Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

3 комментария
Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

3 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

6 комментариев
19 ноября 2013, 22:15 • В мире

«Организации, воюющие по доверенности»

Александр Игнатенко: Саудиты действуют руками "Аль-Каиды"

«Организации, воюющие по доверенности»
@ Reuters

Tекст: Михаил Мошкин,
Арсен Хизриев

«Сирию можно рассматривать как площадку, на которой воюют два региональных центра силы: Иран и Саудовская Аравия», – заявил газете ВЗГЛЯД политолог Александр Игнатенко. Он полагает, что теракт в Бейруте против иранского посольства, унесший жизни более 20 человек, – это «экспорт» войны из Сирии на соседние страны, за ним может стоять Саудовская Аравия.

Объектом террористической атаки стало посольство Ирана в Бейруте. Во вторник, 19 ноября, рядом с дипмиссией (расположенной на юге ливанской столицы, там же, где находится комплекс зданий, принадлежащих проиранской группировке «Хезболла») прогремели два взрыва.#{image=760010}Как передает поддерживаемый движением «Хезболла» телеканал «Аль-Манар», один из террористов-смертников подъехал к посольству на мотоцикле и привел в действие взрывное устройство. Другой преступник попытался подогнать к стене дипмиссии заминированный автомобиль, но был застрелен охранником.

Израильская Jerusalem Post сообщает, что одной из целей нападавших была соседняя с посольством штаб-квартира «Хезболлы». По последним данным, погибли 23 человека, в том числе атташе по культуре посольства Ирана Эбрахим Ансари, еще 146 человек получили ранения.

По данным агентства «Франс Пресс», ответственность за двойной взрыв взяла на себя «не очень известная суннитская группировка «Бригады Абдуллы Аззама» – ливанская террористическая группа, связанная с «Аль-Каидой*». Действительно, «почерк» исполнителей теракта характерен для боевиков международной исламистской сети, созданной покойным Усамой бен Ладеном. Французское агентство отмечает, что «Бригады» были основаны в 2009 году – тогда эту организацию называли виновником обстрелов северных территорий Израиля. Однако это название появлялось в сводках и ранее: в 2005 году «Бригады шахида Абдуллы Аззама» брали на себя ответственность за теракты в Иордании и Египте, в том числе на популярном курорте Шарм-эш-Шейх.

Власти Сирии, комментируя теракт в соседней стране, возлагают вину одновременно на Саудовскую Аравию и Израиль. От взрыва «сильно попахивает саудовскими нефтедолларами», заявил министр информации в правительстве Башара Асада Омран аз-Зоуби. По его словам, «все, что происходит сейчас в Сирии, Ираке и Ливане, тесно связано между собой, против народов этих стран развернута террористическая война, она ведется из одного центра».

Сам пострадавший Иран тоже взял «израильский след». Об этом заявили и иранский посол в Ливане Газанфар Рокнабади, и официальный представитель МИД исламской республики Марзие Афхам. Эти комментарии сопровождаются заявлениями о том, что атомные разработки Ирана (прекращения которых требует Израиль) «не остановлены и не замедлены». Напомним, что 20 ноября должна стартовать «Женева-2» – раунд переговоров между Ираном и «шестеркой» – группой стран-посредников – о заморозке ядерной программы Тегерана взамен на снятие санкций против исламской республики.

Президент Института религии и политики Александр Игнатенко поделился с газетой ВЗГЛЯД своим мнением о том, кто может стоять за нападением на иранских дипломатов.

Александр Игнатенко (Фото: РИА

Александр Игнатенко (Фото: РИА "Новости")

ВЗГЛЯД: Александр Александрович, пока преобладает версия, что взрыв устроили сирийские повстанцы, близкие к «Аль-Каиде». Однако в таком случае почему они совершили это именно сейчас и выбрали именно такую цель?

Александр Игнатенко: Очень вероятно, что этот теракт действительно совершила какая-то группировка, связанная с «Аль-Каидой». «Бригады шахида Абдуллы Аззама», взявшие на себя ответственность за эту «акцию», – название, которое всплывало неоднократно за последние 15–20 лет. Подчеркну, я говорю о названии, а не о конкретной группировке. Создается впечатление, что этот «бренд» используется разово, для каких-то отдельных акций: из членов «Аль-Каиды» формируется группа, которая в данном случае называет себя таким образом. Но может называться и иначе.

Абдулла Аззам, в честь которого названы «Бригады», был учителем и старшим товарищем Усамы бен Ладена. «Аль-Каида» генетически связана с этим человеком. Аззам, палестинский суннитский богослов, был первым идеологом арабских моджахедов, которые воевали в Афганистане против советских войск и просоветского правительства. В числе этих участников «афганского джихада» были и бен Ладен, и его сподвижники по будущей «Аль-Каиде». Аззама называют шахидом: его и двух его сыновей взорвали.

Имя этого «мученика» и фигурирует в названии террористической группы – повторю, речь, на мой взгляд, идет именно о названии. За обстрелами израильской территории, которые приписывают «Бригадам Аззама», и нападением на иранское посольство в Бейруте могут стоять абсолютно разные люди.

ВЗГЛЯД: Если это дело рук «Аль-Каиды», какую цель могут преследовать террористы, нападая на посольство Ирана? Кстати, рядом расположен штаб движения «Хезболла». Может, это он тоже был мишенью?

А. И.: Вообще-то, «Аль-Каида» – это организация, которая не возникла спонтанно, она не росла «снизу» – так, как растет трава или деревья. Это группировка, которую в течение нескольких десятилетий создавала, вооружала и пестовала Саудовская Аравия. Саудиты, на мой взгляд, могут использовать эту структуру для решения различных внешнеполитических вопросов в разных странах мира – начиная с Афганистана в 1980-х и заканчивая нынешними событиями в Ливане.

