Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

3 комментария
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран и Израиль играют по новым правилам мировой политики

Сейчас, когда исторический процесс перестал быть искусственно выпрямленным, как это было в холодную войну или сразу после нее, самостоятельные государства многополярного мира, подобно Ирану или Израилю, будут вести себя, исходя только из собственных интересов.

2 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Вихри истории надо закручивать в правильном направлении

Россия – это особая цивилизация, которая идет своим путем, или Россия – это такая недо-Европа, цель которой войти в этот самый европейский дом?

9 комментариев
6 июня 2017, 11:30 • Общество

Увеличение точности метеопрогнозов требует слишком больших затрат

Увеличение точности метеопрогнозов требует слишком больших затрат
@ Александр Сайганов/ТАСС

Tекст: Екатерина Коростиченко

МЧС предложило штрафовать синоптиков за ошибки в предсказаниях. Идея не новая – еще год назад в Госдуму был внесен законопроект, содержавший четкую таблицу таких штрафов (он, впрочем, оказался первоапрельской шуткой). Один прогноз можно сделать уверенно: с той зарплатой, которую сейчас предлагают синоптикам, конкуренция на их место будет невысока.

Глава МЧС Владимир Пучков в понедельник заявил, что необходимо выработать алгоритм «экономической ответственности» сотрудников Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромета) за неподтвержденные данные о погоде.

Я не представляю, как можно оценить штраф для синоптика. В каком размере он будет установлен? Штраф за то, что он ошибся в предсказании погоды на 5 или 10 градусов?

Призыв министра вызвал ропот в самом Росгидромете и подчиненном ему Гидрометцентре. Замруководителя ситуационного центра Росгидромета Анатолий Цыганков в интервью RT напомнил, что синоптиков давно наказывают рублем за неоправданные прогнозы, но такие вопросы решают в рабочем порядке сами руководители, – лишая провинившихся сотрудников премии.

«Если бы вы знали, сколько у нас люди получают, вы бы даже на работу не пошли за эти деньги», – сказал он. По его мнению, предложенные МЧС штрафы были бы оправданы, если бы синоптики получали, например, по 100 000 в месяц. Им же, подчеркнул Цыганков, «платят в пять раз меньше».

Директора Гидрометцентра Романа Вильфанда уровень зарплат сотрудников метеорологических служб тоже не устраивает. «Если эта работа важна, если она дает большой эффект в разных отраслях экономики, нужно создать для человека условия. Социальный пакет, хорошая зарплата и так далее. Чтобы за каждое место был бы конкурс», – заявил газете ВЗГЛЯД директор института.

Заместитель Вильфанда Дмитрий Киктев сделал свое предсказание – в случае введения штрафов рядовые метеорологи разбегутся и прогнозировать станет некому. «Должны быть и поощрения, и требования, учитывающими природу этих процессов, их хаотичность», – сказал он порталу Pravda.ru. По его мнению, «если синоптиков расстреливать, сажать, то скоро никого не останется, потому что природа процессов такова, что время от времени прогнозы не будут оправдываться, даже если все сделано правильно, если вся информация использована полностью».

29 мая на столичный регион обрушился ураган, который стал самым сильным подобным стихийным бедствием за последние годы. Пострадали свыше 200 человек. Газета ВЗГЛЯД подробно рассказывала о том, какие выводы можно сделать из этой трагедии. В частности, практически не сработала система предупреждений МЧС по мобильным телефонам.

Ошибся на 10 градусов – штраф 15 тысяч

Идея наказывать синоптиков за неточные прогнозы звучала и раньше. Так, 31 марта прошлого года в Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий штрафы за ошибочные прогнозы, в случае если «недостоверные сведения о температурном режиме» повлекли причинение вреда гражданам и их имуществу, животным и окружающей среде. Его автор депутат Сергей Иванов (ЛДПР) предлагал в нем четкую градацию ошибок и штрафов. Так, если ошибка находится в пределах 5 градусов Цельсия, она повлечет за собой штраф от 1 тысячи до 10 тысяч рублей, а «дезинформация» до 10 градусов ведет к наказанию до 15 тысяч рублей, свыше 11 градусов – до 20 тысяч.

Но наказывать за публикацию ошибочных предсказаний депутатов предложил журналистов, а вовсе не синоптиков. В качестве крайней меры Иванов даже требовал даже принуждать журналистов к «обязательным работам по устранению последствий не предсказанных атмосферных явлений на срок до 50 часов». Законопроект должен был вступить в силу 1 апреля того же года, и в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД Иванов пояснил, что его проект был не более чем первоапрельской шуткой (на следующий день депутат его отозвал).

Если же говорить серьезно, то Иванов против идеи главы МЧС. «Что касается штрафов, то я не представляю, как можно оценить штраф для синоптика. В каком размере он будет установлен? Штраф за то, что он ошибся в предсказании погоды на 5 или 10 градусов? Или вместо дождя пошел снег с дождем?» – удивляется депутат.

Депутат отметил, что синоптики должны – уже безо всяких шуток – привлекаться к уголовной ответственности за халатность, в случае если они знали о надвигающейся катастрофе, но не предупредили людей. В качестве яркого примера такой халатности он приводит случай в Ростове-на-Дону.

«В прошлом году летом синоптики не предупредили, что будет ужасный дождь с грозой, действительно произошла чрезвычайная ситуация, – рассказал он. – С учетом ростовской специфики, там в одном месте потоки воды сливаются в яму, девочка погибла. Ее сбило потоком воды и затащило под машину, она захлебнулась».

После урагана деньги нашлись

Вильфанд не берется оценить, каких конкретно инвестиций не хватает ведомству, чтобы заметно повысить точность прогнозов. «Не получается так, что если мы увеличим зарплату в 10 раз, то в 10 раз возрастет успешность. Это нелинейные связи. Можно осуществить существенные вложения, но качество прогнозов улучшится всего на несколько процентов. Правда, каждый процент сохраняет человеческие жизни, уменьшает ущерб для экономики», – сказал Вильфанд газете ВЗГЛЯД.

Он не согласен с распространенным мнением, что в западных странах метеорологи предсказывают более точно. «То, что они технически там более оснащенные, – это правда, а то, что их прогнозы точнее, – нет. По России мы даем самые точные прогнозы», – уверен директор.

Ранее Вильфанд оценивал по качеству прогнозов свой институт примерно наравне с метеослужбами Франции и Германии. В мире, по его словам, Россия занимает примерно 4–6-е места, после метеорологических служб Евросоюза, США и Великобритании. В Москве находится один из трех мировых метеорологических центров, два других расположены в Мельбурне и в Вашингтоне. В то же время в России по-прежнему мало метеостанций, жаловался год назад Вильфанд в интервью Life. Если в Китае их более 53 тысяч, то в нашей стране – всего 1670 станций. При этом, как сообщал год назад Sibnet.ru, на одной из главных в Сибири метеостанций синоптик с высшим образованием зарабатывает около 10 000 в месяц, а рядовой техник – чуть более 7 000 рублей.

Теперь Вильфанд надеется за 3–5 лет приблизить качество прогнозирования на седьмые сутки (сейчас 73%) к качеству прогнозов на третьи сутки (93%). Кстати, спустя два дня после московского урагана Росгидромет разместил на сайте госзакупок заказ на 2,4 млн рублей – потребовался суперкомпьютер для составления прогнозов погоды.

..............