Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

3 комментария
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран и Израиль играют по новым правилам мировой политики

Сейчас, когда исторический процесс перестал быть искусственно выпрямленным, как это было в холодную войну или сразу после нее, самостоятельные государства многополярного мира, подобно Ирану или Израилю, будут вести себя, исходя только из собственных интересов.

2 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Вихри истории надо закручивать в правильном направлении

Россия – это особая цивилизация, которая идет своим путем, или Россия – это такая недо-Европа, цель которой войти в этот самый европейский дом?

9 комментариев
17 августа 2018, 22:19 • Общество

В России формируются новые мегаполисы

В России формируются новые мегаполисы
@ Донат Сорокин/ТАСС

Tекст: Николай Проценко

Еще относительно недавно население большинства региональных столиц РФ сокращалось, но негативный тренд удалось переломить – количество миллионников в стране будет увеличиваться. В чем секрет городов, которым удалось выйти из депрессии и привлечь новых жителей? На кого нужно равняться тем, кто до сих пор переживает депопуляцию?

Крупные нестоличные города страны научились конкурировать между собой не только за инвесторов, но и за людей. Для самореализации человеку из провинции больше не обязательно ехать в Москву или Петербург. Казань, Екатеринбург, Краснодар, Ростов-на-Дону, Воронеж, Тюмень, Севастополь – эти места привлекают все больше новых жителей благодаря самым разным факторам, от хорошего климата до развитой инфраструктуры. Их быстрый рост дает повод для других мегаполисов задуматься о долгосрочных перспективах развития, поскольку концентрация населения в успешных городах будет только увеличиваться.

Казань: европейские ворота в Азию

Население столицы Татарстана непрерывно растет на протяжении двух десятилетий, увеличившись с 1,078 миллиона до 1,244 миллиона человек. Одним из стимулов к этому стала череда успешно реализованных мегапроектов. При президенте Минтимере Шаймиеве Казань получила громадные инвестиции в благоустройство в рамках подготовки к празднованию своего тысячелетнего юбилея в 2005 году. При нынешнем руководителе Татарстана Рустаме Минниханове город принял Универсиаду-2013 и футбольный мундиаль.

По количеству жителей Казань находится на шестом месте в России, но ее неофициальный статус «третьей столицы» практически не подлежит сомнению. По уровню развития инфраструктуры это в лучшем смысле европейский город, местами напоминающий Берлин или Будапешт, совершенно безопасный и наводненный туристами. А ведь еще относительно недавно благодаря легендарным молодежным группировкам Казань считалась одной из криминальных столиц России.

Местные жалуются, что реконструкция центра привела к утрате многих исторических зданий. И все же следует признать, что в целом отношение к исторической среде у властей Татарстана щадящее – без хищнической точечной застройки, процветающей в Ростове, Краснодаре, Екатеринбурге и других крупных городах. Некоторые новые строения, такие как пафосный Дворец земледелия – новый офис татарстанского минсельхоза, действительно вызывают вопросы с точки зрения вкуса, но хорошо уже то, что на их месте не появились уродливые небоскребы из синего стекла.

Казанский Кремль со стороны Волги (фото: Сергей Фадеичев/ТАСС)

Казанский кремль со стороны Волги (фото: Сергей Фадеичев/ТАСС)

При этом из всех нестоличных городов России Казань имеет, пожалуй, наиболее эффективную транспортную инфраструктуру. Прежде всего, это один из единичных примеров удачного развития метро за постсоветский период. Поезда ходят не часто, да и ветка всего одна, но если вспомнить бесконечные эпопеи со строительством подземки в Омске и Красноярске, опыт Казани выглядит хорошим ориентиром для других городов-миллионников. Кроме того, в столице Татарстана есть линия скоростного трамвая, которая связывает окраинные районы, а вот маршрутки практически ушли в прошлое. Основные линии наземного транспорта обслуживаются вполне комфортабельными автобусами, а остроту проблемы пробок удалось заметно снизить за счет новых магистралей и путепроводов в черте города.

Все это в конечном итоге складывается в образ города для жизни, привлекающего человеческий капитал, хотя по климатическим условиям Татарстан существенно уступает многим другим крупным регионам страны. В этом году, например, снег там шел 1 июня.  

Екатеринбург: теперь не только промышленность

Крупнейший город Урала выступает основным конкурентом Казани за право считаться третьей столицей России. В 2010 году теперь уже бывший губернатор Свердловской области Александр Мишарин предлагал объединить областную столицу с четырьмя городами-спутниками – в этом случае так называемый Большой Екатеринбург действительно стал бы третьим городом РФ по численности населения. Однако инициатива не прошла, и Екатеринбург пока на четвертом месте. На данный момент в городе проживает 1,469 миллиона человек – примерно на 100 тысяч больше, чем в конце советского периода. Но екатеринбургская агломерация, в общих чертах сформированная еще до революции, насчитывает более 2,2 миллиона человек.

Меж тем Екатеринбург относится к тем крупным городам, что испытали в 1990-е годы наиболее резкий демографический спад. Это было прямо связано с сокращением промпроизводства, и к 2001 году население столицы Урала достигло минимального для постсоветских лет уровня – 1,257 миллиона человек. С тех пор структура экономики города принципиально изменилась, а количество жителей в нем непрерывно растет. Екатеринбург – это уже не только и даже не столько промышленный центр, сколько современный постиндустриальный мегаполис, основательно включенный в глобальные связи.

Город молодой и дерзкий – так аттестовал Екатеринбург бывший вице-премьер Аркадий Дворкович в конце прошлого года, когда столица Урала вновь подала заявку на проведение у себя Всемирной выставки. Екатеринбург планировал принять у себя «Экспо-2020», но уступил Дубаю, теперь же намерен побороться за выставку 2025 года с Баку и японской Осакой. После того, как в начале этого года свою заявку снял Париж, шансы российского города на победу значительно выросли. Решение будет озвучено в ноябре.

Для достойного проведения столь крупных мероприятий у Екатеринбурга уже давно есть вся необходимая инфраструктура: современные бизнес-центры, отели международных сетей, развитый общественный транспорт и т. д. 

Краснодар: полтора миллиона пишем – два в уме

Сколько людей проживает в Краснодаре, точно не знает никто. Бывший мэр, ныне – депутат Госдумы Владимир Евланов еще в начале нынешнего десятилетия говорил, что население кубанской столицы перевалило за миллион человек, однако перепись 2010 года дала всего 832,5 тысячи. Столь значительное расхождение прямо связано со спецификой самой динамичной отрасли экономики Краснодара – жилищным строительством.

На пике строительного бума в 2014 году застройщики вывели на рынок более трех миллионов квадратных метров жилья. То есть даже по самым скромным оценкам на каждого жителя города приходилось три новых «квадрата» в год, тогда как для большинства регионов страны даже один «квадрат» в год пока остается недосягаемым ориентиром. Такое предложение было обеспечено неплохим спросом: жилье в Краснодаре не слишком дорогое, климат мягкий, рынок труда динамичный, и все это привлекает в город огромное количество приезжих (по некоторым оценкам, они покупают до 30–40% квартир). Уследить за столь массовыми миграционными потоками сложно, тем более что в Краснодар ездят на работу многие жители близлежащих городов и станиц, включая соседнюю Адыгею.

Прошлой осенью краснодарское УВД назвало число зарегистрированных жителей – 1,318 миллиона человек. То есть за семь лет прирост составил 76%, а к моменту следующей переписи населения город может перевалить за полтора миллиона. У столь бурного роста, безусловно, есть обратная сторона, с которой большинство краснодарцев сталкивается ежедневно: высокая нагрузка на инфраструктуру. Узкие улицы давно не справляются с растущим количеством транспорта, результатом чего стали постоянные пробки, а детских садов остро не хватает.

