Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

10 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Зачем галициец обещал Америке русские меха

По сравнению с немцами, французами и старинными шведами нынешние киевские куклы на веревочках, конечно, мелочь. Зато теперь понятно, что всю стаю западные дрессировщики специально на русский мех науськивали. На нефть, газ и алмазы. Учили. Готовили.

17 комментариев
24 сентября 2019, 22:50 • Общество

Зачем Россия сообщает НАТО о полетах своих истребителей

Зачем Россия сообщает НАТО о полетах своих истребителей
@ mil.ru

Tекст: Оксана Борисова

Эстония снова заявила, что российский военный самолет нарушил ее воздушное пространство. Минобороны ответило: Су-34 выполнял плановый перелет, маршрут был согласован, а пилот поддерживал связь с представителем страны НАТО – эстонским авиадиспетчером. Оказалось, что Россия зачастую действительно оповещает другие страны о полетах военных самолетов вдоль их границ. Но делает это далеко не всегда.

Во вторник МИД Эстонии вызвал на ковер российского посла Александра Петрова и вручил ему ноту протеста. Как следует из ее текста, накануне вечером российский Су-34 нарушил воздушное пространство страны в районе острова Вайндлоо. Как заявил по этому поводу газете ВЗГЛЯД советник МИД Эстонии Тревис Бритта, российский самолет находился в воздушном пространстве республики менее минуты.

«Транспондер самолета был выключен, и план полета не был подан. Самолет не поддерживал радиосвязь с управлением воздушного движения Эстонии», – посетовал Бритта, сославшись при этом на данные минобороны республики. Дипломат добавил, что это уже второе нарушение воздушной границы Эстонии самолетом РФ в этом году.

В Москве информацию Таллина назвали ложью. Как пояснили в Минобороны России, Су-34 выполнял плановый перелет в Калининградскую область над нейтральными водами Балтийского моря, причем «маршрут был заранее согласован, экипаж находился на связи – в том числе с эстонскими диспетчерами».

Из этого сообщения можно сделать вывод, что российское военное ведомство обсуждает маршруты пролета ВКС с Таллином и даже поддерживает по пути диалог с диспетчерами из страны НАТО.

Военный обозреватель Павел Фельгенгауэр вполне допускает, что ВКС контактируют с авиационными службами Эстонии. «Это было бы разумно. Особенно вероятно, что ВКС согласовывают маршрут во время учений, когда условия приближены к боевым. Представьте себе: летит над Балтикой группа истребителей в сопровождении какого-нибудь самолета дальнего радиолокационного обнаружения А-50. Тогда они могут согласовать, сказать диспетчеру, что, мол, да, летят, но цели устроить неприятности у них нет», – пояснил Фельгенгауэр.

Эксперт напоминает, что воздушный коридор в небе над Финским заливом для российских самолетов очень узок, он сильно ограничен с севера воздушным пространством Финляндии, а с юга – Эстонии.

«А нарушения границы, если и бывают, носят случайный характер.  Военные летчики, в отличие от гражданских, не летают все время по одним и тем же маршрутам, и поэтому порой слабо их знают»,

– добавил эксперт. Фельгенгауэр также считает, что нельзя проводить параллель между полетами американских самолетов вдоль нашей границы в районе Калининграда и полетами российского боевого самолета вдоль Эстонии: «Там речь идет о сборе разведданных, а тут регулярные перелеты в Калининградскую область, это разные задачи».

Как известно, власти стран Прибалтики регулярно жалуются на приближение российских кораблей и самолетов к своим границам. Москва всякий раз подчеркивает, что полеты выполняются в строгом соответствии с международными нормами.

Последний раз эстонцы заявили о нарушении своей воздушной границы в мае. Тогда главный штаб Сил обороны Эстонии утверждал, что российский самолет Ту-154 нарушил границу в районе того же самого острова Вайндлоо. Нарушение, по его версии, продолжалось менее минуты. При этом самолет летел с включенным транспондером, у него был план полета.

По словам военных экспертов, получать разрешение на пролет в нейтральном воздушном пространстве Москва не обязана, но она нередко уведомляет сопредельные страны о полетах военной авиации, например, с аэродромов Ленинградской области в Калининградскую.

«Мы не обязаны согласовывать эти маршруты ни с кем. Просто подается заявка на перелет самолета с одного аэродрома на другой, – пояснил газете ВЗГЛЯД генерал-лейтенант, бывший заместитель главнокомандующего ВВС России по вопросам Объединенной системы ПВО государств СНГ Айтеч Бижев. – А над нейтральными водами имеют право летать как эстонцы, латыши, литовцы, так и Российская Федерация».

При этом саму информацию о том, что российский Су-34 нарушил эстонскую границу, Бижев расценивает как «вранье».

Главный редактор военно-исторического журнала Baltfort Юрий Мелконов (Рига) подчеркнул, что Москва, как правило, уведомляет страны Прибалтики о пролетах своих боевых самолетов вдоль их границ. Это касается и Эстонии, и Латвии, и любой другой страны, вдоль которой должны пролететь военные самолеты. «Это общепринятая международная практика. Министерство обороны России в той или иной мере придерживается ее и сообщает маршрут Службе управления воздушным движением Эстонии», – сказал Мелконов газете ВЗГЛЯД.

Эксперт подчеркнул, что «в ряде случаев Россия не пользовалась этой практикой – например, идет разведывательный самолет Ил-20 со специальным заданием. И что, рассказывать натовцам, куда он полетит?» – риторически спросил эксперт. «В силу географических особенностей в районе Эстонии всегда существует вероятность нарушений границы», напомнил Мелконов, поэтому маршрут вдоль ее рубежей очень сложный – отклонение буквально на 500 метров грозит вторжением в воздушное пространство.

«Всякий раз российские самолеты сопровождают истребители стран Запада. Натовская воздушная полиция сопровождает все российские самолеты. Это опасно, чревато воздушными ЧП. Над Балтикой давно пора договориться о режиме полетов», – призвал он.

Мелконов напомнил, что ранее стороны планировали договориться, чтобы «не трепать друг другу нервы». «Министерство обороны России было готово идти навстречу эстонской стороне, но идея осталась нереализованной», – посетовал латвийский эксперт.

..............