Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

3 комментария
Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

3 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

6 комментариев
31 марта 2017, 23:30 • Общество

Специалисты спорят о последствиях разрешения на ношение хиджабов

Специалисты спорят о последствиях разрешения на ношение хиджабов
@ Елена Афонина/ТАСС

Tекст: Андрей Резчиков,
Михаил Мошкин

Парламент Чечни законодательно подтвердил то, о чем ранее говорил Рамзан Кадыров в споре с министром образования России. В школах отдельно взятой республики разрешено носить хиджабы. Данная коллизия явно будет иметь последствия – и эксперты спорят о том, каких будет больше, положительных или отрицательных.

В пятницу пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что у Кремля нет единой позиции по вопросу ношения хиджабов в российских школах, необходимо понять, может ли этот вопрос быть решен на федеральном уровне.

Чеченское общество – это традиционное общество. Вовсе не обязательно, что такое может быть в соседнем регионе

Ранее в пятницу парламент Чечни принял поправки в республиканский закон об образовании, предполагающие право учащихся носить одежду, которая соответствует их религиозным убеждениям. В республиканском парламенте полагают, что поправки не противоречат федеральному закону «Об образовании».

По сути, мы наблюдаем столкновение двух принципов, заложенных в конституции: принципа светскости образования и принципа свободы вероисповедания (который, по мнению тех, кто защищает хиджабы в школах, включает в себя и право на «дресс-код», соответствующий религиозным традициям).

Заметим, что Песков в своем комментарии одновременно отметил, что Россия является светским государством (и это зафиксировано в конституции), и напомнил слова Владимира Путина, который не раз говорил о том, что именно в многоконфессиональности и многонациональности заключается сила России. Добавим, что в 2013 году в ходе прямой линии Путин прямо выступил против ношения хиджабов в школах.

Закон, принятый в Чечне, формализовал позицию чеченского руководства, которая сравнительно недавно была предметом спора главы республики Рамзана Кадырова с руководителем федерального Министерства образования Ольгой Васильевой.

В Чечне разрешено носить хиджабы в школах. Как вы относитесь к этой практике?



Результаты
650 комментариев

Поводом стал запрет на ношение мусульманских платков в одной из школ Мордовии. Министр подчеркнула: в России установлен светский характер образования, и напомнила о решении Верховного суда. Действительно, в 2013 году высшая инстанция поддержала решение Ставропольского краевого суда, запретившего посещать школу в хиджабах. И Мордовия, и Ставропольский край – регионы, в которых среди верующих преобладают православные, при наличии компактных мусульманских общин (в первом случае – татар, во втором – выходцев с Северного Кавказа). Кадыров, в свою очередь, указывал, что «платок – не атрибутика, а важная часть одежды мусульманки», и напоминал, что по конституции гражданам гарантируется право действовать в соответствии со своими религиозными убеждениями.

В своем нынешнем комментарии Дмитрий Песков отметил: «Проблема ношения хиджабов в учебных заведениях активно дискутируется во многих странах». Однако в случае с законом, принятым парламентом Чечни, мы имеем дело не с дискуссионным вопросом, а с правовым актом. Какими могут быть последствия принятия этого закона – для всей страны, а не только для маленькой кавказской республики?

Позитивные последствия

Журналист, член Совета при президенте по правам человека Максим Шевченко в комментарии газете ВЗГЛЯД заявил: решение, принятое парламентом Чечни, послужит укреплению конституционного поля России, укреплению прав и свобод граждан и в конечном счете укреплению целостности России. «Это защита прав граждан, в том числе верующих мусульман – чувствовать себя не ущемленными, а полноценными российскими гражданами, обладающими всеми правами и свободами», – пояснил собеседник.

Парламент Чечни разрешил носить не исключительно хиджабы, а религиозную атрибутику вообще – а она может быть не только исламской, отметил Шевченко. «В России есть традиционные религии, они обозначены. Если бы и другие регионы последовали бы такому примеру и перестали бы преследовать верующих людей, то жить в нашей стране стало бы лучше и демократичнее», – уверен Шевченко.#{religion}

Зампредседателя Совета по правам человека при президенте России (СПЧ) Евгений Бобров в комментарии газете ВЗГЛЯД считает главным позитивным последствием то, что вопрос, который был предметом споров, получил формальное одобрение. Таким образом, общественное напряжение было снято. По словам Боброва, чем дольше не решается этот вопрос, тем больше возможностей для манипулирования мнением верующих людей в угоду политическим и другим целям.

Чеченский политолог Абдулла Истамулов полагает, что решение парламента республики, с одной стороны, соответствует традиционному характеру чеченского общества. Но с другой стороны, отметил Истамулов, – парламент республики разрешил школьницам носить хиджаб, но не предписал это. Таким образом, была соблюдена свобода выбора. «Чеченское общество – это традиционное общество. Но вовсе не обязательно, что такое может быть в соседнем регионе, в Ставропольском крае или где-то еще», – обавил Истамулов.

Нежелательные последствия

Ведущая телеканала «Звезда» Надана Фридрихсон полагает, ситуация с принятием «закона о хиджабах в школе», к сожалению, вновь активизирует разговоры о том, что «Чечня – это государство в государстве». «Мы уже видели примеры, когда республика обходила стороной некоторые законы РФ», – заметила Фридрихсон в беседе с газетой ВЗГЛЯД. Многим запомнилась так называемая свадьба века с участием якобы несовершеннолетней девушки и великовозрастного чиновника, напомнила собеседница. Тем самым, полагает она, было показано, что некоторые законы РФ не писаны для отдельно взятого региона.

Еще одно негативное последствие, по мнению Фридрихсон, заключается в нарушении принципа отделения религии от школы. «Школа – для получения образования, – подчеркивает собеседница. – Религиозная одежда там неуместна. Повязать просто платок на голову – ради бога, это атрибут некой моды. Но именно навязывание культурной религиозной одежды в школе – это неприемлемо. После этого православные будут просить, чтобы девочки надевали длинные юбки и платки, католики и буддисты еще что-то будут просить».

И наконец, по мнению Наданы Фридрихсон, угрозой может оказаться волна недовольства со стороны националистически настроенной молодежи в других регионах. «Чем больше молодых девушек и парней с Северного Кавказа будут приезжать в другие российские города и провоцировать общественность религиозным внешним видом, тем выше будет подниматься волна сопротивления и недовольства у молодых людей, которые живут в этих городах, – полагает Фридрихсон. – А дальше мы будем слышать переход к более радикальной риторике: «Россия для русских» и «Хватит кормить Кавказ». Поэтому не надо провоцировать людей».

Половина на половину

Добавим, что следует учитывать данные соцопросов, которые по самой своей сути отражают мнение законопослушного большинства, а не экстремистски настроенных групп. Опрос, проведенный ВЦИОМ в январе этого года, показал: россияне стали более терпимо, нежели 5 лет назад, относиться к внешним проявлениям религиозной принадлежности в школе. 47% считают, что в этом нет ничего предосудительного (в 2012 году было 35%). При этом недопустимым со стороны учеников и учителей это считают ровно столько же – 47%.

Несмотря на определенный рост толерантности к проявлениям исламской религиозности (а под «религиозными атрибутами в школе» все же скорее понимают головные платки, а не нательные крестики или иудейскую и буддистскую атрибутику) налицо расхождение – половина на половину. Очень важно не превратить его в раскол.

..............