Парк Солнечный остров в Краснодаре (фото: Виталий Тимкив/РИА Новости)

Парк «Солнечный остров» в Краснодаре (фото: Виталий Тимкив/РИА «Новости»)

Власти города рассчитывали на значительные инвестиции в инфраструктуру в период подготовки к чемпионату мира по футболу, но Краснодар неожиданно не вошел в список городов, получивших право принимать матчи. Правда, ультрасовременный стадион там все же появился – его построил миллиардер Сергей Галицкий для своей команды «Краснодар», а вот улично-дорожная сеть осталась без крайне необходимых вложений. К тому же нынешний губернатор Вениамин Кондратьев распорядился свернуть программу благоустройства «Краснодару – столичный облик», которая шла при Александре Ткачеве.

Тем не менее у города остается важный инфраструктурный козырь – развитая трамвайная сеть, фактически выполняющая функции метро (почти везде трамвай ходит по выделенным линиям и не зависит от пробок). Совсем недавно власти объявили о планах продлить линии трамвая к ряду новых районов, что должно улучшить их связь с центром и повысить привлекательность жилья на периферии.

Ростов-на-Дону: здесь будет город-хаб

Главный конкурент Краснодара в ЮФО официально стал миллионником еще в конце советской эпохи, а с 2000 года, когда там появилось полпредство президента, любит называть себя южной столицей России. В настоящий момент население города оценивается в 1,13 миллиона человек – за последние 10 лет ростовчан стало больше на 81 тысячу. Это относительно немного, но южная столица постепенно втягивает в свою орбиту соседние города – Батайск, Аксай (фактически они стали спальными районами Ростова), Азов, Новочеркасск, Таганрог. Так что совокупный демографический потенциал корректнее оценивать в границах агломерации Большого Ростова, а это более двух миллионов человек.

Развитие агломерационных связей стимулируют крупные инфраструктурные проекты, начатые при нынешнем губернаторе Василии Голубеве. Сначала донским властям удалось убедить федеральное правительство, что ключевой аэропорт-хаб Юга России должен находиться именно в Ростовской области. Затем для строительства нового аэропорта был найден частный инвестор – группа «Ренова» Виктора Вексельберга. Окончательное решение было принято после того, как Ростов вошел в число городов, принимающих матчи ЧМ-2018. В итоге «Платов», открытый в конце прошлого года, стал первым российским аэропортом за последние три десятилетия, построенным с нуля. В перспективе он рассчитан на восемь миллионов пассажиров – это вчетверо больше, чем у старого аэропорта. Обеспечить такой рост можно лишь за счет активного продвижения области как территории, привлекательной для жизни, бизнеса и туризма. Это работа на несколько десятилетий вперед, но задел мундиаля оказался солидным. Помимо аэропорта, в Ростове появились современный футбольный стадион, отели международных сетей и новые транспортные развязки. 

Одновременно активизировалось жилищное строительство. Еще несколько лет назад сравнение с Краснодаром по темпам ввода жилья было явно не в пользу Ростова, но теперь донская столица перехватила у кубанской эстафету строительного бума. Появление новостроек в таком количестве обостряет проблемы общественного транспорта: нашумевший проект метро остался на бумаге, трамвайная сеть в значительной степени ликвидирована еще в прошлом десятилетии, и мэрия только недавно решила потеснить монополию маршрутчиков на самых загруженных направлениях, закупив к ЧМ новые автобусы. 

Воронеж: сверхновый миллионник

Официальное признание Воронежа городом-миллионником состоялось в декабре 2012 года. Сейчас в городе проживают около 1,048 миллиона человек, а ведь 2008 году их было всего 840 тысяч при 900 тысячах в конце советской эпохи. Воронеж вырос в том числе за счет присоединения к нему ряда близлежащих поселений, однако эта нехитрая манипуляция не подменяет сути: за последние годы город заметно преобразился – во всяком случае в центральной части.

«Воронеж – город живой. Из него не хочется сбежать первым же рейсом, в нем можно вести бизнес, город развивается, и это круто. По энергетике очень похож на Питер, только без китайских туристов», – делится впечатлениями известный блогер-путешественник Илья Варламов.

