Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

5 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

3 комментария
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

18 комментариев
27 ноября 2017, 17:45 • Спорт

У российской сборной остается шанс вернуть олимпийские медали Сочи

У российской сборной остается шанс вернуть олимпийские медали Сочи
@ imago/Xinhua/ТАСС

Tекст: Айнур Нуриев,
спортивный юрист,
директор Gambit Law & Sports

«Состоявшуюся победу украсть очень сложно, тем более такую, которая навеки останется за спортсменами-героями», – заявил в понедельник пресс-секретарь Кремля, комментируя решение МОК. По итогам этого решения сборная РФ потеряла первое место Игр-2014, опустившись на третье. Впрочем, уже скоро наша сборная может стать второй. И даже вернуть себе лидерство.

Необходимо понимать, что, согласно действующему Кодексу ВАДА, дисквалификация за применение допинга следует не только в случае непосредственного употребления запрещенных препаратов, улучшающих спортивные результаты. Аналогичные санкции предполагаются за хранение и распространение запрещенных медикаментов, за создание препятствий к проведению допинг-контроля (например, за отказ сдать пробу), за подмену проб, за участие в сговоре по применению допинга и так далее.

Именно такого рода проступки вменяются российским спортсменам. Не употребление препаратов, а «нарушение антидопинговых правил» – добровольное участие «в государственной системе поддержки допинга».

Всего Международный олимпийский комитет (МОК) дисквалифицировал порядка десяти российских атлетов, включая лыжников Александра Легкова, Максима Вылегжанина и Евгения Белова, а также бобслеиста Сергея Зубкова, лишив их всех завоеванных в Сочи медалей. Решение принимала комиссия МОК под председательством Дениса Освальда.

Денис Освальд (фото:Global Look Press)

Денис Освальд (фото: Global Look Press)

Зубков уже завершил спортивную карьеру и сейчас является президентом Федерации бобслея России. На его счету было два золота домашней Олимпиады. Именно после дисквалификации Зубкова наша сборная опустилась в неофициальном медальном зачете на третье место, уступив Норвегии и Канаде. Правда, по итогам дисквалификации Легкова и Вылегжанина золотая медаль в лыжном марафоне должна перейти другому российскому лыжнику – Илье Черноусову. Когда МОК примет соответствующее решение, в активе сборной России будет 10 медалей высшей пробы, что вернет ее на вторую позицию в общем зачете.

Под подозрением до сих пор находится и известная биатлонистка Ольга Зайцева. В Сочи она завоевала серебро в женской лыжной эстафете 4×6 км.

Во всех делах обвинения строятся по схожему сценарию с некоторыми отличиями. Но на данный момент нет мотивированного решения ни по одному из российских спортсменов. То есть до сих пор не известны конкретные причины, принятые во внимание МОК.

Однако на основании уже обнародованной информации, в том числе исходя из рассмотренных в Международном спортивном суде (CAS) дел, можно предположить, что формальные причины для дисквалификации следующие.

Во-первых, фамилии этих спортсменов фигурируют в докладе Макларена и в списке «Дюшес». В последнем перечислялись атлеты, которым якобы было рекомендовано пить коктейль с запрещенными препаратами, изготовленный Григорием Родченковым.

Во-вторых, на внутренней поверхности ряда контейнеров с пробами спортсменов есть неестественные царапины. В МОК исходят из того, что это может быть следствием запрещенных манипуляций с пробами.

В-третьих, ДНК проб «А» и «Б» в некоторых случаях не совпадают.

В-четвертых, в пробах содержится неестественный уровень соли.

И наконец, в-пятых: речь может идти о каких-то новых доказательствах, представленных Григорием Родченковым в МОК некоторое время назад.

В любом случае, о классическом нарушении, когда у спортсмена обнаруживается положительная допинг-проба, речь в данном случае не идет.

Пример. Лыжникам Белову и Легкову обвинения в применении допинга были предъявлены еще в январе – на основании все того же доклада Макларена. В связи с этим Международная федерация лыжного спорта (FIS) временно отстранила спортсменов от участия в соревнованиях, а CAS оставил решение федерации в силе. В качестве доказательств заявлялось то, что фамилии спортсменов фигурировали в докладе Макларена (соответствовали номерным кодам, упоминавшимся в так называемой переписке Родченкова с бывшим замминистра спорта Юрием Нагорных) и в списке «Дюшес».

И хотя CAS отказал спортсменам в апелляции, в решении суда было отмечено, что «представленных доказательств хватило для временного отстранения до 1 ноября 2017 года, но может не хватить для дисквалификации при повторном рассмотрении дела».

Дальнейшее общеизвестно: перед окончанием срока временного отстранения (то есть в конце октября) МОК рассматривает дело Легкова и Белова и принял решение об их дисквалификации, на что спортсмены подали повторную апелляцию в CAS. Слушания по их апелляции, как ожидается, пройдут после публикации мотивировочной части решения МОК.

Однако уже сейчас можно заявить, что МОК, скорее всего, использовались принципиально новые доказательства, представленные Родченковым. Маловероятно, что МОК принял бы решение о дисквалификации, заранее зная, что первоначально исследованные доказательства по делу о временном отстранении с высокой степенью вероятности будут недостаточны для CAS (суд упомянул об этом в процитированном выше решении).

В СМИ появлялись сообщения, что таким новым доказательством может стать база АДАМС из Московской лаборатории за период 2012–2014 гг., сохраненная Родченковым. По ней якобы можно проследить исправления статуса проб с «положительных» на «негативные». Правда ли это, мы узнаем в ближайшее время.

Остается открытым вопрос, каковы шансы, что дисквалифицированные спортсмены удачно обжалуют решения МОК в CAS и вернут себе медали. Спортивным юристам трудно ответить на этот вопрос, не ознакомившись с мотивировочной частью решения.

Но если принципиально новых и существенных доказательств у МОК все-таки не появилось, шансы на успешное обжалование сохраняются.

Правда, есть еще одно обстоятельство, которое эти шансы снижает. Речь идет о недавнем решении CAS по делу Анны Пятых, которую дисквалифицировали на основании все того же доклада Макларена. Такие прецеденты не всегда принимаются во внимание, так как суд принимает решения исходя из всей совокупности доказательств, но учитывать их в рамках прогноза необходимо.

Председатель комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Михаил Дегтярев считает, что чиновники МОК и ВАДА пытаются «расчистить поле» и «устранить конкурентов на предстоящих играх в Корее». «Мы видим, что отстраняют лучших спортсменов в самых для нас успешных видах спорта – лыжников, конькобежцев. Не удивлюсь, если завтра это будут наши биатлонисты или хоккеисты», – заметил депутат.

Другая задача, по его же словам, «опустить Россию в общемедальном зачете ОИ-2014, чтобы дискредитировать Олимпиаду в Сочи».

Впрочем, как считает пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, победу у российских спортсменов украсть очень сложно – она уже состоялась. «Тем более такую победу, которая навеки останется за нашей сборной, за спортсменами-героями», – добавил он.

Теперь российские власти планируют «настойчиво и энергично принимать меры, предусмотренные законом, для защиты интересов наших спортсменов во взаимодействии с международными спортивными организациями». Но последнее слово остается за CAS.

..............