Взгляд
2 июля, суббота  |  Последнее обновление — 02:39  |  vz.ru
Разделы

Железный занавес ударит по Европе больше, чем по России

Геворг Мирзаян
Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Евросоюз принял решение отгородиться от России – экономически, политически и даже культурно. Но вопрос в том, кому от этого хуже. Есть подозрение, что не России. Подробности...
Обсуждение: 17 комментариев

Военная математика на стороне России

Владимир Прохватилов
Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики
В разгар Первой мировой британский математик Фредерик Ланчестер разработал систему уравнений для определения исхода боя двух сражающихся сторон. Эта методика многократно проверена в буквальном смысле в бою. Подробности...
Обсуждение: 61 комментарий

Когда настанет время для переговоров с Украиной

Игорь Караулов
Игорь Караулов, поэт, публицист
Может сложиться парадоксальная ситуация, когда Россия будет в состоянии сделать украинскому государству более выгодное предложение, чем те страны, которые назвались его «союзниками». Подробности...
Обсуждение: 24 комментария

Представлена новая купюра 100 рублей

Банк России представил модернизированную сторублевую банкноту. Подход к оформлению купюры изменен – городскую тематику сменила региональная. Новые сторублевые купюры в течение 10 лет заменят собой в обращении банкноты предыдущих модификаций
Подробности...

Сильные ливни в Крыму привели к паводкам и подтоплениям

В результате сильного ливня в Крыму река Салгир вышла из берегов и затопила пять поселков в Симферопольском районе. Так же подтопило и часть Симферополя. В ликвидации последствий задействованы сотни спасателей, введен режим ЧС. Из домов эвакуированы 42 человека
Подробности...

Сотни поклонников пришли проститься с Юрием Шатуновым

На Троекуровском кладбище Москвы прощаются с бывшим солистом группы «Ласковый май» Юрием Шатуновым. Сотни поклонников, близких и знакомых артиста выстроились в длинную очередь к траурному залу, пришедшие хором пели песни любимого певца. Шатунова кремируют и похоронят на Троекуровском кладбище в Москве 28 июня
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: В Минобороны заявили о подготовке провокации ВСУ с применением кассетных боеприпасов

    Главная тема


    Разрыв отношений России с Болгарией почти неминуем

    «новые успехи»


    Эрдоган решил сделать турецкую армию сильнейшей в мире

    неонацистский батальон


    Дело членов плененной на «Азовстали» группировки «Медведи SS» готово к отправке в суд

    «Филадельфия Флайерс»


    СМИ: Вратаря сборной России по хоккею задержали за уклонение от армии

    Видео

    «редкая порода»


    Командовать войсками НАТО в Европе выбран знаток червяков и России

    распад страны


    Шотландия огорчит врагов Великобритании

    плацдарм в Черном море


    Россия превратила Змеиный в ловушку для ВСУ

    выплата дивидендов


    Почему государство сознательно отказалось от денег Газпрома

    Хельсинкская комиссия


    Руководство США ищет способы расчленить Россию

    Углеводородная война


    Глеб Простаков: Газ наконец стал геополитическим оружием России

    Призрачный мир


    Игорь Караулов: Когда настанет время для переговоров с Украиной

    Война уравнений


    Владимир Прохватилов: Военная математика на стороне России

    на ваш взгляд


    Где в Москве должна появиться площадь Площадь Луганской Народной Республики?

    Гибель майора Филипова заставляет задуматься о качествах самолета Су-25

    Су-39 – машина, которая должна была прийти на смену Су-25, но так и не пришла
       9 февраля 2018, 22:45
    Фото: Алексей Михеев/ТАСС
    Текст: Андрей Резчиков,
    Алексей Нечаев

    Штурмовик Су-25, взлетевший более сорока лет назад, стал поистине легендарной машиной, рабочей лошадкой ВВС в целой серии конфликтов по всему миру. Но насколько этот самолет отвечает требованиям современной войны? Вопрос не праздный – ведь в том числе от надежности этой машины зависит успех российских летчиков в Сирии. И их жизнь тоже.

    Героическая гибель российского летчика Романа Филипова рикошетом вызвала дискуссии, насколько его машина – штурмовик Су-25 – отвечает современным требованиям. Может ли быть такое – будь у Филипова еще более современные средства радиоэлектронной борьбы на борту и двигатель помощнее, шансы его машины уцелеть были бы выше?

    Например, китайское издание Sina.com назвало самолеты Су-25 устаревшими, добавив, что Россия по экономическим причинам не смогла модернизировать их до более продвинутого Су-39. Как пишет «Лента.ру», которая перевела материал китайских коллег, доработка прежде всего требуется электронному оборудованию и системам предупреждения о ракетном нападении, что делает их уязвимыми для атак ПЗРК.

    Первый полет Су-25 (летчики называют его «Грачом») действительно состоялся больше сорока лет назад – в феврале 1975 года. Тогда самолет позиционировался как ответ американскому А-10 Warhog, в сравнении с которым наш имел большую тяговооруженность (отношение тяги к весу самолета) и большую максимальную скорость, но гораздо меньшие габариты.

    В войсках Су-25 заслужил репутацию надежной машины и достойно проявил себя во время войны в Афганистане. Еще в 80-е годы была готова программа модернизации Су-25, по итогам которой он бы превращался в Су-39, модель с более современной начинкой. Однако в 90-е годы о программе модернизации по причинам всеобщего развала и отсутствия денег забыли. Когда же в отечественный ОПК вновь пошли средства, основная ставка была сделана на другую модель, Су-34. Это хорошая машина, но несколько другой специализации.