Действительно, в мае этого года Воронеж занял пятое место в рейтинге качества городской среды из 300 населенных пунктов, составленном Минстроем РФ: он уступил только Москве, Санкт-Петербургу, Казани и Екатеринбургу. В последнем экологическом рейтинге городов России, составляемом ОНФ и Минприроды, Воронеж стал третьим после Набережных Челнов и Казани. По масштабам жилищного строительства в Центральной России город уступает только Москве и Подмосковью. Кроме того, он отличается насыщенной культурной жизнью – там проходит более 50 международных фестивалей в год, а в 2014-м Воронеж носил звание культурной столицы СНГ.

Воронеж (фото: Ульяна Соловьева/РИА Новости)

Воронеж (фото: Ульяна Соловьева/РИА «Новости»)

Успехи Воронежа заставляют задуматься о роли личности в современной российской истории. Превращение столицы Черноземья в один из самых динамичных городов страны произошло в тот период, когда областью руководил бывший министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев, недавно вернувшийся в правительство в ранге вице-премьера. При нем регион не только смог выйти в число лидеров АПК (что вполне предсказуемо, учитывая компетенции Гордеева), но и дать хороший образец формирования современной городской среды. Последнее обстоятельство во многом определило выбор преемника: врио губернатора стал Александр Гусев, возглавлявший Воронеж на протяжении четырех лет.

Тюмень: холодно, но комфортно

Нефтяная столица России входит в число региональных центров, где численность населения не падала даже в 1990-х годах (а таковых немного). За последние 30 лет население Тюмени выросло на 60% – с 494 тысяч жителей в 1991 году до нынешних 768 тысяч. Иными словами, в среднем город рос на 10 тысяч человек в год, и если такая динамика сохранится, к середине нынешнего столетия город пополнит число российских миллионников.

Основания для таких ожиданий есть: Тюмень давно и стабильно входит в число наиболее комфортных для жизни городов России, причем не только по росстатовским показателям, но и по субъективным оценкам жителей. В прошлогоднем исследовании журнала «Русский репортер» 86% опрошенных тюменцев ответили «да» на вопрос, нравится ли им жить в их городе. Это абсолютное первое место среди крупных городов России, несмотря на не самый комфортный климат. Лучшим городом по качеству жизни в РФ Тюмень признавал в своем рейтинге и Финансовый университет при правительстве России.

На стороне Тюмени играет не только нефть, но и мощнейший лоббистский ресурс в федеральном центре. В число российских лидеров по качеству городской среды город вошел еще в те годы, когда губернатором Тюменской области был нынешний мэр Москвы Сергей Собянин, а его преемник Владимир Якушев недавно стал министром строительства и ЖКХ РФ. Назначение Якушева в экспертном сообществе и общественном мнении было воспринято практически без критики: его повышение до уровня федерального министра – прямой результат эффективной работы во главе региона, в том числе по созданию комфортных условий для жизни.

Севастополь: свежий постсоветский рекорд

К моменту распада СССР население Севастополя составляло 403 тысячи человек, а к 2014 году, когда город-герой вошел в состав России, упало до 343 тысяч. Присоединение Крыма сразу же стимулировало массовый переезд в Севастополь россиян с «большой земли», и на сегодняшний день в нем насчитывается уже почти 437 тысяч жителей. Это – исторический максимум.

Для города этот миграционный прирост оказался серьезным вызовом. За четверть века в составе Украины Севастополь был обделен инвестициями в инфраструктуру, и последствия этого предстоит преодолевать еще долго. Особенно показательная ситуация сложилась в сфере жилищного строительства: к моменту присоединения к РФ в Севастополе почти не было проектов комплексного освоения территорий, вместо этого процветали точечная застройка и спекуляция дефицитной землей. И нужно подчеркнуть, что ситуация не слишком-то изменилась: новый генплан Севастополя по-прежнему не утвержден.

Сегодня квартирный рынок Севастополя практически полностью ориентирован на приезжих: по данным властей города, на них приходится более 70% сделок с жильем. Следствием этого стал рост цен: средняя стоимость «квадрата» в Севастополе лишь немного уступает Санкт-Петербургу. Это еще раз говорит о необходимости скорейшего решения земельно-имущественных проблем, доставшихся в наследство от Украины. Практика многих крупных городов России однозначно свидетельствует о том, что выделение новых земель под комплексную застройку быстро ведет к снижению цен на жилье. 

..............