Интересы саудитов и Ирана схлестнулись в Сирии. В Сирии имеет место не только и не столько конфликт между режимом Башара Асада и оппозицией, в том числе вооруженной. Сирию можно рассматривать как площадку, на которой воюют два государства, представляющие собой два региональных центра силы: Иран и Саудовская Аравия. Инструментами в этом противоборстве являются, так сказать, «организации, воюющие по доверенности»: «Аль-Каида» с одной стороны и «Хезболла» с другой.

В настоящее время «Аль-Каида» в Сирии представлена в основном такими крупными группировками, как «Джабхат ан-Нусра» (также известная как «Фронт ан-Нусра» или «Фронт поддержки населения Сирии») и «Исламское государство* Ирака и Леванта». Эти два названия прикрывают, по сути, «Аль-Каиду».

Что же касается Ирана, то он, во-первых, представлен в сирийской войне Корпусом стражей исламской революции. Хочу специально подчеркнуть, что в последнее время официальные лица Ирана об этом говорят сами. Проиранская шиитская «Хезболла» тоже заявляет, что участвует в войне на стороне Башара Асада. Но, точнее, «Хезболла» воюет на стороне Ирана и Башара Асада как союзника Ирана.

Соответственно, Саудовская Аравия и в какой-то степени Катар (ставший менее активным в последнее время) наносят удары по Ирану, по иранским интересам, по иранской агентуре – потому, на мой взгляд, и совершаются теракты, подобные тому, что был совершен в Бейруте.

ВЗГЛЯД: Вы допускаете, что какая-то страна – оппонент Ирана могла дать «руководящие указания» исполнителям теракта?

А. И.: Это особая тема, как могут даваться такие указания. Может присутствовать несколько промежуточных звеньев. Возможно, что те люди, которые совершали теракт, и не знали, в чью пользу он совершается.

ВЗГЛЯД: Сирия сразу обвинила в том, что произошло в столице соседнего Ливана, не только Саудовскую Аравию, но и Израиль. Посол Ирана в Ливане и пресс-секретарь иранского МИДа заявляют исключительно о причастности «сионистов» к произошедшему – и увязывают произошедшее с переговорами о судьбе иранской ядерной программы (которые подразумевают компромисс между Тегераном и «шестеркой» международных посредников, против чего выступает Израиль). Есть ли аргументы в пользу «израильского следа»?

А. И.: Это такая иранская привычка. По их словам, все антииранские теракты совершаются сионистами, Израилем, а антиизраильские и антиеврейские теракты (такие, например, как взрыв в Аргентинском еврейском центре в Буэнос-Айресе в 1994 году) совершаются самими израильтянами. Обвинения в адрес Израиля с иранской стороны – это, можно сказать, устоявшаяся фигура речи.

Что же касается сирийцев, то они лучше знают, кто совершает эти теракты (и кто из иностранцев, кстати сказать, воюет на территории Сирии). Но Дамаск, стремясь отмобилизовать арабскую солидарность (и не только), педалирует тему Израиля. На мой взгляд, говоря так, они в некоторой степени надеются на определенные силы в разных странах мира, в том же Иране, которые должны вызвать солидарность с Сирией. Сирийцы, в частности, говорят о том, что кризис и война в их стране инициированы Израилем.

Хотя любой здравомыслящий эксперт скажет вам, что не в интересах Израиля было разрушать тот почти сложившийся консенсус, который существовал между режимом Башара Асада и Израилем. Эскалация ближневосточного конфликта не в интересах Израиля, а сейчас неизвестно, что будет с Сирией.

ВЗГЛЯД: Тем не менее израильскую версию уже раскручивают. Может ли теракт в Бейруте быть провокацией, направленной на срыв переговоров «атомной шестерки» и Ирана?

А. И.: Вообще говоря, да. Замечу, что, в принципе, любой теракт является провокацией. Простейший пример: в Ираке убивают шиитов, в этом обвиняют суннитов, взрывают суннитскую мечеть – обвинение предъявляют шиитам. Хотя на самом деле и в первом, и во втором случае могут действовать какие-то другие силы.

Люди, которые говорят о том, что это дело рук Израиля, вероятно, используют сложившуюся ситуацию, чтобы извлечь из нее некий политический профит. На будущей неделе должен начаться очередной раунд переговоров в Женеве с участием представителей иранского президента Хасана Роухани и стран «шестерки». Израиль вместе с Саудовской Аравией резко выступают против снятия санкций с Ирана. В этой ситуации те же иранцы, думаю, были бы не прочь навесить собак на Израиль и получить от этого определенную выгоду.

ВЗГЛЯД: На что вообще готов Израиль в оставшиеся дни, чтобы сорвать соглашение «шестерки» с Тегераном? Например, израильский премьер Биньямин Нетаньяху и президент Франции Франсуа Олланд достигли полного взаимопонимания по этому вопросу...

А. И.: У Олланда, который заявил о том, что Франция сохранит антииранские санкции, «пока нет уверенности в отказе Тегерана от ядерного оружия», могут быть и иные причины для того, чтобы занять такую позицию, а не только давление Израиля. Не стоит уподобляться иранцам, которые во всем винят Израиль. Ближневосточная политика предполагает сложные комбинации.

Одна из таких комбинаций – то, о чем пару дней назад сообщала Sunday Times. Британское издание, напомню, заявило о том, что существует договоренность между Израилем и Саудовской Аравией о нанесении ударов по Ирану. Саудовцы это жестко и однозначно опровергают. Но по всему можно судить (и я так считаю), что подобного рода договоренность есть – и есть уже давно. Но, повторю, на Ближнем Востоке не бывает простых игр.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

..............