Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

7 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Зачем галициец обещал Америке русские меха

По сравнению с немцами, французами и старинными шведами нынешние киевские куклы на веревочках, конечно, мелочь. Зато теперь понятно, что всю стаю западные дрессировщики специально на русский мех науськивали. На нефть, газ и алмазы. Учили. Готовили.

17 комментариев
5 июля 2018, 16:10 • Общество

Почему африканские фермеры хотят переселиться в Россию

Почему африканские фермеры хотят переселиться в Россию
@ Public domain

Tекст: Евгений Крутиков

На Ставрополье прибыла делегация буров-африканеров, которые изъявляют желание переселиться в Россию и образовать сельскохозяйственную колонию. Понятно, что гонит этих людей из ЮАР – погромы, черный расизм и конфискация земли. Но почему они хотят переселиться именно в Россию? Причина, как ни странно, в их религиозных взглядах.

История с возможным возникновением бурской колонии на Северном Кавказе на деле заметно сложнее, чем обещает средний хлесткий заголовок в СМИ.

Газета ВЗГЛЯД подробно описывала ситуацию вокруг закона о конфискации земель в ЮАР и чем именно он грозит белым фермерам (бурам). За прошедший месяц ситуация резко обострилась: нападения на белые фермы и убийства фермеров приняли системный характер. Среди погибших есть и пожилая пара (82 и 74 года от роду), и молодая семья, десятилетнего ребенка которой сварили в кипятке.

Риторика взаимных обвинений вплотную приблизилась к черте расовой войны. Буры быстро радикализуются, но по-прежнему разобщены по политическому и религиозному признакам. Выходы из ситуации предлагаются самые разные – от массовой эмиграции до вооруженного сопротивления.

Между тем, «северокавказский проект» бурского переселения родился не вчера. Ранее на Ставрополье переселилась семья Мартенсов из Германии и неплохо устроилась на новом месте. Теперь туда же прибыла с «ознакомительной поездкой» делегация буров из провинции Фрайстаат – бывшего Свободного государства со столицей в Блумфонтейне, главной житнице ЮАР. Там обрабатываемые бурами земли занимают 32 тысячи квадратных километров, пастбища – почти 90 тысяч, но доля бурского населения неуклонно сокращается. Основа местного чернокожего населения – сото, которые с белыми смешиваются редко, язык бытового общения – африкаанс, а английский мало распространен не только в быту, но и в бизнесе (собственно, в ЮАР это язык нескольких крупных городов и символ урбанизации; для сельского населения английский противоестественен).

Делегация состоит всего из трех человек: профессора теологии Университета Свободного государства и приглашенного профессора Университета Гронингена (Нидерланды) Яна Адриана Шлебуша, его бородатого сына Эдиша и англоговорящей невестки. Считать их официальными представителями какого-либо госинститута, конечно же, нельзя, как и выразителями воли всех буров Свободного государства.

Семья Шлебуш (фото: кадр из видео)

Семья Шлебуш (фото: кадр из видео)

Профессор Шлебуш не столько ученый, сколько проповедник Голландской Реформатской церкви, идеология которой лежит в основе бурского менталитета и образа жизни. Ему принадлежит несколько фундаментальных трудов по картезианской этике голландских политиков и проповедников XIX века. При этом семья Шлебушей исторически владеет фермой Ватерброн близ Блумфонтейна. И еще в ноябре прошлого года на риелторских сайтах ЮАР появились объявления о ее продаже за 5 миллионов 300 тысяч рандов (примерно 24 с половиной миллиона рублей). Покупатель на 22 гектара орошаемой земли с традиционным бурским одноэтажным коттеджем (пять спален, два санузла, две кухни, игровые площадки) до сих пор не нашелся, а соседние фермы оцениваются втрое дешевле. В связи с известными событиями их стоимость неуклонно падает.

Глава семьи принадлежит к тому крылу буров, которые ради сохранения традиционного религиозного образа жизни готовы покинуть родные места. Внешне все это смахивает на небольшую секту с харизматичным проповедником. Таковы традиции африканеров, которые еще каких-то сто лет назад не мыслили своего существования вне религиозной общины, в которой проповедники становились и политиками, и военными лидерами одновременно. Сейчас к военному сопротивлению склоняется в основном молодежь, а значительная часть сельских общин морально готова к таким вот переселениям ради сохранения традиционного уклада.

Этим определен и сам характер визита буров на Ставрополье. Шлебуши посетили казачий музей, выставку «Моя Россия – моя история» и православный кафедральный собор. Активно общались не только с чиновниками, но и с духовенством, несмотря на всю разницу между радикально протестантским и православным взглядами на мироустройство.

«Нас вдохновило развитие России в последние годы. Мы христиане. Мы за традиционные ценности. И возрождение таких ценностей в России привлекает нас. Основная проблема Южной Африки – либерализм. И западные либеральные ценности. Именно либералы создали ситуацию, в которой мы оказались, так что мы бежим еще и от либерализма», – заявил Эдиш Шлебуш, сын профессора.

Особняком стоит финансовый вопрос. Речь идет о том, что каждая бурская семья привозит с собой (то есть инвестирует на новом месте жительства) по полмиллиона долларов. Это не проблема – люди они не бедные. За это буры просят аренду земли на 99 лет с правом выкупа и вид на жительство.

При этом первоначальные разговоры о создании некой обособленной колонии не подтверждаются. Вроде как речь идет о переселении примерно 15 тысяч буров не только в Ставропольский край, но также на Кубань, в национальные республики ЮФО и, что особенно интересно, в Крым. По данным местных властей, 30 семей готовы выехать из ЮАР в любой момент.

Другое дело, что свободную землю в таких объемах, к каким привыкли буры, на Северном Кавказе не найти. Это вызвало негативную реакцию в соцсетях и вал придурковатых предложений отправить переселенцев в Сибирь, где свободной земли навалом. Но буры поколениями живут исключительно в жарком климате, в Сибири они не выживут, а их овцы и буйволы в принципе не приспособлены к таким климатическим зонам (да, скот они завезут сами; белые фермы ЮАР, наравне с Австралией и Новой Зеландией, располагают одним из лучших племенных фондов).

Параллельно некоторые эксперты, явно незнакомые с ситуацией в ЮАР, принялись обвинять Шлебуша в пиаре и попытках «оказать давление на общественное мнение Европы, обращаясь к России, то есть действуя от обратного». Однако консервативный протестантский мыслитель из Блумфонтейна – не та фигура, которая может оказать серьезное давление на общественное мнение Запада.

В Нидерландах, Бельгии и Франции потомков религиозных беженцев и гугенотов никто никогда не ждал. Дело даже не в том, что там для их овечек земли давно не осталось. Эмиграция буров носит отчетливо выраженный расовый и религиозный характер, в Западной Европе такие общины не приживутся. Они, конечно, не амиши и вполне себе интегрированы в современность, но Ставрополье им как-то ближе Амстердама.

Пока еще не понятно, что из всего этого может вырасти. Особых бюрократических препон вроде бы нет, как нет и негатива со стороны местных органов власти, тем более что буры ничего особенного не просят. Это переселение черкесов из Косово в свое время стало затратным и политически не оправдавшим себя проектом, а тут – чистые инвестиции и трудолюбие, возведенное в принцип.

Однако в нашем мире возможно все или почти все, а политическая ситуация в ЮАР пока что балансирует на грани непредсказуемости. Апокалиптические настроения среди религиозной части буров очень сильны, и они требуют таких вот нестандартных решений по переселению. Но есть ведь и другая фракция – те, кто готов к вооруженному сопротивлению. И эту перспективу пока еще никто не изучал.

..............