    Правда, в 2001 году в КБ Сухого началась программа модернизации «Грачей» в усовершенствованную версию Су-25СМ. Весной 2002 года обновленный самолет совершил первый вылет. В результате почти в три раза выросла точность боевого применения и навигационных систем.

    Может быть, пришло время вновь модернизировать проверенные и надежные штурмовики?

    Нуждается в модернизации

    Заместитель главного редактора журнала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко считает, что инцидент в Идлибе прямо не связан с несовершенством «Грача». По его словам, тепловой ракетой можно, например, сбить и самые современные американские F-22 или F-35. В случае самолета Филипова совпало сразу несколько факторов: низкая высота, несомкнутый строй, плюс не были включены тепловые ловушки. «Наша «сушка» очень живучая. То, что произошло в Сирии, – случайность. Машина бронированная и обычно выдерживает попадание такой ракеты», – пояснил эксперт.

    Те, кто сам пилотировал Су-25, знают слабые места машины, но все равно вспоминают ее с уважением.

    «В Чечне, помню, было сложновато пройти через огонь противника. Допустим, надо выйти в определенный район для выполнения задачи. Если облака прижимают, приходится идти на малых высотах. Если ушел за облака, в условиях гористой местности пробивать облачность вниз нельзя, это равносильно самоубийству», – рассказал газете ВЗГЛЯД экс-командующий 4-й воздушной армией ВВС и ПВО генерал-лейтенант Герой России Валерий Горбенко.

    «Иногда боевики знали наши маршруты и встречали заградительным огнем, – продолжил генерал-лейтенант. –

    И ДШК там были, и доставали даже из подствольников нас, стреляя гранатами. Даже приспособили для стрельбы по авиации противолавинные пушки, которые остались с советских времен».

    Машина, по словам генерала, доказала свою живучесть. И все же Дрозденко призывает поскорее модернизировать Су-25 и дальше – прежде всего прицелы и вооружения. Практику такой модернизации подсказывают нам, как ни странно, наши соседи. В Тбилиси со времен СССР сохранился завод, на котором «Грачи» проходили ремонт. В четверг стало известно о том, что собранные на этом «Тбилавиастроителе» модернизированные Су-25 под названием «Дже-31 Бора» Грузия намерена предлагать покупателям в Африке и Азии по 20–25 млн долларов за штуку, утверждая, что подобные машины там очень востребованы. Эти штурмовики оснащаются «новейшей авионикой». Сейчас им подбираются двигатели американского или европейского производства.

    Генерал-майор, ветеран войны в Афганистане и бывший замкомандующего ВВС Прибалтийского военного округа СССР по армейской авиации Александр Цалко тоже считает, что возможности по модернизации Су-25 не исчерпаны. Однако это не значит, что штурмовик можно превратить в неприступную крепость: «Машин, которые вообще невозможно сбить, еще не бывало», – напомнил он газете ВЗГЛЯД.

    Но у генерала есть вопросы по поводу самого инцидента с трагической гибелью майора Филипова. Он напомнил, что Су-25 – машина непосредственной огневой поддержки на поле боя, и она не должна выполнять разведывательные задачи. Между тем, как заявило Минобороны, в момент гибели самолет вел как раз разведку в провинции Идлиб.

    «Я понимаю, если бы Су-25 был сбит при выполнении своей штатной боевой задачи. А в данном случае мне непонятно, почему была возложена такая задача на Су-25», – сказал Цалко газете ВЗГЛЯД. Генерал напомнил, что подобные ошибки допускались военными еще в Афганистане.

    Путь к беспилотникам

    Эксперт Центра анализа, стратегий и технологий («АСТ Центр») Сергей Денисенцев считает: те, кто называет Су-25 устаревшим, часто имеют в виду концепцию применения самолета, а не машину как таковую.

    «Су-25 актуален в конфликтах низкой интенсивности, хотя использование штурмовиков сопряжено с рисками. Штурмовик летает на небольших высотах в зонах возможного огня ПЗРК и зениток. Некоторые специалисты считают подобную концепцию устаревшей и предлагают использовать высотные летательные аппараты с высокоточным оружием, современные многоцелевые истребители-бомбардировщики, – сказал Денисенцев газете ВЗГЛЯД. – А есть точка зрения, что в конфликтах с низкой интенсивностью, как в Сирии, нужно переходить к использованию разведывательно-ударных беспилотников, вроде американского Reaper».

    У американцев, подчеркнул эксперт, для таких целей давно существуют целые беспилотные авиаэскадрильи, которые фактически заменяют полки штурмовиков.

    И все же даже такая перспектива таит в себе некоторые угрозы.

    «Но и беспилотники ошибаются, – говорит Дрозденко. – Были и перехваты, например, в Иране посадили сверхсекретный беспилотник компании Lockheed Martin. Чтобы обезопасить себя от современных средств радиоэлектронной борьбы, американцам приходится передавать компьютеру самолета какие-то права. Через какое-то время это шагнет дальше, и появятся беспилотные вооруженные машины с искусственным интеллектом на борту. Они будут сами решать, кто враг. Меня лично это пугает», – признался эксперт.

    В таких условиях старый добрый Су-25, скорее всего, продолжит свою службу еще не один год.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •