Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева «Ребятушки, милые, как к нам Россия относится?»

«Нетвойнисты» пытаются прежде всего себя самих убедить, что у них есть моральное превосходство. Ведь они за мир во всем мире. И им очень жалко людей, которые страдают от войны. Им жалко всех вокруг. Но правда в том, что им жалко только себя. И моральное превосходство они потеряли в тот самый момент, когда не заметили бабу Любу.

5 комментариев
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Реальных экономических революций нет и не предвидится

Бизнес начинает выдумывать всякие несуществующие проблемы, и навязывать потребителям мысль, что у них что-то страшно болит. Маркетолог из человека, который ищет боли, превратился в человека, который зомбирует потребителя, убеждая того, что ему плохо.

0 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Русские за рубежом тоже выбрали Россию

Люди, уехавшие из страны в последние годы, проходят трудную школу, в которой проясняется их отношение и к загранице, и к родной стране. Собственно, мы все проходим такую школу, но у них это прямо-таки интенсив.

3 комментария
11 января 2017, 18:20 • Общество

Исаакиевский собор опять стал символом крутых поворотов отечественной истории

Исаакиевский собор опять стал символом крутых поворотов отечественной истории
@ Алексей Даничев/РИА Новости

Tекст: Ирина Алкснис

Исаакиевский собор по решению властей Санкт-Петербурга будет передан в безвозмездное пользование Русской православной церкви. Так Исаакий в очередной раз стал символом крутых поворотов отечественной истории и самых острых общественных дискуссий. Однако самое важное мнение – мнение «молчаливого большинства» – остается неизвестным.

Власти Санкт-Петербурга подтвердили, что Исаакиевский собор будет передан Русской православной церкви в безвозмездное пользование. Речь идет именно о передаче в безвозмездное пользование, а не в собственность (собственником останется государство). Согласно заявленным планам это должно произойти до декабря 2017 года, однако, по мнению директора музея-памятника «Исаакиевский собор», реальные сроки могут дойти до трех лет.

Бурная общественная дискуссия, начавшаяся по принятому городскими властями решению о передаче храма, отражает всю сложность и многослойность темы взаимоотношений общества и религии в современной России

Отражать перипетиями своей биографии резкие повороты отечественной истории и изгибы идейно-политических споров, похоже, стало фирменным знаком и просто судьбой Исаакия.

Собор с момента постройки стал одним из самых известных в мире православных храмов и одной из главных визитных карточек Петербурга. Разорение храма после революции, а затем превращение его в антирелигиозный музей с маятником Фуко, наглядно демонстрирующим суточное вращение Земли, явилось одним из символов воинствующего атеизма первых лет советской власти. После Великой Отечественной войны антирелигиозность в СССР заметно спала, и в 1948 году Исаакий был превращен в музей «Исаакиевский собор».

Новый этап в истории храма-музея начался во второй половине 1980-х годов. В 1986 году знаменитый маятник был демонтирован, а в 1990 году в соборе возобновились церковные службы. Ныне богослужения проходят там в ежедневном режиме (за исключением среды).

По сути, предыдущие два с половиной десятилетия Исаакий существовал в формате «музея и храма при нем». Ныне предполагается, что он превратится в «храм и музей при нем». Но, как и в предыдущие исторические периоды, с Исаакиевским собором ничего не бывает просто.

Бурная общественная дискуссия, начавшаяся по принятому городскими властями решению о передаче храма, отражает всю сложность и многослойность темы взаимоотношений общества и религии в современной России.

Во-первых, научная (и сочувствующая ей) общественность беспокоится по поводу музейной и научной утраты объекта. Опыт «реституции церковной собственности» последних десятилетий показал, что, когда на одной территории располагаются научные и религиозные структуры, трения между ними практически неизбежны. Среди получивших широкий резонанс недавних историй достаточно вспомнить скандал 2015 года с назначением руководителя археологического заповедника «Херсонес Таврический» в Севастополе.

В ситуации возвращения Исаакиевского собора церкви музею с большой вероятностью придется потесниться в своих амбициях и планах. Во всяком случае, директор музея Николай Буров откровенно пессимистичен и резко негативен в оценке принятого решения: «Я считаю, что такое решение, если оно принято, – антигосударственное. Теперь от «Музея четырех соборов» остался только один... И Спас-на-Крови «сожрут» следом. Можно сказать, что музей-памятник «Исаакиевский собор» уже перестал существовать как таковой».

Во-вторых, атеистическая общественность недовольна очередным разрастанием церкви и увеличением ее влияния в светском государстве, каковым по Конституции является Россия, а то, что это происходит при активной поддержке властей, вызывает дополнительное раздражение.

В-третьих, просто политически активная общественность озабочена множеством совершенно конкретных вопросов дальнейшей судьбы собора: от его доступности для посещения туристами до возможной утраты самого собора из-за того, что РПЦ не сможет чисто финансово вкладывать необходимые средства в его поддержание и реконструкцию. Как минимум на последний вопрос ответ очевиден: поскольку собственником собора останется государство, на нем по-прежнему будет лежать финансирование его поддержания и необходимых ремонтных и реставрационных работ.

В совокупности на известном сайте общественных петиций обращение противников передачи собрало уже более 100 тыс. подписей. А на самом соборе активистами был на несколько минут вывешен баннер «НЕ РПЦ».

В свою очередь городские власти в лице спикера Заксобрания Петербурга Вячеслава Макарова напомнили, что передача собора Русской православной церкви в данном случае является требованием закона, а конкретно Федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Да и в целом питерский спикер не выбирал выражения в адрес оппонентов, назвав тех «провокаторами» и «поджигателями войны».

Во всей этой истории – вполне привычной по общественным спорам последних лет – позиции самых громких сторонников и противников решения о передаче Исаакия РПЦ вполне ясны и знакомы по многочисленным предыдущим спорам. Однако куда интереснее мнение по данному поводу так называемого «молчаливого большинства». Того самого большинства, для которого, согласно опросам ВЦИОМ, РПЦ занимает второе (после Российской армии) место среди общественных институтов с более чем 70-процентным рейтингом одобрения.

Хотя есть подозрение, что сюрприза в данном случае не будет.

..............