти? Они работают, да и им помогают найти работу. В Швеции вот какая история. Если ты приехал и нанялся на работу, то не дай Бог, тебе заплатят меньше. Шведы платят всем без разбору, как положено по разряду, неважно, какой ты национальности.

Был такой эпизод несколько лет назад, когда литовцы подрядились что-то там сделать подешевле. О, такой скандал был! Там же профсоюзы, подрыв. Там очень сильные профсоюзы, и они влияют на политиков. Там есть тонкие рычаги. У них деньги есть, у профсоюзов. И они это никогда не позволят. Никто у них за те копейки, что у нас, не согласится. Это даже представить себе невозможно. Если кто-то попытается, то его тут же накажут. Но цифр я сказать не могу. У меня есть только ощущение.

Комментарии экспертов

Алексей Пушков, Сенатор, политолог, кандидат исторических наук, профессор и преподаватель МГИМО
Алексей Пушков, Сенатор, политолог, кандидат исторических наук, профессор и преподаватель МГИМО
Я считаю, что погромы в Швеции стали логическим продолжением похожих событий в Париже в 2005 году и Лондоне в 2011 году, потому что европейские страны не могут бесконечно абсорбировать значительные потоки мигрантов, которые приезжают с другой культурой, представлениями, степенью толерантности, чем во французском или шведском обществе.<br>Основная масса иммигрантов приезжает в Швецию из Сомали, Пакистана, Ирака, Афганистана. То есть регионы весьма беспокойные. И люди, конечно, тяжело интегрируются. Шведские чиновники находятся в ловушке, навязанной им либеральной идеологией, которая предписывает фактически снятие всяких ограничений на миграционные потоки в угоду неким принципам толерантности, гуманизма и прав человека.<br>Это довольно странно сочетается в тех же самых западных странах, которые позволяют приезжать к себе представителям других наций, других культур, которые проявляют агрессию при захвате Ирака и т. д. Там почему-то принципы гуманности, демократичности не действуют. Захватывают целые государства, бомбят жилые кварталы, наносят удары дронами без разбору.<br>В западноевропейских странах растут крайне правые настроения. В Норвегии, конечно, не желают замечать, что именно иммиграционная политика привела к появлению такого феномена, как Брейвик. Гораздо проще сослаться на то, что это отдельный человеконенавистник и фашист, чем попытаться увидеть, что у этого явления есть корни. И в Швеции сейчас набирают силы крайне правые партии. И такие партии сформировались в последние годы и в Дании, и в Австрии, и в Финляндии, и в ряде других государств.<br>Рост крайне правых националистических шовинистических вещей я считаю реакцией на безбрежный либерализм, разбалансированность общества. В силу этой либеральной идеологии общество становится несбалансированным. Появляются огромные «этнические карманы», состоящие из представителей других наций, появляются большие группы людей, не интегрированных в местную культуру, местную систему взглядов, не принимающие местных обычаев, живущие в своих замкнутых мирах.<br>В Париже были сняты художественные фильмы (например, «Banlieue 13», 2004), антиутопии, в которых полицейские с трудом проникают в закрытый район столицы, потому что там постоянное насилие, война между полицией и жителями районов, состоящих из эмигрантов. И это недалеко от истины, потому что действительно есть районы Парижа, где представителям среднего класса лучше не появляться... Поэтому мне кажется, что это будет продолжаться. И это будет сопровождаться утратой социального равновесия, ростом шовинистических настроений. В Германии вышла книга «Самоуничтожение Германии», которую называют самым популярным изданием последних. Эта явно расистская книга побила рекорды по продажам.<br>Мне кажется, что это очень нездоровая ситуация, на которую Европа обрекает сама себя. Думаю, что это расплата за политкорректность и псевдолиберализм. За идеологии, которые искажают европейские приоритеты и ведут к разбалансировке европейских обществ. // ВЗГЛЯД.РУ
..............