Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

13 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

9 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
7 июля 2018, 09:40 • Спорт

Что пишет о грядущем матче с Россией хорватская пресса

Что пишет о грядущем матче с Россией хорватская пресса
@ Igor Kralj/PIXSELL/PA Images/ТАСС

Tекст: Евгений Крутиков

В субботу российская сборная впервые в своей истории поборется за выход в полуфинал чемпионата мира. Противник нам достался специфический – Хорватия. Учитывая кровавую историю Балкан, агрессивность хорватских «ультрас» и особые отношения между Москвой и Белградом, от этого матча некоторые ждут не столько футбола, сколько политических провокаций.

Тем не менее, в преддверии четвертьфинального матча общая тональность балканской прессы и балканского общественного мнения демонстрирует удивительное спокойствие, доброжелательность и конструктив.

Для Хорватии грядущая встреча на стадионе в Сочи – это тема номер один, однако каких-либо антирусских выступлений или политических аллюзий не допускает практически никто. Даже репортажи на редкость спокойны и толерантны.

При этом основными собеседниками хорватских спортивных журналистов в Нижнем Новгороде и Сочи стали традиционные для этого жанра люди – обслуживающий персонал отелей, таксисты и, в случае с черноморским побережьем, случайные курортники, что, конечно, нельзя назвать репрезентативной выборкой. Кто-то даже взял блиц-интервью у техника, чинившего в гостиничном номере телевизор, и пошутил, что «в прежние времена мы могли посчитать, что это сотрудник КГБ, который ставит нам «жучки», но он оказался прекрасным парнем».

Хорватские журналисты отмечают, что «русский народ очень патриотичен», а потому склонен «преувеличивать возможности своей сборной», но в целом оценка организации мундиаля с их стороны максимально положительная. Хорваты убеждены в своей победе и к «добродушному русскому патриотизму» относятся с искренним удивлением – они ничего подобного не ждали. Их изначальные знания о России недалеко ушли от традиционного «медвежье-матрешечного» набора – и теперь они разочаровываются «в хорошем смысле».

Другое дело – отношение хорватской прессы к собственному правительству. В Хорватии сейчас предвыборный период, так что особое внимание уделяется поведению «президентши» (predsjednice) Колинды Грабар-Китарович и графику ее перемещений. После выхода в четвертьфинал «президентша» посетила расположение сборной в Нижнем Новгороде, где обнималась и фотографировалась с игроками и в итоге, что называется, «нарвалась». Политические обозреватели и колумнисты влиятельных изданий критикуют ее за то, что устроила из победы по пенальти собственную фотосессию, в ходе которой «игроки «шахматных» (в Хорватии сборную называют vatreni – «огненные») отошли на второй план». При этом «интимные обнимашки» и селфи с харизматичным, высоким и красивым защитником «Ливерпуля» Деяном Ловреном подверглись особенному осмеянию, тем более что 29-летний босниец Ловрен счастливо женат.

Особо нервирует хорватскую прессу якобы «спонтанность» визита президентши в сборную, который снимали сразу с трех мобильных телефонов.

Никто особо не скрывает, что Грабар-Китарович использует грядущий футбольный матч как возможность дополнительно переговорить с премьер-министром России Дмитрием Медведевым по «делу «Агрокора» – второй по популярности в Хорватии темы после футбола. «Агрокор» – гигантский хорватский ретейлер, несколько сотен магазинов которого по всем Балканам находятся на грани банкротства. Крупнейший его кредитор – «Сбербанк», с которым хорватские власти уже полтора года ведут тяжелые переговоры о реструктуризации. Проблема «Агрокора» давно вышла за пределы Хорватии, поскольку этот монстр в свое время охватил все балканские страны – и надорвался. Реструктуризация долгов холдинга – тот самый случай, когда Грабар-Китарович постарается задействовать «футбольную дипломатию» на пике предвыборной кампании.

Если же Хорватия выйдет в полуфинал (мы в России такую перспективу не рассматриваем, но в Загребе на это очень надеются), то «Бански двор» (правительство Хорватии) окажется в цейтноте. Полуфинальный матч с потенциальным участием Хорватии назначен на день брюссельского саммита НАТО, на котором Грабар-Китарович обязана быть, у нее даже заявлена отдельная встреча с Дональдом Трампом. А вот премьер-министр Хорватии Андрей Пленкович – прямой конкурент Грабар-Китарович на президентских выборах – присутствовать в Брюсселе не обязан, и его появление на полуфинальном матче прибавит ему очков, независимо от результата игры сборной.

У Сербии таких проблем нет, как нет и особого выбора, за кого болеть в матче Россия – Хорватия. Впрочем, есть там и устойчивая группа, которая будет поддерживать именно Хорватию, причем не по политическим соображениям или из неведомой в тех местах русофобии, а по привычке «старой Югославии». Это известный феномен, когда в крупных республиках бывшей СФРЮ предпочитают поддерживать «соседей», несмотря на все войны 1990-х годов и исторические противоречия. Старшее поколение и даже молодежь воспринимают Югославию как «покинутый рай», протянувшийся от Австрии до Греции, что определяет взаимную поддержку в спортивных или музыкальных мероприятиях типа «Евровидения», если нет прямой конкуренции.

Однако большинство сербов все-таки поддерживает российскую сборную, а после вылета их собственной с турнира пресса уделяет особое внимание не столько футбольным, сколько околофутбольным моментам. Так, чрезвычайно весело воспринимается отстранение от дальнейшего судейства с негативной оценкой немецкого арбитра польского происхождения Феликса Брыха. Именно он судил скандальный матч Сербия – Швейцария и не обратил внимание на провоцирующее поведение швейцарских футболистов албанского происхождения. После вылета еще и Швейцарии градус юмора стал вообще запредельным. Особым шиком стали гифки с разбегающимися из курятника петухами, на лапы которых надевают мини-бутсы со швейцарскими и албанскими флагами. Их сопровождают слоганами типа «орлы летят домой».

Столь же по-балкански весело воспринимается провозглашение в Хорватии национальным героем вратаря сборной Даниэля Субашича. Судьба Субашича – типичный и очень яркий пример трагического разделения семей по этническому принципу в результате югославских войн. Его отец – православный серб, а мать – хорватка-католичка. На этом основании в Сербии считают хорватского вратаря «своим» и «сербом».

Субашичу с детства пришлось несладко. Во время войны его родной Задар был наполовину разрушен. Семья другого игрока хорватской сборной – Луки Модрича, что также родом из Задара, вообще бежала из города на безопасный север страны. Но Субашичи оставались в Задаре, несмотря на то, что находились в группе риска из-за национальности и вероисповедания главы семьи.

Позже Субашич долго не мог жениться на своей теперешней жене Антонии – хорватке и католичке, поскольку ее семья такого зятя не принимала. Тесть Субашича – усташ – отказывался пускать его в дом, считая зятя сербом. В результате будущему вратарю хорватской сборной даже пришлось делать специальное заявление для СМИ, в котором он сказал, что «хорват и католик», а отец «не имеет никакого отношения к Сербии» и является «хорватом православной веры».

Несмотря на то, что такие заявления у нас в России принято считать предательством и отречением от собственного родителя, в Сербии Субашича продолжают считать «своим», что хорватского вратаря сильно нервирует.

Все эти внутрибалканские истории занимают общественное мнение и СМИ куда больше, чем надуманное российско-хорватское противостояние. В Хорватии вообще довольно плохо представляют себе Россию, и открытия, которые совершают хорватские журналисты на мундиале, в массе своей положительны. В остальном рассуждения о предстоящем матче не выходят за рамки футбольной аналитики.

Кстати, хорваты убеждены, что после вылета Месси и Рональдо именно Лука Модрич станет лучшим футболистом чемпионата. У нас, понятное дело, на этот счет есть собственное мнение.

..............